Пл.Мужества-Лесная. Размыв.

Nov 13, 2013 12:28


В Санкт-Петербургском метрополитене нет места, столь окутанного тайнами и мифами как перегон Лесная-Пл.Мужества, именуемого "размывом". Свою историю он отсчитывает с момента строительства, когда в 1969 году ради сокращения сроков, чтобы успеть к началу XXV съезда КПСС, решили провести трассировку тоннелей прямо через русло подземной реки, конечно первоначально были варианты обхода, но все они были отвергнуты. В 1974 году случилась первая значительная авария на участке, 8 апреля при бурении передовых разведочных скважин в нижнем тоннеле была обнаружена незамёрзшая порода, из которой поступала вода. Забой начал заполняться водой с песком. В результате строящиеся тоннели были затоплены.
На поверхности, над участком аварии, образовались провалы, потрескались стены домов. После остановки продвижения плывуна, путём забутовки тоннелей, в них закачали водопроводную воду, чтобы предотвратить движения грунта и последующие разрушения на поверхности. О этих событиях в 1986 был снять фильм Прорыв.
Повторная проходка осуществлялась способом глубокой заморозки грунта, для надёжности стенки тоннеля сделали трёхслойными сталь-бетон-чугун. А для удешевления и ускорения строительства тоннели разместили один над другим. 31 декабря 1975 участок сдали в эксплуатацию.




В процессе эксплуатации в тоннели постоянно поступала вода, которая удалялась посредством штатного оборудования. Пока в 1994 году приток воды сильно не усилился и тоннели не начали проседать. В 1995 году скорость поездов ограничили, ввели профилактику тоннелей: своеобразное технологическое окно по выходным и вечерам после 22, когда движение на участке останавливалось. Однако все усилия прошли даром, поступление воды и просадку тоннелей остановить не удалось. Было принято решение о закрытии и затоплении аварийных тоннелей, что и произошло в ночь с 5-го на 6-е декабря 1995 года, с обоих концов возвели многометровые бетонные пробки. Северный участок остался отрезанным от основной части ветки и там организовали челночное движение поездов. За Лесной восстановили съезд через который оборачивались составы. Свой небольшой фотоотчёт я начну именно с него.

Съезд после ввода участка в эксплуатацию разобрали.


Участок переборки старых и новых тоннелей. Справа вентсбойка с тоннелем по второму пути.


Буквально в паре метров находится проход в старые перегонные тоннели. Нижний старый перегонный тоннель. Бутылка - своеобразный смеситель, сооружённый, по-видимому, работниками метро.


Пути тут демонтированы, вместо них узкоколейка для единственной вагонетки. Привет nwd_megavolt

Переход в верхний тоннель осуществляется через сбойку.


Забутовка с краном, открыв который можно почувствовать дыхание размыва...


В обратную сторону уходит тоннель без рельс.


Зелёное свечение исходит от ДРЛ лампы без колбы, используемой в качестве ионизирующей.


Подходить к ней не рекомендуется, но таким личностям как ignat_chernyaev более чем комфортно в её свете.


Демонтированная забутовка в сторону Лесной.


Но вернёмся пожалуй в новые тоннели. На фото гермодверь, отделяющая участок построенный метростроем и итальянским щитом Виктория.


В другую сторону.


Перед началом "Итальянского" тоннеля располагается безумно сюрная монтажная камера.


"Итальянский" тоннель. Отличается большим диаметром и полимерным сочленением. Рельсовое полотно уложено на гравийную подушку, для уменьшения воздействия вибрации от поездов на тоннель.


По моему мнению, это одно из самых красивых мест в питерском метрополитене.


За состоянием тоннелей наблюдает особое измерительное оборудование, сканирующее тоннель с помощью лазерного луча  каждую минуту.

Итальянский участок заканчивается перемонтажной камерой, где щит развернули на 180 градусов и отправили копать второй путь в сторону лесной.


С другой стороны стены разделяющей камеру. За поворотом Пл. Мужества.


Пара схем для более понятного представление вышеописанного.
Спасибо _en_


2. Из журнала "метро и тоннели"



Напоследок, хочу сказать, что многие сравнивают размыв с киевской "консервой"(фото ниже) или с тоннелями за станцией Ломоносовская, что в корне не верно. Данный перегон является единственным в СНГ выведенным из эксплуатации из-за прорыва грунтовых вод. Кстати, если верить популярной интернет энциклопедии, то гарантий срок новых тоннелей составляет 20 лет, что примерно равно времени сколько продержались старые.


метро

Previous post Next post
Up