Ленинградское метро. Парк Победы

Jan 30, 2009 15:42

Расскажу-покажу 1 станцию метро, которая одна из родных.
У неё очень печальная история.
Но она есть. Надеюсь запомнится.



Московский Парк Победы располагается между проспектами Московским и Юрия Гагарина, улицами Кузнецовской и Бассейной.
До Великой Отечественной войны эта территория, называемая прежде Сызранским полем, была занята карьерами кирпичного завода. Кроме самого завода здесь перед началом блокады были вырыты противотанковые рвы, установлены доты. Во время блокады Ленинграда кирпичный завод работал как крематорий. Когда и он не справлялся с огромным количеством погибших, многих хоронили прямо здесь, на территории завода. Их захоронения ничем не отмечены, но Парк Победы всё равно называют «второй Пискарёвкой».


Закладка Парка Победы состоялась 7 октября 1945 года, в этом участвовали одновременно тысячи ленинградцев. Планировку разрабатывали Е.И. Катонин и В.Д. Кирхоглани. В течении месяца было посажено около 17 тысяч деревьев. Рвы и воронки превратили в пруды и каналы. Первая часть парка открылась 7 июля 1946 года, она составляла 1/7 часть от современной территории. Полностью работы завершили в 1957 году, когда были установлены пропилеи. На внутренней стороне пропилей установили 6 бронзовых композиций, посвящённых подвигам советских воинов и труженикам тыла.

Со стороны Московского проспекта от пропилей-колоннад идёт аллея Героев. В её начале был сооружён самый большой на тот момент в городе фонтан, высота его струй достигает 11 метров. По сторонам аллеи установлены бронзовые бюсты ленинградцев, отмеченных званиями Героев Советского Союза и Героев Социалистического Труда. Перспектива аллеи направлена на здание Спортивно-концертного комплекса «Петербургский». Конечно когда парк проектировали СКК ещё не было.Строительство было начато в 1970 году. И имя ему дано было СКК им.В.И. Ленина



В 1986 году над одним из мест захоронений был установлен православный крест. В 1995 году, в юбилей победы в Великой Отечественной Войне в Парке Победы был установлен памятник Георгию Константиновичу Жукову. Первоначально этот памятник планировали установить на пересечении проспектов Маршала Жукова и Стачек. Однако в результате скульптура оказалась здесь. Постамент же был здесь и ранее, предполагалось поставить на него фигуру Сталина, которая так и не была установлена.

Аллея героев делит парк на регулярный и пейзажный


Со временем появились и вагонетка в память о безымянных блокадниках и ротонда с урной под платком. Её так же можно причислить к памятникам блокадным Ленинградцам.

На территории пейзажной части Парка Победы установлены памятники Зое Космодемьянской и Александру Матросову.

"Парк Победы" - последняя станция первой очереди второй линии ленинградского метрополитена. Это первая в мире станция типа "горизонтальный лифт". Здание завода-крематория снесли, на его месте был устроен наземный вестибюль станции метро. С момента своего открытия в 1961 году и до 1969 года была конечной. После продления линии съезд между путями был разобран, но остался участок линии, где оба пути проходят в одном тоннеле, и, если повезет, то через окно вагона можно увидеть проходящий встречный поезд.


Наземный вестибюль станции находится около входа в парк Победы, от которого станция получила свое название.
Вестибюль станции сооружён по типовому проекту (аналогичен вестибюлям станций «Электросила», «Фрунзенская», «Горьковская») и представляет собой приземистое цилиндрическое здание с куполом и застеклёнными входами, напоминающее киоск. По всему периметру над окнами и дверями был собран длинный козырёк, который защищает пассажиров от непогоды. По основанию навесов пошли трещины. В связи с этим, а также в связи с трагедией на «Сенной Площади», навес подпёрли металлоконструкциями. Позже «Парк Победы» преобразили, соорудив большой торговый киоск. На стенах укреплены карнизы из узорчатого стекла, за которыми скрыты лампы. В торцевые стены вписаны параболические декоративные арки, как бы приподнимающие перекрытие зала и создающие ощущения большей свободы подземного интерьера.

Интересные факты:
* Пять станций первой очереди Московско-Петроградской линии, стали по-настоящему «хрущевскими» станциями, они являются живой иллюстрацией выражения «борьба с излишествами».
* Светильники вестибюля были заменены с «факелов» на «световые столбики» после концерта группы «Алиса». Фанаты группы вандально сломали большую часть "факелов" и разрушили убранство станции и вагонов.
* В центре подземного зала "Парка Победы" за газетным киоском расположена лестница вниз. Она не предназначена для прохода пассажиров и ведёт в подплатформенный коллектор.
* На станции впервые появились турникеты-автоматы.

Архитекторы - А.К. Андреев, А.С. Гецкин, В.П. Шувалова.










Использовались материалы свободного доступа
Карповка нет
Прогулки по Петербургу
Прогулки по метро
И ещё чьи то фото. Автора не идентифицировала.

метро

Previous post Next post
Up