Оригинал взят у
pantv в
Сфинксы из Фив и С-Петербурга Глаза в глаза вперив, безмолвны,
Исполнены святой тоски,
Они как будто слышат волны
Иной торжественной реки.
Для них, детей тысячелетий,
Лишь сон - виденья этих мест...
Валерий Брюсов
В Петербурге есть настоящие египетские сфинксы из Фив.
Они привезены из древней столицы Египта. И явно помнят и Моисея и Неффертитти и прошли через 10 египетских казней. Об этом и будет этот пост, в котором много букоФ, но надеюсь, интересных и познавательных.
В 1832 году на Университетской набережной напротив Академии художеств решили устроить широкую пристань. Её проект составил К. А. Тон. Пристань должна была быть украшена бронзовыми фигурами коней с укротителями. Эти работы производились по единому проекту обустройства Университетской набережной. Отливка скульптур из бронзы оказалась за рамками возможностей утверждённой сметы. К счастью, скульптуры коней с укротителями впоследствии были установлены на
Аничковом мосту.
А на набережной встали или легли сфинксы - львы с человеческими головами. Они были найдены в 1820 году при раскопках в Фивах в толщах песка опытным и удачливым “копателем” греком Атанази.
Вскоре их доставили в Александрию для продажи, покупателем оказалось французское правительство.
Приобрести помешала июльская революция 1830 года. В 1831 году они оказались приобретены с одобрения Академии художеств и по решению императора Николая I русским путешественником А. Н. Муравьёвым за 64 тысячи рублей (для сравнения - кони Клодта обошлись казне в 450 тысяч рублей).
Сфинксы древнего Египта должны были установить преемственность Российской Империи со славой самой древней Империи мира - наверное такая мысль руководила императором и теми, кто предложил ему привезти в наш город египетских сфинксов.
Каждый из них, весом 23 тонны, имеет 5,24 метра в длину и 4,50 метра в высоту. Но главное - им около трех с половиной тысяч лет! Фивы били в то время столицей Египта.
Они помнят Моисея и Неффертити, которая просто обязана была видеть их и даже дотрагиваться, так как явно была у входа в гробницу отца своего мужа Аменхотепа IV. Лица Сфинксов напротив Академии Художеств имеют портретное сходство с фараоном Аменхотепом III.
Расписанный рельеф Аменхотепа III.Париж. Лувр.
Колоссы Мемнона у запокойного храма Аменофиса III. Реконструкция из книги Д.Карпичечи.
Именно этот комплекс храмов и гробница были разрушены временем, засыпаны песками и надежно похоронили под собой наших сфинксов.
Из египетского порта Александрия в Петербург их доставили весной 1832 года на греческом корабле “Добрая надежда”.
В конце апреля 1834 года (по книге В.Струве) сфинксы получили "постоянную прописку" на Университетской набережной. ”По мастерству исполнения, - фигуры вырезаны из крепчайшего египетского красно-коричнево-серого гранита, - обилию надписей и хорошей сохранности, Невским сфинксам нет равных в мире. Даже египетские музеи и Лувр не имеют таких экспонатов.
Архитектором О. Монферраном заканчивавшим в том же 1834 году Александровскую колонну на Дворцовой площади, предлагалось усилить связь этого места с Египтом сооружением здесь огромной статуи бога Осириса. Но идея Монферрана была отклонена. Пристань со сфинксами украсили бронзовыми светильниками и грифонами, отлитыми по моделям П. П. Годе.
Между прочим, с первого года явления их в нашем городе кто-то (впрочем, известно - это был мастер-каменотес Степан Анисимов) обозвал их “свинцами”, а потом горожане стали звать их просто и с любовью “свинками”.
В Петербрге они единственные НАСТОЯЩИЕ. В Петербурге есть и другие, всего их 14, считая двух новых “Шемякинских”, напротив знаменитой петербургской тюрьмы “Кресты”. Есть и установленные раньше сфинксов у Академии художеств - это четыре гранитных сфинкса на Полюстровской набережной были установлены в 1790-е годы, украдены в середине XIX века, вновь воссозданы в 1958 году. Четыре чугунных стоят у
Египетского моста через Фонтанку и два точно таких же на набережной Малой Невки на Каменном острове (все отлиты в 1826 году), - все другие сфинксы созданы петербургскими мастерами, известными или безвестными.
Вид от сфинксов на Исаакиевский собор.
Удивительно, но со времен появления этих египетских сфинксов в Санкт-Петербурге (до сегодняшнего дня) им посвящена лишь одна научно-историческая работа - брошюра академика В.В.Струве «Петербургские сфинксы», изданная, как сказано на ее титульном листе, «по постановленiю Императорскаго Русскаго Археологического Общества 12 августа 1912 года» (находится теперь в Библиотеке Академии наук в Санкт-Петербурге).
С тех пор эта брошюра ни разу не переиздавалась.
Древнеегипетские надписи на сфинксах расшифровал в 1912 году тот самый В.В.Струве (слева на фото), - кроме тех, которые расположены со стороны Невы. Их изучили позже, сначала известный советский египтолог Ю.Я.Перепелкин и затем его ученик, ныне профессор СПбГУ А.Л.Вассоевич.
Все надписи представляют из себя титулы фараона. В целом полное титулатурное имя фараона Аменхотепа III, воплощенного бога на земле, гласит:
“Да живет Гор, Могучий телец, воссиявший в правде, установивший законы, успокоивший обе земли. Золотой Гор, телец царей, покоритель девяти луков. Царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка обеих земель Небмаатра, отпрыск Ра. Сын Ра, любимый его Аменхотеп - властитель Фив, образ Ра перед обоими Землями. Гор - добрый владыка вечности, которому даны жизнь, постоянство, счастье, здоровье”.
Небмаатра - тронное имя фараона Аменхотепа III (Аменхотеп - родовое имя); Гор (Хор - пер. “высота”, небо”) - сын Исиды и Осириса, борющийся с силами мрака и тьмы, изображался в виде человека с головой сокола, и крылатым солнцем на голове, - покровитель и небесный защитник фараонов; Ра - бог солнца. Могучий телец (или Бык) - один из эпитетов Гора, символ могущества фараонов. “Телец царей, покоритель девяти луков”, - обычный титул фараона. “Девятью луками” в Египте издревле называли окружавшие страну племена.
К сожалению, надписи на сфинксах носят следы переделки, связанной с уничтожением имени Амона в эпоху амарнских репрессий. Вот еще где непочатый край для исследователей.
Этим сфинксам около трех с половиной тысяч лет. С XIV века до н.э. и до начала XVIII века они охраняли гробницу фараона Аменхотепа III, Небмаатры, прославившегося в свое время строительством многих храмовых и культовых сооружений и как покровитель искусств - поэтому, наверное, они и были установлены именно перед Академией художеств в Петербурге.
Сами каменные сфинксы по древней традиции и олицетворяют самого Аменхотепа III, о чем свидетельствует также клинопись на их убранстве. Сам Небмаатра был миролюбивым фараоном и войны при нем почти не велись.
Вы помните о "трогллодитах"? В.Струве, автор упомянутой работы 1912 года, перевел фрагмент одной из надписей как “разгромитель троглодитов, завоеватель их земли”. “Троглодиты” - дикие гиганты, что жили в пещерах и воевали бросанием огромных камней.
При нем расцветали искусства, строились великолепные храмы. “Строитель памятников, восходящих до неба, подобно четырем столпам, носящим небесный свод”, - есть на одном из сфинксов и такая надпись.
Академик В.Струве сообщает еще (со ссылкой на скарабей №1937 Берлинского музея), что Небмаатра страстно увлекался охотой на львов и называл себя “львом среди царей”. При нем впервые в истории Древнего Египта началось противоборство между фиванскими жрецами главного культа Амона и фараоном. К тому времени жрецы Амона фактически стали вторым центром власти Египта, уже почти независимым от фараона. Он искал поддержки у жрецов второстепенного в то время культа Атона. При нем впервые диск солнца (Атон) начинает упоминаться как бог.
Наши сфинксы “родились” в бурные майданные судьбоносные времена блестящей (по определению историков) Новой династии фараонов Египта.
Сын этого “нашего” фараона, Аменхотеп IV, бросил дерзкий вызов всевластию Амона, “царю богов”, сверг его жрецов, разрушил его храмы и храмы всех других древнеегипетских богов (входивших в пантеон Амона), и установил господство единого культа Атона, взяв себе также имя Эхнатон (“Угодный Атону”).
Он был женат на легендарной Нефертити (“Красавица грядет”), дочери царя яростных огнепоклонников из месопотамского государства Метанни, поклонявшихся божеству Солнца.
Сажин М. М., Пристань у Академии художеств в лунную ночь. Конец 1830-х 0 1840-е годы.
Можно сказать, что при нем произошла настоящая “революция сверху” - и в религии, и в культуре, и в искусстве. Была перенесена и столица - из Фив в новый город Ахенатон.
В начале культы всех богов были заменены одним культом Солнца-Атона. Затем он ввел абсолютное единобожие, запретив отождествлять единого Бога также и с Солнцем.
Но, как это часто бывает с реформаторами, Египет в царствование Эхнатона преследовали неудачи - голодные годы, неудачные войны. Фараон умер в возрасте около 33 лет. Народ, конечно, связал все неудачи и беды с его религиозными реформами. После его смерти жрецы Амона взяли полный реванш: все храмы Атона были разрушены, в Египет вернулось многобожие царя богов Амона, столица была вновь перенесена в Фивы, - где стояли у дворца, построенного Небмаатрой, тогда уже не один десяток лет и наши сфинксы.
По версии Зигмунда Фрейда изложенной в его последней книге “Человек по имени Моисей”, 1939г. (да-да, он не только кама-сутры исследовал), поддерживаемой некоторыми историками, легендарный Моисей был по происхождению вовсе не евреем, а во времена Эхнатона был одним из молодых жрецов одного из храмов Атона.
Если предположить, что это было так, значит, через некоторое время после краха “революции” Эхнатона, поссорившись с новыми жрецами, - далее уже по Библии, - он сначала ушел в пустыню, где пас овец у своего тестя, священника Иофора, а затем, по провидению Божиему, избрал находившихся в египетском рабстве евреев для новой проповеди единобожия...
Если предположение Фрейда о нееврейском происхождении Моисея очень спорно и уж никак не согласуется со второй книгой Ветхого Завета (“Исход”, им же, по преданию, записанной), то время его рождения, судя по всему, можно соотнести с серединой XIV века до н.э. (первые годы правления Аменхотепа IV, Эхнатона), так что в конце правления Эхнатона (он правил примерно в 1353-1335 гг до н.э.) ему было около 18 лет.
Эхнатон впервые в истории человечества попытался ввести единобожие - еще до Моисея. Возможно, под влиянием своей супруги, красавицы Нефертити, ведь она с детства поклонялась Солнцу.
Пристань у Академии художеств . Литография Ф.-В. Перро. 1841 г
Известный советский египтолог Ю.Перепелкин в своей книге «Тайна золотой гробницы» высказал версию о том, что со временем Неффертити попала в опалу. Наверное красота ушла, а вместе с ней и внимание фараона. И митаннскую принцессу Нефертити сменила на троне Эхнатона ее давняя соперница, местная красавица незнатного происхождения по имени Кийя.
Один из наших современных исследователей тех времен, В.Сысоев считает, что Моисей был сыном Эхнатона от этой давней соперницы Нефертити, причем Кийя была еврейкой и проживала до встречи с Эхнатоном в низовьях Нила, а Эхнатон познакомился с ней еще будучи принцем, во времена правления своего отца, “нашего” Аменхотепа III, во время одного из своих путешествий по Египту, из Фив в низовья Нила, где евреи жили со времен переселения в Египет Иакова и его домочадцев.
По версии В.Сысоева, изложенной им в серии статей «Моисей - сын фараона» , он взял Кийю в наложницы, когда узнал о рождении у нее сына, - который получил имя Сенхкара при дворе Эхнатона, а среди евреев звался Моисей, что по египетски значит просто “ребенок, сын, малыш” (Мосе или Мойша).
По версии В.Сысоева, Моисей-Сменхкара родился в год воцарения Аменхотепа IV (Эхнатона), - значит, примерно в 1353 году. Сменхкара-Моисей даже сменил Эхнатона по его смерти и правил Египтом около года. Дальнейшая судьба того, кто известен под именем фараона Сменхкары, загадочна.
Если В.Сысоев прав, то, возможно, Сменхкара инсценировал свою смерть (вроде как наш Александр I), а сам ушел в низовья Нила, к евреям, и затем в пустыню, к своему тестю, жрецу Иофору - далее все известно из книг Ветхого Завета...
Брат Моисея, Аарон, был (опять же по версии В.Сысоева) на три года старше и родился у Кийи от еврейского отца - поэтому Моисей и предпочитал общаться с евреями во времена Исхода через брата.
В начале Исхода Моисею было, по преданию, около 80 лет. Если все это так, то Исход был около 1273 года до н.э. - через несколько лет после воцарения фараона Рамсеса II. Известный российский ученый-гебраист И.Р.Тантлевский в своей книге «Введение в Пятикнижие» пишет, что Исход наиболее вероятно был во времена правления этого фараона (стр.182).
Вернемся к судьбе Нефертити. Археологи еще примерно в середине ХХ века действительно нашли убедительные доказательства того, что Нефертити оказалась в опале еще при жизни Эхнатона, и что в последний период его жизни рядом с ним царицей была молодая женщина по имени Кийя.
В 1957 году французские археологи даже нашли сосуд с ее изображением: юное, широкое, невозмутимое лицо, выразительные ноздри, чувственные губы, густые брови. Обаяние молодости есть, но нет той загадки красоты и царственной мудрости, что есть в скульптурном портрете Нефетити, найденном в развалинах Ахенатона в 1912 году.
Кстати, более тщательные раскопки развалин Ахенатона последующих лет позволили археологам установить, что после смерти Эхнатона и разрушения его столицы не все египтяне отказались от культа Атона: сторонники единобожия посещали разрушенный город и сделали в руинах что-то вроде часовни в бывшей мастерской скульптора - того самого, что вылепил скульптурный портрет Нефертити. На эмали скульптуры археологи даже нашли следы ретуши - значит, солнцепоклонники тайно собирались в развалинах многие десятилетия и, вероятно, знали истинную роль арийской принцессы из Митанни в религиозной и культурной революции Эхнатона.
Умерла Нефертити в 37 лет в Фивах, проклинаемая жрецами прежней религии.
Так или иначе, был ли у Кийи сын от Эхнатона, которого евреи называли египетским словом Мосе, или это был не сын Эхнатона, или даже и не ее сын - для нас в контексте нашего исследования важно то, что Моисей, чей бы сын он ни был, родился примерно в год смерти “нашего” Аменхотепа III и воцарения Аменхотепа IV (Эхнатона), примерно в 1353 году до н.э., и что “наши” невские сфинксы были изваяны примерно в тот год, и видели не только самого удивительного фараона Нового Царства, но и легендарного Моисея.
Столица Египта была перенесена из Фив во вновь отстроенный город Пир-Рамсес (Дом Рамсеса), километров на 300 севернее Фив, недалеко от побережья Средиземного моря. Но дворец Аменхотепа III (Небмаатры) с нашими сфинксами при его гробнице в Фивах тогда еще стоял во всей своей красе.
По В.Струве, он был разобран на другие постройки при сыне Рамсеса II, фараоне Мернептахе (1224-1204гг до н.э.), но сфинксы тогда не были тронуты. Можно сказать, что со времен Мернептаха они остались “бесхозными”; оккультисты сказали бы, что они “потеряли защиту своего эгрегора”. Так или иначе, но через три с небольшим тысячи лет сфинксы Аменхотепа III обрели новую родину, “Новые Фивы”, новый эгрегор - Савнкт-Петербург.
Получается, во-первых - наши гранитные сфинксы в Египте были, вероятно, ровесниками самого Моисея (были изваяны примерно в год его рождения). Во-вторых, перед их глазами прошли церемонии возведения на трон и погребения семи фараонов (между Небмаатрой и Рамсесом I). В третьих, сам Моисей, будучи в молодости приближенным к фараонам, наверняка бывал в Фивах, прежней и еще не разрушенной при нем столице, даже если и не родился там.
Наконец, если наши сфинксы и не были свидетелями Исхода евреев из Египта (Исход начался, согласно последним исследованиям И.Р.Тантлевского, из города Пир-Рамсеса), то наверняка были свидетелями “десяти казней египетских”!
До 1910х годов этот спуск к Неве использовался для разгрузки барж со строительными материалами. В 1930х годах здесь выгружали дрова.
Во время блокады Ленинграда над каменными изваяниями был сооружён специальный защитный навес.
В 1947 году спуск к Неве был восстановлен.
В 1958-1960-х годах по проекту И. Н. Бенуа, А. Е. Полякова и Г. Ф. Цыганкова были восстановлены бронзовые грифоны, утраченные ещё в XIX веке (видимо пионеры сдали на металлолом). Восстановлены по фото.
Видели ли вы глаза сфинксов на набережной? Широко расставленные и устремленные в бесконечность, они то ли широко открыты, то ли, наоборот, прикрыты таинственной поволокой.
Очень любил прогуливаться у сфинксов А.С.Пушкин. Он сказал как-то, что “лица этих сфинксов стоят перед ним, как загадка, которую нужно разгадать”. О сфинксах писали многие.
Что видели эти глаза тысячи лет назад? Вот что писал об этом князь С. Волконский в XIX веке: «Они закрыли глаза, увидев кровавый крест на дверях еврейских жилищ, и раскрыли их только на новом месте, проснулись от холода снежной вьюги; проснулись и увидели над мерзлой белой рекой золотом блеснувший тот же самый знак Креста. Это в день Крещения, на том берегу, перед Зимним дворцом церемония водосвятия, так называемая “Иордань”... Раскрыли сфинксы глаза и сомкнули их навеки...»
Не даром наш город в те времена, в первой половине 19 века, называли “Новыми Фивами”! Теперь “Верхним Египтом” для сфинксов стала Россия.
Возможно, эти древние изваяния связывают незримыми нитями Петербург с древней Египетской цивилизацией. После появления в Петербурге сфинксов люди стали искать сходства между Петербургом и Египтом, между Невой и Нилом установливать некие космические ритмы сфинксов. Но это уже тема отдельной статьи для тех, кому интересна метафизика.
Это настоящие музейные экспонаты, бесплатно доступные каждому жителю и гостю Петербурга. Никому точно не может быть известно, что с ними было, и что они повидали. К ним следует относиться не менее бережно и осторожно, чем к музейным экспонатам. Было много предложений по переносу их под крышу, что разумно, но пока они подвластны всем стихиям.
Существует легенда - если встать на ступеньках лестницы в нужной точке и загадать самое ЗАВЕТНОЕ желание, то оно исполнится. Но если желание не будет ЗАВЕТНЫМ человек умрет, потому что прежде чем что-то просить у Богов нужно сначала разобраться в самом себе.
Эти львы с крыльями были утеряны в советские времена и восстановлены по старым фото уже в этом веке. Туристы засовывают в пасти руки и загадывают желания... не стоит, это новоделы. Сфинксы, вот кто может помочь.
У сфинксов отбиты бороды, так пыталиись лишить их мистической силы. мистика, но с их появлением на набережной в Петербурге перестали происходить страшные наводнения.
Говорят периодически тут видят людей, которые уходят (топятся) в Неву, но трупы их потом не находят, что придает таким "самоубийствам" мистический налет. Но об этом надо писать отдельный большой пост - исследование. и он обязательно будет, а тут и так уже слишком много букоФФ...
Любят сфинксов и современные художники...
Основа текста - Борис Романов. Книга "Мистические ритмы истории России" (СПб, 2011)
Другая инфа и некоторые фото и картины (С) интернет.