Заглянув посмотреть на церковь Бенуя, заблудившуюся в отдалении от центра, и, редкий случай, не спрятанную за забором, я была вполне готова к тому, что водитель трактора, бодро ползающего по территории, попросит нас уйти. Не готова я была найти по его наводке могилу Н.Л.Бенуа, рассмотреть недавно вскрытую историческую брусчатку, и увидеть в развалине - великолепный фотомузейчик.
Итак, предыстория: было когда-то в Питере красивое Выборгское кладбище, и старожилы Выборгской стороны еще помнят остатки старинных надгробий из чистейшего мрамора и сказочные склепы. Это кладбище это появилось в середине 19 века по многочисленным ходатайствам петербургских католиков, в т.ч. герцога Максимилиана Лейхтенбергского (того самого, в честь которого называлась Лейхтенбергской нынешняя улица Розенштейна, известного благотворителя, основателя Максимилиановской больницы), и городские власти дали разрешение на устройство римско-католического кладбища. Место было выделено на казенных землях т. н. Куликова поля Выборгской стороны. На кладбище требовалось построить часовню, и её проект ее был заказан Николаю Бенуа, и архитектор 4 года работал над проектом.
Часовня была заложена 2 июля 1856 г. Освящение состоялось в 1859 г. во имя Успения Пресвятой Девы Марии митрополитом Вацлавом Жилинским.
Это было сооружение базиликального типа в форме равностороннего латинского креста на сводчатом подвале-склепе. Часовню украшал неглубокий перспективный портал западного входа с витражной розой над ним, а также узкие окна под аркатурным поясом карниза по периметру. В таком виде часовня просуществовала почти двадцать лет.
В 1877 г. разбогатевший польский приход принял решение перестроить часовню, превратив ее в костел. Проект перестройки вновь был заказан Н. Л. Бенуа.
Зодчий соорудил над западным притвором башенную надстройку в виде восьмигранной колокольни с ярусом звона и высоким шатром, увенчанным католическим крестом, превратив здание в слегка эклектичную конструкцию.
Костел был оснащен шестью алтарями, а внутренние росписи выполнил художник А. И. Шарлемань. Освящение состоялось в 1879 г. под новым именем - Посещения Пресвятой Девы Марии Елизаветы, а в 1902 г. храм получил статус приходского костела.
В храме были устроены фамильные усыпальницы семьи Бенуа и графов Потоцких. 14 декабря 1898 г. здесь был погребен и сам строитель церкви архитектор Николай Бенуа.
Среди похороненных было немало представителей высшего католического духовенства и петербургской аристократии. Архитекторы - Н.Л.Бенуа, и Ж.-Ж.Шарлемань, композитор Ц.Пуни, художник и ректор Академии Художеств Ф.Бруни, А.Молинари, А.Бозио, Потоцкие, лицейский друг Пушкина - Данзас и другие.
После революции кладбище было национализировано, и как пишут в книгах, в июле 1920 часть гробов изъята для нужд (каких?) большевиков, а прах почивших выброшен в ров. В 1930 на части кладбища был построен чугунолитейный завод, да и современная Минеральная улица пролегает через кладбищенскую территорию. 7 сентября 1938 г. храм официально закрыли, внутренние помещения с росписями Шарлеманя перестроили под промышленную лабораторию чугунолитейного завода.
Окончательно и бесповоротно старинное кладбище уничтожено в 1939-1949 гг. От росписей не осталось и следа.
31 мая 2005 г. здание возвращено католической церкви.
Церковь уже несколько лет как действующая, ведутся восстановительные работы и уже организован великолепный музей. Восстанавливают, понятно - немцы...