История одного шедевра.

Feb 27, 2008 00:07


Александрийский столп и арка главного штаба.

На Невском, как прибой нестройный,
Растёт вечерняя толпа,
Но неподвижен сон спокойный
Александрийского столпа.

Гранит суровый, величавый,
Обломок довремённых скал!
Как знак побед, как вестник славы,
Ты перед царским домом стал.

Ты выше, чем колонна Рима,
Поставил знаменье креста.
Несокрушима, недвижима
Твоя тяжёлая пята.
Валерий Брюсов.

Много написано о дворцовой площади,
об Александрийском столпе, и арке главного штаба. Но ведь именно туда устремляются толпы туристов со всех уголков мира приезжая в Петербург. Позволю кинуть каплю в этот поток информация и я. Наши учёные мужи, заседающие в думе и в роскультуре да и ещё кое-где, не считают комплекс дворцовой площади комплексом. А значит, могут разрешить такой кусок вандализма как каток. А Вы можете представить себе Дворцовую без арки главного штаба? А без Александрийского столпа?! Вот и я не могу. Однако это только эмоции, не относящиеся к делу на данный момент и ничего в этом мире не изменяющие. Перейдём к истории.
Конец первой трети XIX века ознаменовался необычайным размахом градостроительства. Именно этот период стал завершающим для классического вида Санкт-Петербурга. Который увозят навсегда в сердцах гости Северной пальмиры.

Одним из выдающихся произведений русского ампира стало здание Главного штаба, возведённое в 1819 - 1829 годах. Его постройка связана с именем Карла Ивановича Росси. Росси сумел создать поразительную по силе художественного воздействия архитектурную композицию. Пышную пластику Зимнего дворца он искусно уравновешивает строгими формами здания Главного штаба, сделав его фасад дугообразным. Композиционно объединить здания, помогает ордер.
Основным звеном огромного по протяжённости здания штаба выступает величественная арка, расположенная точно напротив центра фасада Зимнего. Справа и слева её фланкируют строгие портики из трёхчетвертных коринфских колонн связанных со стеной. Впечатление торжественности подчёркивает высота арки, достигающей вместе с расположенной наверху скульптурной группой 36 метров.

Фактически Росси пришлось построить 3 связанные между собой арки. 2 из них, параллельны. Третья расположена под углом.

Торжественное открытие арки состоялось 24 октября 1828 года. Журнал «Зодчий» в 1882 году писал: «Арка по простоте замысла и грандиозному впечатлению превосходит всё созданное и древнем и в номом мире. Впечатление усилено ещё и исполнением скульптур, очень спокойных и совершенных, хотя в то же время исключительных по размерам. Особенно хороша колесница Славы, летящие гении над аркою и фигуры воинов на самой арке».


Старый воин.

В годы ВОВ, в период Блокады, арка перенесла несколько вражеских обстрелов и бомбёжек. 8 июля 1945 года под её сводами прошли воины 30-го гвардейского стрелкового корпуса.
Сейчас арка выглядит несколько иначе. В прошлом стены - равно как и стены всего здания - были светло серыми, лепнина белая, а скульптура наверху - бронзированной. Впоследствии стены стали красить в жёлтый цвет, а скульптуру - в чёрный.
Через несколько лет после завершения строительства здания Главного штаба ансамбль Дворцовой площади украсился ещё одним шедевром - Александровской колонной. Она посвящена памяти Александра I.

Памятник разработал в 1829 году Огюст Монферан, решивший придать ему облик триумфального сооружения эпохи античности. В соответствии с замыслом зодчего для колонны был выломан колоссальный громадный четырёхсоттонный монолит в Пютерлакском карьере, неподалёку от Выборга. Гранитный пьедестал для него добыли в расположенной неподалёку Лайтсальмской каменоломне. Выломка и доставка монолитов в Петербург заняли полтора месяца.
Сначала была проведена геологическая разведка местности, в результате которой недалеко от центра площади на глубине 17 футов (5,2 м) был обнаружен подходящий песчаный материк. В декабре 1829 года место для колонны было утверждено, и под основание было забито 1 250 сосновых шестиметровых свай. Затем сваи были срезаны под ватерпас, образовав площадку под фундамент, по оригинальному методу: дно котлована залили водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что обеспечило горизонтальность площадки.
К июлю 1832 года монолит колонны был на подходе, а пьедестал уже завершён. Настало время приступить к выполнению самой сложной задачи - установку колонны на пьедестал.
Инженерная задача установки столь крупного монолита была решена О. Монферраном.

Частью работ об установке самого столпа занимался генерал-лейтенант А. А. Бетанкур.
Им была сконструирована оригинальная подъёмная система. В неё входили: строительные леса в 22 сажени (47 метров) высотой, 60 кабестанов и система блоков.

Григорий Гагарин. Александрийская колонна в лесах. 1832-1833

30 августа 1832 года колонна была поднята на пьедестал менее чем за 2 часа.
Колонна уникальна во многих отношениях. Монолитный ствол имеет в высоту 25,58 метра и держится, как всем известно, на пьедестале без дополнительных креплений и сохраняет устойчивость благодаря своему весу - около 700 тонн. Общая высота памятника, включая пьедестал и статую ангела, составляет 47,5 метра.
Кстати об ангеле.
Ангел это аллегорическое олицетворение мира. Лицу ангела приданы черты лица императора Александра I . Кроме того, ангел крестом попирает змея, что символизирует мир и покой, которые принесла в Европу Россия, одержав победу над наполеоновскими войсками. Статуя отлита по модели скульптура Б.И. Орловского. Высота ангела - 4,2 метра, креста в руках ангела - 6,3 метра.
Отдельный разговор о горельефах на пьедестале. Пьедестал колонны был отлит на заводе Ч. Берда в 1833-1834 годах. Естественно горельефа 4.
на северном горельефе (обращённое к Зимнему Дворцу).
Наверху - Всевидящее Око, в круге дубового венка - надпись 1812 года, под ним - лавровые гирлянды, который держат в лапах двуглавые орлы.
На горельефе - две крылатые женские фигуры держат доску с надписью «Александру I благодарная Россия», под ними доспехи русских витязей, по обеим сторонам от доспехов - фигуры, олицетворяющие реки Вислу и Неман.


На других горельефах изображены Победа и Слава, заносящие даты памятных битв русского оружия в войнах с Наполеоном «1812, 1813, 1814» в скрижали, а, кроме того, на пьедестале изображены аллегории «Победа и Мир» (на щите Победы начертаны года 1812, 1813 и 1814), «Правосудие и Милосердие», «Мудрость и Изобилие».

Парад при открытии Александрийской Колонны в 1834 году. С картины Ладурнёра
Александровская колонна была окружена декоративной бронзовой оградой, выполненной по проекту Огюста Монферрана. Высота ограды около 1,5 метров. Ограду украшали 136 двуглавых орлов и 12 трофейных пушек (4 по углам и 2 обрамляют двустворчатые ворота с четырех сторон ограды), которые венчали трёхглавые орлы.
Между ними были размещены чередующиеся копья и древки знамён, увенчанные гвардейскими двуглавыми орлами. На воротах ограды в соответствии с замыслом автора висели замки.
Кроме того, проект предусматривал установку канделябр с медными фонарями и газовым освещением.
Ограда в своем оригинальном виде была установлена в 1834 году, полностью все элементы были установлены в 1836-1837 годах.
В северо-восточном углу ограды была караульная будка, в которой находился одетый в парадную гвардейскую форму инвалид, днём и ночью охранявший памятник и следивший за порядком на площади.
В 1844 году установили 4 газовых фонаря. В 1876 году их заменили другими, выполненными по рисунку архитектора К.К.Рахау.


Цветная фотолитография XIX века, вид с восточной стороны, изображена будка караульного, ограда и канделябры фонарей

В 1952 году фигуру ангела на Александровской колонне хотели заменить бюстом Сталина. Был даже подготовлен соответствующий документ, который обнаружили в начале XXI века, во время подготовки к реставрации колонны.
В период блокады Ленинграда монумент был укрыт лишь на 2/3 высоты. В отличие от коней Клодта или скульптур Летнего сада скульптура осталась на своём месте и ангел получил ранение: на одном из крыльев остался глубокий осколочный след, кроме этого монументу были нанесены более сотни мелких повреждений осколками снарядов. Один из осколков застрял в горельефном изображении шлема Александра Невского, откуда был извлечён в 2003 году
После начала реставрации 2002-2003 годов не авторитетными газетными изданиями стали распространяться сведения о том, что колонна не цельная, а состоит из некоего количества «блинов», настолько искусно подогнанных друг к другу, что швов между ними практически не видно.
К Александровской колонне приходят молодожёны, и жених несёт невесту на руках вокруг столпа. Согласно поверью, сколько раз жених с невестой на руках обойдёт колонну, столько детей у них и родится.

Использовался материал книги

сайтов Балтийские берега друзей
Википедия
Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»


памятники

Previous post Next post
Up