О доме моем...

Oct 27, 2008 16:06

Я, как человек, который родился в Ленинграде и прожил все свое детство и юность в самом его сердце, притом сердце не Ленинграда, а Петербурга - Коломне, не могу не испытывать жажды познания истории этих мест. И уже находясь в том возрасте, когда становится жутко интересно, а что же оно было тут, до тебя, я пошел искать историю своего дома...

Любому петербуржцу и ленинградцу, да и гостям города знакомо это здание - оно часто виднеется на открыточных видах, фотографиях, в документальных фильмах о Петербурге. Оно является доминантой перекрестка Садовой ул. и Невского пр, перекрывая своим величием даже более всем известное здание Большого Гостиного Двора.





Это главное здание Императорской Публичной Библиотеки или, во времена Союза, Государственной Публичной библиотеки имени М.Е.Салтыкова-Щедрина или, теперь на манер современный, Российской Национальной Библиотеки.
Сама Национальная Библиотека занимает несколько зданий и выходит своими фасадами и на Невский, и на пл. Островского, и на Садовую улицу.
Но я затрону лишь корпус Соколова - ту часть библиотеки, чей фасад так удачно закругляется с Садовой улицы на Невский проспект.

Да и почти не затрону - речь пойдет совсем не о библиотеке, речь пойдет об ее архитекторе - Егоре Тимофеевиче Соколове и о доме, в котором я прожил 25 лет, и теперь нередко приезжаю туда в гости - к родителям.

Дом этот, в отличие от корпуса Соколова национальной библиотеки, на вид очень скромен и в глаза совершенно не бросается, многие даже не останавливают на нем своего взгляда, потому что рядом есть вещи поинтереснее, гораздо больше притягивающие взгляд, например, Львиный мостик.



Этот дом, с адресом наб. Грибоедова, 105, неразрывно исторически связан с величественным зданием на углу Невского и Садовой. Трехэтажный, с портиком из четырех пилястр, он увенчан треугольном фронтоном. В этом доме автор здания Публичной библиотеки прожил почти половину своей жизни. Участок для застройки он получил, судя по архивным документам, в декабре 1788 года и в следующем году начал - безусловно, по своему проекту - возводить особняк, который закончил к октябрю 1790 года, когда продал другому лицу часть чересчур большого участка. Сперва крытый черепицей особняк стоял отдельно и попадали в него по боковым проездам, которые вели в обширный двор, тянувшийся до самой Театральной площади. Лестницы же находились в двух полуциркульных выступах по краям дома, бельэтаж которого и занимал, очевидно, архитектор с семьей, сдавая остальные квартиры внаем.



Ко времени переезда в дом на набережной Соколов уже приобрел известность талантливого мастера классицизма. После учебы и работы в Петергофе, где его отец был дворцовым слесарем, 24-летний "по архитектурному художеству нарочито знающий юноша" был переведен в столицу под начало Ю.М.Фельтена, сперва состоя при "строении подле Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства", а потом помогая ему достраивать Академию художеств, за что в 1785 году получил звание архитектора. Со следующего года Соколов руководил постройкой царского дворца в Пелле, на левом берегу Невы, возводимого по проекту И.Е.Старова, вместе с которым он работал также в Гатчине и Царском селе. Тогда же он начал самостоятельную деятельность.
Поселившись в новом доме, Соколов вскоре принялся за главное свое творение - здание Публичной библиотеки, которая при открытии была названа "вместилищем словесности всех времен и народов". Этому предшествовала двухлетняя работа по переделке покоев Аничковского дворца и стоявшего в его саду так называемого "Итальянского павильона" (позже перестроенного в театр Казасси), где сперва размещалось книжное собрание, ставшее основой библиотеки. Здесь, в доме на канале, архитектор разработал четыре варианта проекта, отсюда он ежедневно с 1795 года отправлялся наблюдать за постройкой, для которой должен был составлять то сметы "на разноску лесов для подъема статуй", то - "для щекотурной работы". Поначалу, кроме библиотеки, здание должно было вместить обсерваторию с купленным в Лондоне известным Гершелевым телескопом, разные залы для кабинетов древностей, физических и астрономических приборов. Едва были выложены стены, как В.Бренна привлек Соколова к строительству своего основного детища - Михайловского замка, но отделка библиотеки продолжалась по его чертежам и окончательно завершилась только в 1812 году. Неожиданно, в апреле 1797 года, зодчий был отставлен от "смотрения" за сооружением замка, а через десять лет вышел в отставку по нездоровью. Творчество он, однако, не оставил и в 1815 году создал неосуществленный проект Преображенской церкви при Фарфоровом заводе, а через год - бумажной фабрики в Петергофе.
Умер Соколов в построенном им доме, завещав его жене Татьяне Ивановне, "которая в сохранении приобретаемого моими трудами... их в добром в домашней экономии, хозяйственном распоряжении и бережливости много способствовала". Вскоре после смерти зодчего жена и дети Александр и Екатерина продали дом вместе с двухэтажным - с мезонином - флигелем, выстроенным на участке по проекту зодчего в 1808-1810 годах (ныне - Театральная пл., 4), где незадолго до смерти жил М.А.Врубель.
Без изменений дом на канале простоял до 1852 года, когда новый владелец сперва застроил четырехэтажными корпусами двор, а через год надстроил здание на площади. Архитектор О.Пуаро, друг и соотечественник О.Монферана, сделал в стиле времени проект нового оформления фасада, который хотя и несколько исказил первоначальный вид, все же оставил нетронутыми пилястровый портик, фронтон и винтовую лестницу...

Пост подготовлен при помощи http://briggs.imi.ras.ru/~duzhin/SPb/KG/kangrib105.html

архитектура, фото

Previous post Next post
Up