ОТСЮДА 1 (14) АВГУСТА 1917 г. НАЧАЛСЯ ПУТЬ В ССЫЛКУ АВГУСТЕЙШЕЙ СЕМЬИ
2018 год для России ознаменуется 150-летием Николая II (1868-1918), последнего российского императора и 100-летием со дня расстрела Царской Семьи. В ночь с 16 на 17 июля 1918 г. в Екатеринбурге в подвале дома инженера Ипатьева были расстреляны Николай II, его супруга императрица Александра Федоровна, их дети - Вел. княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, Наследник цесаревич Алексей, лейб-медик Евгений Боткин, камердинер Алексей Трупп, комнатная девушка Анна Демидова и повар Иван Харитонов.
Замела, замела, схоронила/Всё святое родное пурга,- слова ныне забытого русского поэта. Это рассказ об одном из достопамятных царских мест, судьбою которого вполне может стать погружение в болото глубины запустения и забвения.
ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ СТАНЦИЯ ПЕТЕРБУРГО-ВАРШАВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
В 1851 г. император Николай I подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург - Варшава.
Полностью строительство дороги завершилось в 1862 г., но участок от столицы до Гатчины был создан в фантастически короткий срок: движение поездов открылось уже 1 ноября 1853 г.
Первая по счету станция от Санкт-Петербурга называлась Царское Село, а находилась на территории деревни Александровской, возникшей в 1780-х гг. во время строительства Александровского дворца.
В 1860-х гг. здесь появился большой каменный вокзал, построенный по типовому проекту архитектора П.О. Сальмоновича, рядом с ним были сооружены служебные каменные постройки. Станцию переименовали в Александровскую.
25 Мая 1867 г. во время посещения императором Александром II Всемирной выставки в Париже экипаж российского самодержца был обстрелян. Террорист, некто Березовский дал промах: пуля, скользнув по карете государя, попала в лошадь французского шталмейстера, люди при этом не пострадали.
Государев поезд 18 июня 1867 г. в 5-30 утра прибыл на станцию Александровская. Здесь его встречала огромная толпа народа. Военный духовой оркестр во всю мощь грянул гимн «Боже, Царя храни!». Позабыв об этикете, встречающие бросились к императору, многие припали на колени, а крестьяне бросали в воздух свои головные уборы.
Через год рядом со станцией была возведена изящная белокаменная часовня в память о чудесном спасении императора (арх. А.Ф. Видов). Ее венчал шатровый купол с небольшой луковичной маковкой
«Александровская - первая станция на варшавской ж/д - лежит в 21 в. от столицы, вблизи деревни того же названия. Деревня эта не велика, примыкает к самому концу царскосельского парка и в летнее время служит дачным местопребыванием петербуржцев»,- из газеты «Петербургский листок» 1899 г.
ОТДЕЛЬНАЯ ИМПЕРАТОРСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ВЕТКА
Для связи с внешним миром Александровского дворца Царского Села, ставшего резиденцией Николая II, на рубеже XIX-XX вв. были построены самостоятельная ж/д ветка и персональный вокзал - станция Царский павильон в расстоянии 1-й версты от дворца.
Ветка состояла из 3-х путей (1, 2, 3 на карте ниже). Первый диною 2,6 версты (2,8 км) был проложен от станции Александровская до Царского Павильона. По нему императорские поезда доставляли царя и его семью в Гатчину к Марии Александровне, в Спалу - польское охотничье поместье, по нему же приезжали в Царское Село европейские монархи.
Второй путь длиною 1,4 версты позволял осуществлять движение от Царского павильона в Петербург напрямую, без смены направления. Два пути подобно крыльям птицы охватывали Петербурго-Варшавскую ж/д.
Третий путь, сооруженный последним (1902 г.), начинался у специально построенного вокзала, примыкавшего в Витебскому вокзалу со стороны Введенского канала. Он шёл параллельно 2-м путям Московско-Виндаво-Рыбинской ж/д до 16-й версты, затем, повернув в юго-западном направлении, пересекал перед Египетскими воротами шоссе Пулково - Царское Село и подходил к Царскому павильону.
С введением в эксплуатацию 3-х путей царская железная дорога стала универсальной по направлениям и почти независимой от обычных пассажирских и грузовых перевозок.
На месте сгоревшего в январе 1911 г. деревянного Царского павильона было возведено новое здание в любимом Николаем II «неорусском » стиле. Вход в павильон был оформлен в виде парадного крыльца с шатром на четырех бочковидных столбах. Пологие пандусы позволяли въезжать под своды крыльца каретам и автомобилям. Автором проекта был арх. В.А. Покровский, императорские покои вокзала были расписаны художником М.И. Курилко
22 февраля 1917 г. от платформы станции Царский павильон отошел поезд, увозя в Ставку императора Николая II - Верховного Главнокомандующего Российскими войсками. Возвратился поезд в Царское Село 9 марта, привезя в Царское Село «арестованного гражданина Романова».
ОТЪЕЗД АВГУСТЕЙШЕЙ СЕМЬИ В ТОБОЛЬСК ИЗ ЦАРСКОГО СЕЛА
После «отречения» с марта по август 1917 г. Николай II с семьей находился под арестом в Александровском дворце. Специальной комиссией Временного правительства изучались материалы для предания суду Николая II и императрицы Александры Федоровны по обвинению в госизмене. Не найдя свидетельств и документов, Временное правительство постановило отправить Царскую Семью в Сибирь. Осуществление этого решения было поручено Керенскому.
Отъезд был назначен на 1 час ночи 1 (14) августа. «Секрет о нашем отъезде соблюдался до того, что и моторы и поезд были заказаны после назначенного часа отъезда. Извод получился колоссальный! Алексею хотелось спать; он то ложился, то вставал. Несколько раз происходила фальшивая тревога, надевали пальто, выходили на балкон и снова возвращались в залы. Совсем рассвело. Выпили чаю, и, наконец в 5 ч. появился Кер[енский] и сказал, что можно ехать. Сели в наши два мотора и поехали к Александ[ровской] станции. Вошли в поезд у переезда...»,- строки из дневника Николая II.
источник фото Почему местом отправления поездов, увезших Царскую Семью «на Голгофу» была ст. Александровская, а не Царский павильон? Об этом скажем чуть позже.
ЧТО ЗДЕСЬ СЕГОДНЯ
Вид на вокзал ст. Александровская и пассажирскую платформу.
Каменная караулка при часовне. 2-я пол. XIX в.
Служебные здания рядом с вокзалом. Нач. XX в.
Часовня в память о спасении Царя-Освободителя была снесена 10 января 1949 г. во время комсомольского субботника. Удалые комсомольцы поработали на славу, такое впечатление, что обломки фундамента и кирпичи не убраны до сих пор. В 2011 г. на цоколе часовни был установлен памятный знак с изображением Николая II и надписью «Император Николай II. Благодарная Россия».
Мемориал в честь воинов 59-го полка 85-й стрелковой дивизии Героя Советского Союза полковника Е.М. Краснокутского, освободивших Александровскую от немецкой оккупации 16 января 1944 г.
Пруд рядом со станцией.
Вид ж/д путей в сторону СПб. За светофором направо уходит сохранившийся 1-й путь Отдельной императорской ветки.
ВДОЛЬ ИМПЕРАТОРСКОЙ ВЕТКИ
Через 500 м. от ст. Александровская 1-й путь приведет нас в место, именуемое «Клин» с одноименной улицей. Здесь находятся храм и часовня во имя Казанской иконы Божией Матери.
Сделать ее удачный снимок довольно сложно, так как колокольня находится в лесах.
Церковь была построена в 1996-1997 гг. по проекту Е.Л. Светловой, повторяющему план и внешний вид одноименной прежней деревянной церкви, построенной в 1906-1907 гг. по проекту В.Д. Николя, закрытой в 1927 г. и позже разрушенной.
«Клин» - не простое место. Здесь 27 апреля 1826 г. произошло явление Божией Матери крестьянке Марфе Екимовой, и чудесным образом была обретена икона. Место явления на высоком берегу безымянного ручья обозначено ныне православным крестом с надписью.
Деревянный мостик через ручей.
Скульптура монаха (бывший ствол дерева).
Царская ж/д ветка, оставив церковь и Александровское кладбище слева, поворачивает в сторону В-ЮВ и идет через поля.
Здесь она пересекает Кузьминский ручей. Бетонный мост через него сделан исключительно добротно, целы и выглядят безупречно все его несущие элементы и облицовка тесаным камнем.
Еще через 300 м. путь изгибается к северу. На горизонте корпуса какого-то промпредприятия с высоченной трубой.
Похоже, последний поезд проходил здесь не вчера.
В конечном счете ветка упирается в территории разных складов и промзон. Добраться по ней до Царского павильона вряд ли возможно.
Необходимо отметить, что это единственный сохранившийся путь бывшей Отдельной ЕИВ ж/д ветки. На довоенной топографической карте РККА 3-й путь уже был обозначен, как разобранный. 2-й путь, похоже, исчез во время войны.
ЦАРСКИЙ ПАВИЛЬОН, МЕРЗОСТЬ ЗАПУСТЕНИЯ
Снимки конца апреля 2018 г.
Официальное название этого безобразия
«законсервирован в ожидании инвестора». Осенью 2017 г. Союз реставраторов СПб по просьбе КГИОП организовал противоаварийные работы, укрыл оконные и дверные проемы, кровлю в местах утрат, вывез мусор. По крайней мере, теперь в Царском павильоне нет стихийного общественного туалета.
Будет ли что-то здесь сделано в год 100-летия Царской жертвы - не знаю. Для справки: эта территория до сих пор носит название «Павильон Урицкого», фотка
отсюда.Так что, особых иллюзий я бы не питал.
ПОЧЕМУ ОТПРАВКА В ССЫЛКУ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ ПРОИЗОШЛА СО СТ. АЛЕКСАНДРОВСКАЯ
Душераздирающие подробности приводит историк и публицист П.В. Мультатули в книге «Николай II. Дорога на Голгофу. Свидетельствуя о Христе до смерти...».
«Полковник Артабалевский и офицер Кушелев поднялись на площадку вагона, чтобы попрощаться с Государем. Кушелев упал на колени перед Государем, но тот поднял его, обнял и поцеловал. Потом Император подошел к Артабалевскому и протянул к нему руку: « Я до сих пор помню теплоту Его руки, Ее пожатие, когда я припал к Ней губами, целуя. Бледное лицо Государя и Его незабвенный взор навсегда останутся у меня в памяти. Я не в силах передать словами Его взор, но поведаю, что этот взор Государя проникал в самую тайную глубину души с лаской, бодростью и вместе с тем озарял душу Царской милостью. Государь привлек меня к Себе, обнял и поцеловал. В необъяснимом порыве я припал лицом к Его плечу. Государь позволил мне побыть так несколько мгновений, а потом осторожно отнял мою голову от Своего плеча и сказал нам:
- Идите, иначе может быть для вас большая неприятность. Спасибо вам за службу, за преданность…, за все…, за любовь к Нам…, от Меня, Императрицы и Моих детей… Служите России также, как служили Мне… Верная служба Родине ценнее в дни ее падения, чем в дни ее величия… Храни вас Бог. Идите скорее...».
Я даже прослезился... Прошу у читателей прощения за вышеприведенную цитату. «Полковник Артабалевский»... это, скорее всего, Н.А. Артоболевский, командовавший в 1917 г. Первым Гвардейским стрелковым запасным полком (?)
Вот что говорят более серьезные источники.
М.К. ДИТЕРИХС.
Убийство Царской Семь и членов Дома Романовых на Урале; ч. II:
«Наконец, инцидент с паровозами был улажен и в 5 часов утра автомобили подали к подъезду. В первый сели Керенский с Кобылинским. Следом за ними в одном автомобиле вся Царская Семья. Ее эскортировал наряд конных драгун 3-го Прибалтийского полка, держа карабины упертыми прикладами в колени. Поезд был подан на Александровскую платформу Варшавской железной дороги. На перроне платформы никого, кроме отъезжающих не было. Когда все вошли в вагоны, на платформе остался провожающим один Керенский. Он махнул Эртелю рукой, и поезд медленно тронулся в путь. Было без десяти минут 6 часов утра 1 -14 августа».
Е.А. Нарышкина. Мои воспоминания. Под властью трех царей. - М.: Новое литературное обозрение, 2014. :
«18 июля. Керенский сказал государю несколько времени тому назад, что они не смогут остаться в Царском. <...> Вел. Князь Михаил, узнавши случайно о предстоящем отъезде, тотчас же поспешил приехать из Гатчины и умолял Керенского позволить ему проститься с братом. Керенский привел его к государю, который был сильно поражен, сам сел в угол, закрыл себе уши и сказал: “Говорите спокойно друг с другом!” Государь был очень потрясен, и, как это бывает в минуты большой неожиданности, они не нашли ничего сказать. Впрочем, свидание продолжалось очень недолго.
Наконец Керенский вошел в рабочий кабинет государя и спросил: “Ваше величество, верите ли вы мне?” Государь помедлил, потом взглянул на Керенского и сказал: “Да”. - В таком случае, ваше величество. Поверьте мне, что что всё, что я делаю, происходит для того, чтобы вас спасти, а не для того, чтобы вас погубить. Верите ли вы мне в этом?”
Государь ответил: “Я вам верю”. <...>
За решеткой дворца стояла огромная толпа, которая шумела и выкрикивала угрозы. Было бы невозможно вывезти царскую семью через главные ворота; поэтому автомобили направились через парк к станции Александровск. Там уже стоял наготове поезд. Императрица с большим трудом была поднята туда и тотчас упала навзничь на их руки».
Частично использованы материала сайта
https://tsarselo.ru/ Авторские фото - конц апреля 2018 г.
Снимок в конце поста - Привокзальная площадь и сквер у ст. Александровская.