Парк "Александрия" Петергоф.

Jul 26, 2007 00:10

Долго я добиралась до парка "Александрия". Очень долго. Как до фотографий, так и до самого парка. Не была там лет 10. Вот в последний уик-энд дома доехали-дошли и до этого замечательного места. Тишина. никаких туристов. БЛАГОДАТЬ! Одно удовольствие. Воздух тут пахнет морем и лесом. И под ногами шуршит мелкая щебёнка и листья. Уходить не хочется!... Но всему приходит конец. МЫ тоже ушли из парка унося с собой сердце влюблённое в парк и душевное спокойствие. И твёрдо пообещав себе вернуться в эту сказку. Тем более, что в парке ведутся реставрационные работы. Пока же расскажу о парке и немного покажу фотографий.


Основой дворцово-паркового ансамбля, созданного трудом и талантом выдающихся зодчих и многих тысяч крепостных строителей, является парк Александрия. В его пейзаже гармонично чередуются возвышенности и ровные участки, небольшие рощи и лужайки, пруды, извилистые аллеи и прямые дороги, обсаженные ветвистыми дубами. По композиционному решению, умелому использованию рельефа, компоновке и подбору насаждений Александрия является превосходным образцом парка пейзажного стиля и относится к числу выдающихся памятников русской ландшафтной архитектуры XIX века.
Центральной композиционной осью парка служит Никольская аллея, прямолинейно пересекающая его с запада на восток - от одноименных ворот в каменной стене до Большого пруда, где она вливается в скрещение нескольких аллей и, огибая пруд, выходит к восточной границе парка. Никольская аллея делит парк на северную и южную части - прибрежную и нагорную, Остальные дороги Александрии - извилистые, характерные для пейзажного паркостроения.
Помимо Никольской аллеи в направлении с запада на восток территорию Александрии пересекают еще четыре дороги. Они соединяют входы в парк и архитектурные сооружения. Система дорог, направленных с запада на восток, пересекается тремя идущими к морю.
Основные дороги и аллеи проложены с тонким расчетом, позволяющим рассматривать пейзаж Александрии с наиболее эффектных точек обзора, дающих иллюзию обширного пространства, протяженности и многообразия природного окружения. Планировка Александрии в этом смысле отмечена большой художественной логичностью и содержательностью. Она зрительно увеличивает сравнительно небольшую территорию и вместе с тем делает ее уютной.
Большую роль в композиции Александрии играет компоновка насаждений. Основной прием, который использован здесь, - это чередование сгущенных посадок, главным образом дубов, и зеленых полян-лужаек.
Отличительная особенность Александрии - разнообразие зеленых насаждений. Здесь соседствуют дубы, липы, березы, клены, тополя, ясени, вербы. Сохранились экземпляры и экзотических, привозных пород.


Водоемы занимают в пейзаже Александрии подчиненное место. Природный овраг, перегороженный плотиной, был превращен в проток с водопадом, бегущий по гранитным валунам. Большой пруд включен в панораму пейзажа перед северным фасадом дворца Коттедж.



Особый художественный колорит привносит в пейзаж Александрии море. Не только расположение дорог и аллей, но и группировка деревьев и кустарников ориентированы на включение морского пространства в ту или иную картину.
Создание обширного приморского пейзажного парка - свидетельство таланта и опытности архитектора Менеласа, который опирался на высокое профессиональное мастерство петергофских садоводов.
Характерной особенностью формирования зеленого массива Александрии явилась посадка большого числа редких древесных и кустарниковых пород. Эти элементы «экзотичности» придали пейзажу неповторимую живописность.



На протяжении ряда лет Александрия обогащалась различными декоративными элементами - скульптурами, беседками, садовыми павильонами, караулками.



По парку вдоль аллей были поставлены скамьи, а вблизи Коттеджа стояли «готические диваны» с высокими спинками сложного рисунка. Дорога от Коттеджа до чугунных ворот окаймлялась литыми столбиками, окрашенными масляной краской.
В 1828 году по распоряжению Николая I в Александрию привезли трофеи русско-турецкой войны - две легкие медные пушки. Их поставили по сторонам у ворот на специально выточенных лафетах. Эти пушки служили своеобразным декором, подчеркивая «воинскую доблесть» владельца резиденции.
В 1835 году по рисунку И. Шарлеманя изготовили чугунный готический павильон - навес для колодца - ценный образец высокого искусства русского художественного литья.
По чертежам Менеласа у въезда в Александрию (ныне находится на Ленинградском шоссе) построили павильон - Готическую караулку - со стрельчатыми окнами, многогранными башенками, зубчатым парапетом и металлическими воротами по сторонам.
Более ста лет украшением парка служил трехпролетный Руинный мост


, также созданный Менеласом. Вблизи этого моста в то время сохранялись руины бывшего меншиковского дворца «Монкураж», отчего мост получил название Руинного. Опоры и арки моста были облицованы грубо обработанными гранитными валунами и плитами. В стенах опор, примыкавших к откосам оврага, виднелись тяжелые, окованные железом двери и мрачные амбразуры с решетками. Стволы берез, положенные на гранитные глыбы, служили перилами моста. После войны от Руинного моста уцелели восточный устой и два постамента с гигантскими вазами, вырубленными из пудостского камня С. Копыловым.
Одна из самых оригинальных построек Александрии- Готическая капелла - церковь


, посвященная Александру Невскому. В этом архитектурном сооружении наиболее органично претворены формы готического зодчества. Целостная по объему, гармоничная по пропорциям, изящная по силуэту, Капелла служит эффектной романтической декорацией парка. Углы Капеллы подчеркнуты массивными башнями с остроконечными шпилями из чугуна и золочеными крестами. Стены прорезаны окнами-розетками для витражей и порталами со стрельчатыми орнаментами и статуями святых. Капеллу создали по проекту великого немецкого зодчего К.-Ф. Шинкеля в 1830-1834 годах архитекторы А. Менелас и И. Шарлемань. По моделям мастера-лепщика М. Соколова были отлиты из чугуна ажурный парапет в виде сплетающихся лилий, кронштейны и балдахины для статуй, перья, розетки, крестоцветы и другие сложные по форме скульптурно-орнаментальные детали. По двенадцати моделям академика скульптуры В. Демут-Малиновского выбили из листовой меди 43 фигуры апостолов, евангелистов, ангелов и Марии с младенцем.
Вблизи дороги, ведущей от Капеллы к Коттеджу, расположен Фермерский дворец (именно сейчас он очень активно реставрируется). Обширное двухэтажное здание с мансардой, сложное в плане, состоит как бы из нескольких примыкающих друг к другу строений с большими окнами, эркерами и чугунными балконами. Скромный домик-павильон фермы, построенный Менеласом «в сельском вкусе» - с крышей, окрашенной под цвет соломы, и террасой с навесом на колоннах, обвитых берестой и зелеными гирляндами, - превратился в дворец. Все работы по расширению павильона и превращению его в летний дом цесаревича, а потом дворец императора Александра II вел с 1838 года по 1859 год архитектор Штакеншнейдер.
Архитектор не стремился создать величественное дворцовое здание, а направил свое мастерство на достижение максимальных удобств для проживания высокопоставленных владельцев.
Штакеншнейдер сохранил в дворце «сельские» черты первоначальной постройки - железную крышу, окрашенную под солому, столбы навесов и балконов, обвитых берестой.
В облике фасадов и декоре 43 основных интерьеров Фермерского дворца прослеживаются готические мотивы, общие для всех построек Александрии.
В ансамбле парка Александрия сохранился ряд ценных памятников архитектуры середины XIX века. Это прежде всего построенные по проекту Штакеншнейдера в 1840-1850-х годах новые здания Кухонного корпуса, Коттеджа, Константиновский домик, Новая ферма и здание телеграфной станции. В облике всех этих построек в разной степени применены элементы готики.
Последнее крупное дворцовое здание Александрии- четырехэтажный Нижний, или Новый, дворец Николая II, называвшийся чаще Нижней дачей. Первоначально, в 1883 году, по проекту архитектора А. Томишко была возведена дача с башней. В 1895-1896 годах тот же архитектор расширил ее, превратив в нарядный дворец. Возле дворца на самом берегу залива архитектор расположил выдержанную в едином стиле группу служебных построек, создав небольшой дворцово-парковый ансамбль. Нижняя дача была разрушена в годы войны. От нее остались лишь парадные ворота с караульным домом и фундаменты. В настоящее время принято решение о начале восстановительных работ.


Садовнику 20 лет трудившемуся над созданием парка "Александрия". По повелению императора поставлен сей памятник. Рядышком стоит скамеечка с которой открывается шикарный вид на парк и между крон деревьев можно заметить зеркало Финского залива или в густой траве ленту голубой речки.

Сады и парки Санкт -Петербурга Весьма советую посетить сей сайт.

Использовался материал сайта Петергоф



Александрия, Питер

Previous post Next post
Up