Многонациональный Петербург (часть 3)

Aug 31, 2006 12:49

Мы уже писали ранее о татарах Петербурга, но то было всего лишь начало:)

Говоря о татарах, особенно живших в Санкт-Петербурге до октябрьского переворота, мы почему-то в первую очередь представляем дворника в фартуке и с медной бляхой на груди. Действительно, среди татар дворников было немало, и это вполне объяснимо. Кому нужен пьяный дворник, неспособный круглосуточно следить за порядком или открыть при необходимости ворота среди ночи? Татары выгодно отличались тем, что в полном соответствии с канонами ислама не употребляли спиртного. Вот как описывает обычаи татарской артели автор книги "Брюхо Петербурга" Бахтияров: "Татары в Петербурге живут артелями человек от 10 до 30. Артель и староста зорко следят друг за другом. В квартире строго запрещено появляться пьяным и курить. Если в артели заметят, что один из товарищей пьяный, то на первый раз ему делают словесные внушения, на второй раз связывают и кулаками дают внушение, в третий раз выгоняют из артели". Неудивительно, что домовладельцы предпочитали татар. (И какие домовладельцы! Почти вся прислуга Зимнего дворца, более ста человек, были татарами.) Ну а поскольку многие из татар были семейными и жизнь в артели не всегда была возможна, работа дворником решала и эту проблему: тогда не было сложностей со, выражаясь современным языком, "служебным жильем" и семья дворника сразу получала крышу над головой.

Весьма распространенным было среди татар и ремесло старьевщика. Крики "Старье берем!", "Халат, халат!" или "Бутыл-банк-костей-тряп!" оглашали петербургские дворы долгие годы, в том числе и после семнадцатого года. Сейчас их не стало, и очень жаль: кто из нас не задумывался о том, куда бы пристроить ненужные вещи? Не понесешь же в комиссионный магазин старые брюки, да и магазинов этих почти не осталось. Татарские коробейники успешно решали эту проблему в Питере, перераспределяя, как сейчас бы выразились, "секонд-хэнд" к общему удовольствию. Автор замечательной книги "Татары в Санкт-Петербурге" Дауд Аминов описывает старьевщика как "своеобразный скупочный пункт в долгополом бешмете, подпоясанный красным кушаком, с котомкой за плечами, в мягких юфтевых сапогах и с черной шапочкой (каляпуш) на бритой голове". Неудивительно, что столь живописных персонажей петербуржцы, шутя, называли "князьями". Жалко, что эту картину больше не увидеть в питерских дворах-колодцах - как, впрочем, и финских молочниц или итальянских шарманщиков. И все-таки мнение о том, что "татары - дворники и старьевщики", лишь еще один устойчивый миф.

Огромное количество татар были купцами, в том числе и первой гильдии. Они торговали коврами, мехами, сукном, платьем: И в Пассаже, в Гостином дворе многие магазины принадлежали петербуржцам татарского происхождения. А "касимовские официанты"! Касимов - город в Тверской области, откуда немало татар приехало в Питер. Их предпочитали нанимать в качестве официантов и метрдотелей в самые солидные рестораны столицы. Трезвость и честность привлекали владельцев. Достаточно сказать, что вывеска известнейшего ресторана "Данон" гласила: "Данон, Бетан и Татары"! Разумеется, метры и официанты в заведениях такого уровня должны были легко владеть иностранными языками и обеспечивать соответствующий класс обслуживания - ведь жили они тогда на чаевые. Впрочем, эти чаевые позволяли не только обеспечивать семью, но впоследствии и открыть собственное дело. Почти все вокзальные рестораны и буфеты в начале ХХ века принадлежали представителям татарской диаспоры.

Множество татар предпочитали работу с лошадьми. Исторически, с древних времен, народ этот умел и любил обращаться с конями. Поэтому лучших извозчиков, чем татары, в Питере не было. И пассажирские, и ломовые (то есть грузовые) демонстрировали свою старательность и искусство горожанам и гостям. Но конь бывает не только извозчицким, в XIX веке они бывали и боевыми. Немало татар служили в императорской гвардии, где всегда поддерживался принцип абсолютной веротерпимости. И в армии, и на флоте предусматривались вакансии мулл, было даже звание высшего исламского деятеля в войсках - "ахун гвардии"! Конечно же, для служивых мусульман пища готовилась специально, без свинины. Конечно, предоставлялось время для пятикратной ежедневной молитвы. И конечно, ахуна ни в коем случае не назначали - его избирали все военнослужащие-мусульмане.

Но были и такие татары, которые, несмотря на свободу вероисповедания, предпочли перейти в христианство. Они доказали, что полушутливое наименование татар у петербуржцев - "князья" - совсем не шутка. Взгляните лишь, сколько аристократических фамилий породили татары за неполных четыреста лет - это и Нарышкины, и Юсуповы, и Шахматовы, и Апраксины, и Тургеневы! Люди, без которых невозможно представить себе российскую историю и культуру. Можно (хотя и не нужно) долго спорить о том, какая национальность сыграла наибольшую роль в истории Санкт-Петербурга. Но по разнообразию ярких ролей, пожалуй, татары никому не уступают.

http://www.chaspik.spb.ru/

личности, татары, многонациональный Петербург

Previous post Next post
Up