Прогулки по Васильвскому острову. Смоленка.

Apr 03, 2008 00:26

Помнится я говорила что назавтра был дождь, но он не стал помехой для прогулки. И вот рассказываю.



Васильевский остров. У него множество легенд и мифов. Начиная с самого названия. Не говоря уже о людях, проживавших на нём.
Откуда пошло имя острова существуют, по крайней мере, 2 легенды. Название Васильевский известно ещё с XV века и связано с именем новгородского посадника
Василия Селезня, казнённого Иваном III в 1471 году.

А в XVIII веке появилась легенда о том, что «сей остров получил своё название от Артиллерии поручика Василия Кочмина, имевшего команду в шанце на том острову и получавшего приказы всегда с подписью: к Василию на остров».
До основания Петербурга остров имел ещё и финское название Хирвисаари ( что означает - Лосиный остров). В XVIII веке делались неоднократные попытки изменить имя острову. Был он и Княжеским или Меншиковским - по имени владельца светлейшего князя. В 1727 году уже при Петре II, был издан указ именовать остров Преображенским, так как предполагалось перевести сюда Преображенский полк. В 1730-х годах на Стрелку Васильевского был перемещён порт.
Размеры Васильевского острова не маленькие: площадь около 1100 га. Наибольшая протяжённость с севера на юг 4,2 км, а с запада на восток - 6,6 км. Расположен он между Малой Невой, Невой, Финским заливом и рекой Смоленкой.
Вот к реке Смоленке мы и направимся сегодня. Вода в реке чёрная как смоль. Ответвляется она от Малой Невы, немного ниже Тучкова моста, и через 3,5 км впадает в Финский залив. Несёт свои воды река меж двух островов: Васильевского и Декабристов (бывший Голодай). В середине XVIII века называлась Чёрной, затем Глухой, а с 1864 года стала именоваться Смоленской, а затем и просто Смоленкой ( по названию Смоленских кладбищ на её берегах.). Её берега соединены тремя мостами.
Ещё совсем недавно звенели трамваи тут, а нынче только шорох крон. Три столетия назад, когда строился Петербург, пригнали рабочую артель из Смоленска, на остров. Люди, изнуряемые тяжким трудом, не проживали долго. Умерших свозили на берег реки, где и образовалось к 1738 году кладбище, получившее своё название от тех выходцев из Смоленска, кто нашёл тут последний приют. Но и тут опять же есть место легенде. Теперь уж и не установишь достоверно, что дало имя кому: кладбище по имени реки или наоборот. Но это не столь уж и важно!



За 200 с лишним лет сложился комплекс кладбища не менее почитаемый, чем Александро-Невская лавра. На его территории расположены 3 храма и часовня. Одна из них - церковь Пресвятой Троицы - не дожила до наших дней.
В 1829 году пришлось разобрать пострадавшую от страшного наводнения 1824 г. старую деревянную Смоленскую церковь. На ее месте стараниями протоиерея Кочетова и отставного подпоручика Лебедева был заложен каменный храм. 20 ноября 1831 года его главный алтарь был освящен во имя Святой Живоначальной Троицы; 13 февраля 1832 года на хорах церкви был освящен придел во имя Михаила Архангела, а 21 февраля того же года - придел под сводами церкви во имя Мучеников Сергия и Вакха.
В приделе Михаила Архангела висели иконы кисти Боровиковского. У входа в церковь находилась могила этого известного живописца; у восточной стены церкви был похоронен знаменитый актер Петр Андреевич Каратыгин.
В 1904-1905 гг. Троицкая церковь была перестроена и расширена. Ее главный алтарь был вновь освящен во имя Святой Троицы 21 июня 1905 года, а придел во имя Михаила Архангела перенесен в подвальный этаж, соединен с приделом во имя Святых Сергия и Вакха и освящен 21 февраля 1905 года.

Храм закрыт 15 февраля 1932 г. и снесен летом того же года. Прах Боровиковского и Каратыгина перенесены в Некрополь мастеров искусств на территории бывшего Лазаревского кладбища Александре-Невской лавры.
На её месте теперь красуется белоснежная часовенка в которой всё время горят свечи на ветру.



Две другие - выстраиваемая практически заново церковь Воскресения Христова,


В 1857 кладбищу отвели у Малого проспекта большой участок, на нем решено было выстроить каменную Успенскую церковь, проект которой в 1862 составил Д. И. Гримм (ранее это сделал А. М. Горностаев). Здание должно было воспроизводить в уменьшенном виде царьградский храм святой Софии. Хотя в следующем году этот проект был переработан архитектором А. Т. Жуковским, в 1864 все-таки утвердили проект Гримма. Однако средств на постройку собрать не удалось.
Прошло много лет, и протоирей Алексий Иоаннович Сперанский, настоятель Смоленской церкви, поручил архитектору В. А. Демяновскому создать новый план в стиле "нарышкинского" барокко. 16 июня 1901 трехпридельный храм по этому проекту был заложен митрополитом Антонием (Вадковским) близ кладбищенских ворот, на месте деревянного дома. Строительство, несмотря на возникшие сложности, длилось всего два года и обошлось в 200 тыс. руб.
16 и 30 июня 1903 были освящены боковые пределы Божией Матери "Утоли моя печали" и Всех святых, а 2 мая 1904 - отделенный от них глухими перегородками главный. Золоченый барочный иконостас вырезали по рисунку зодчего в мастерской П. С. Абросимова, образа написал академик А. Н. Новоскольцев. Он же был автором больших наддверных картин. Алтарь украшала мозаика по эскизу В. М. Васнецова.
В подвале были сделаны двухъярусные бетонные склепы для 176 захоронений.
Церковь закрыли в январе 1930 и переделали под общежитие.
В 1977 в обезображенном здании решили устроить насосную станцию. В ходе работ в подвале были сломаны своды и сделаны металлические конструкции. В 1989 эти работы остановили.
В 1995 храм отдали под подворье Новоиерусалимского монастыря, но вскоре возвратили Смоленской церкви.
В этой церкви 10 августа 1921 года отпевали Блока.

Ещё одна церковь. Церковь иконы Смоленской Божией Матери открыта для прихожан.

Среди всех построек кладбища самая известная и старинная - церковь иконы Смоленской Божией Матери. Первый ещё деревянный храм освятили в 1760 году. Спустя 16 лет протоирей Георгий Петров, настоятель церкви, собрал средства для строительства каменного храма. По проекту академика архитектуры Алексея Алексеевича Иванова и была возведена церковь.
Иконостас для неё вырезали охтинские мастера во главе с Яковом Дунаевым. Известные мастера кисти И.А.Акимов и Г.И.Козлов писали храмовые иконы.
И тут не обошлось без легенды. Легенда рассказывает нам о помощи Блаженной Ксении в строительстве.
Трудились каменщики из дня в день не покладая рук что бы закончить строительство в срок. Для удобства каждый раз заготавливая для новой кладки и кирпичи на лесах. Однажды, придя на работу по утру обнаружили заготовленные кирпичи уже в нужном месте. Удивились они: кто бы мог принести их сюда, ведь никто не работал ночью. Так повторялось некоторое время. Решили тогда каменщики узнать, кто же тот таинственный помощник, и, спрятавшись, остались караулить. Каково же было их удивление, когда они увидели как появилась некая женщина, уложила в подол одежды много кирпичей и полезла вверх, на леса… До самого утра без устали она трудилась, не боясь сорваться вниз, словно не чувствуя усталости. И лишь на рассвете, строители храма смогли узнать Ксению Петербургскую.
Молва разнеслась по всему городу. Ведь ещё при жизни она прославила себя добровольным подвигом «юродства ради Христа». Скончалась Ксения в возрасте 71 года. По её завещанию на её могиле было начертано: «Кто меня узнает, да помянет мою душу в спасении души своей» Люди приходили с мольбами на место упокоения Ксении. И брали землю с могилы святой. Даже когда положили плиту каменную отковыривали по кусочку. Брали люди с собой землю и оставляли взамен денежку. На скопившиеся средства решили построить на месте захоронения каменную часовню. Часовню Ксении Блаженной.


В начале XX века, в 1902 году, архитектором Всеславиным часовня была перестроена в русско-византийском стиле. Несмотря на то, что в 1940 году часовню закрыли, к её стенам продолжали приходить люди. В 50-е годы пытались в часовне организовать и сапожную мастерскую, и скульптурную артель. Но дела там не шли. И, наконец, в 1983 году часовню вернули верующим. Начались реставрационные работы.
Русская Православная Церковь Заграницей (такое написание слова принято в канонической литературе) в 1977 году первой канонизировала святую Ксению, а 1988 году, и РПЦ причислила её к лику святых.

Во время войны ещё одно чудо происходило на Смоленском кладбище: мироточила стена у фамильной усыпальницы дворян, фамилию которых я напрочь забыла, но вы при желании найдёте её без труда. 

На которой размещена икона мозаичная.

Сразу после ВОВ мироточение прекратилось. Сейчас икону на ночь закрывают ставнями и она находится под неустанным видеонаблюдением. Скинхэды не раз оскверняли лик Иисуса на этой иконе.
Каждый кто идёт поклониться Ксении, считает своим долгом поклониться ещё одной святой, покоящейся на том кладбище. Не далеко от часовни - Марии Гатчинской.


Сейчас понемногу восстанавливается верхняя церковь во имя Священомученика Исидора.
Много. Очень много известных людей похоронены на Смоленском Православном кладбище. Многие надгробия просто шедевры искусства.
Часто можно увидеть экскурсию на Смоленском спешащую увидеть всё и пробежать по Блоковской дорожке. Но по мне лучше самостоятельно пройтись по дорожкам. И конечно лучше летом, но у меня была весна.






Скорбящий ангел
Вице-Адмиралу Николаю Васильевичу Копытову






Николаю Михайловичу Матюшкину
Тарасу Шевченко






Современная усыпальница
Внутри

Имеет право на существование и легенда о том, что здесь покоится няня Арина Родионовна.

А мы… мы пойдём мимо церковного дома
над балконом у которого маскароны в виде монашек
, через Смоленский мост на другой берег реки Смоленки. Но об этом я расскажу завтра…



Использовались материалы
книг:
Зодчие Санкт - Петербурга: 18 век
Храмы Петербурга. М.С. Зимина О.О. Лихачёва.
Несколько дней со святынями Петербурга
Самые известные храмы Санкт-Петербурга. М.В.Жигало И.А,Тукиянен
Старый Петербург. М.И.Пыляев.
Сайтов :
Энциклопедия Санкт - Петербурга

Смоленское кладбище., архитектура, храм, Васильевский остров, церковь, фото

Previous post Next post
Up