Вагончик тронется,вокзал останется.

Oct 04, 2014 23:29

«На вокзале в первом зале двух подкидышей нашли. Одному лет 18,а другому 23.»

Такие вот частушки были в моде в эпоху паровозов.Вокзал в каждом большом городе имел несколько залов.Первый зал был самый большой,самый главный. В киевском желедорожном вокзале первый зал действительно отличался от прочих залов своими размерами.Чтобы рассмотреть детали потолка приходилось сильно задирать вверх голову.Находился первый зал в центре вокзала , был намного выше левого и правого крыльев вокзального комплексан и отличался своей нестандартной конструктивистской архитектурой.

Здание киевского вокзала у меня всегда вызывало восхищение.Он мне казался каким то очень величественным что ли. Но и более строгим и функциональным, в то же время, чем другие вокзалы в СССР,а я их повидал немало.Наверное специалисты-архитекторы со мной не согласятся.Они найдут у моего любимого вокзала всякие недостатки и обвинят меня в пристрастии и необоснованном распространении моей привязанности к Киеву вообще даже на отдельные киевские сооружения..Возможно я и пристрастен.Я действительно всегда считал Киев лучшим для меня городом и всегда уезжая из города уже мечтал о возвращении.

Но вернусь к киевскому железнодорожному вокзалу.[Spoiler (click to open)]Начну с того,что на чем бы вы не подъезжали к вокзалу или не подходили пешком,вы видели его уже издалека.Едва вы сворачивали с бульвара Шевченко на ул.Коминтерна,как она называлась 90 лет с 1919года по 2009 год,(до 1919 года ул.Безаковская,теперь С.Петлюры),как перед вами открывалась панорама вокзала,которая увеличивалась по пере прибличения к ней.Возможно моя первоначальная привязаность к вокзалу возникла из за того,что его центральная часть была построена в духе конструктивизма.В этом стиле в Киеве в 30-е годы было построено немало домов и стиль этот мне импонировал. Во время войны здание вокзала было разрушено.Но в отличие от полностью разрушенных и сгоревших зданий в центре города,основные несущие элементы вокзала уцелели.Я не могу обосновать научно этого факта,но многие киевские жители были уверены,что взорвать вокзал пытались и подпольщики и немцы.Но заложенные в подвале мины только выбивали в здании окна,разрушали покрытие крыши,но не могли разрушить каркасообразующие колонны и арки.Выполненные в монолитном железобетоне эти элементы требовали для своего разрушения индивидуального минирования каждого элемента и не «на глазок»,а по правильному расчету. Поэтому после освобождения Киева вокзал был быстро восстановлен.

Тогда еще ж.д. пути не были электрофицированы,тепловозов почти не было и основной тягловой силой оставались паровозы.А от этого ж.д. пути были усыпаны золой и шлаком несмотря на грозные предостережения для машинистов «закрой поддувало» перед мостами и станциями,чтобы из топки через решотку поддувала не выпал горящий уголь и зола.Прилегающие к путям здания были закопчены и в воздухе носились угольные микрочастицы засорявшие глаза пассажирам,встречающим и провожающим.Попавшая в глаз частица угля-удовольствие малоприятное.Глаз краснеет ,опухает и воспаляется,моргать больно.Избавиться от от такой соринки очень трудно.Проморгать или протереть глаз самому трудно-больше шансов еще глубже загнать эту остроконечную соринку в глазное яблоко. Поверьте мне,я испытывал это на собственном опыте не один раз.Поэтому в здании вокзала работал специальный медпункт по оказанию срочной глазной помощи.Опытная медсестра быстро и ловко выворачивала веко наизнанку и удаляла соринку. На каждой станции,также и в Киеве, присутствовали на пероне выведеные из стены здания два крана с надписями «кипяток» над одним и «холодная вода» над другим.Это для пассажиров.Но паровозы тоже нуждались в частом пополнении воды и поэтому между путями стояли поворотные колонки для пополнения запасов воды.Кроме воды паровозам требовалось много угля и смазочных материалов.Требовался осмотр и обслуживание.На узловых станциях израсходовавший свой ресурс «уставший» паровоз заменялся свежим.Вот откуда пошел известный анекдот.
Пассажир спрашивает проводника:
---Почему так долго стоим?
---Меняют паровоз.

---А на что меняют?
Но даже «свежие» и хорошо заправленные паровозы часто были не в состоянии сразу сдвинуть с места ияжелые составы.Поэтому они сердито выпускали белые «усы» пара и и с немым «криком»:
-раз два взяли

бешенно крутили колеса оставаясь на одном месте.После нескольких раз повторения такой процедуры состав потихоньку все же сдвигался и паровоз уже более уверенно уволакивал состав со станции.Про вагоны и поездки на поездах той поры распространяться не буду.Наверное все об этом знают из книг и по старым фильмам.Какими бы не были допотопными вагоны,хоть общие,хоть плацкартные они все же были неизмеримо лучше,чем те товарные теплушки во время войны,с написями на боку: «8 лошадей или 40 человек»,в которых доводилось мне ездить.Окна в старых вагонах открывались опусканием вниз и нередко застревали в таком положении.Нередко на некоторых станциях по громкоговорящей связи из репродукторов неслись предупреждения закрывать окна не прилегающем перегоне.Это объяснялось заботой о багаже пассажиров и означало,что на перегоне орудует шайка «крючников».Рисковые ребята бегали по крышам вагонов и свесившись с вагона специальными крючками цепляли через открытые окна узлы,мешки или чемоданы с полок.Это процветало кое где во второй половине 40х-первой половине 50х.Говорили, что бывали даже случаи когда на «крючок» попадали не только вещи,но и их владельцы.Не знаю.Не довелось быть свидетелем,но объявления о необходимости закрыть окна «во избежание» слыхал сам при поездках на Юг.

Встречающие и провожающие на пероне вокзала вели себя тогда так же наверное как и теперь.Встречали с цветами,провожали со слезами.Цветы продавали в ларьке в здании вокзала и бабульки с земли на привокзальной площади.Среди встречающих и провожающих сновали воры-карманики.Для которых атмосфера толкотни и метушни в поисках нужного поезда и вагона была очень удобна.Я уже в одном из своих воспоминаний о старом Киеве 50-годов рассказывал об анекдотическом случае приключившемся на моих глазах на пероне киевского вокзала.Один из моих знакомых отправился встречать свою невесту,которая училась в Москве в институте.Вместе с ним поехал и я и еще трое или четверо приятелей.Понадеявшись купить цветы на вокзале,жених с ужасом обнаружил,что цветочный ларек закрыт,а на площади перед вокзалом- ни одной старушки с цветами.Как выяснилось милиция проводила в этот день какой-то рейд и всех разогнала.Времени съездить в другое место не оставалось.Мы оббегали все помещения вогзала и его окрестности,но безрезультатно. Жених совершенно упал духом и готовился к четвертованию.Но вдруг один из нашей компании метнулся к хромому парню прогуливавшемуся тут же в ожидании поезда и буквально выдрал у него из рук букет.Парень этот изобразил бурное возмущение,но кричать «караул» или звать милицию не стал.Они о чем том поговорили и мирно разошлись.Приятель возвратился с цветами,честь жениха была спасена.Оказалось,что хромой парень, гулявший по перону был вором карманником. Под видом встречающего с букетом,он тоже ждал поезда чтобы затесавшись в толпу встречающих запустить руку в чужой карман.Этот день оказался для него не совсем удачным,потому что его узнал наш приятель живший с ним в одном доме и «уговоривший» его отдохнуть в этот вечер.

Посещение же вокзала за покупкой билета или по другим делам всегда вызывало у меня самые негативные эмоции.Стоило войти внутрь,как начинало казаться,что ты попал в другой мир,в котором выставлены на обзор все неблагополучие и невзгоды людские.Залы всегда были забиты людьми стоявшими в очередях за билетами,а остальное свободное пространство было занято людьми,которые лежали на немногочисленных лавках,лежали на полу,лежали на узлах ,мешках,корзинах,сумках и чемоданах.Видно было,что люди сорвались с насиженных мест и едут куда-то целыми семьями.В основном преобладали пасажиры крестьянского,сельского типа.Множество стариков и детей разных возрастов от младенцев на руках у матерей до детей постарше, носившихся среди скопления людей, придавали этой картине вид огромного цыганского табора.Кстати,настоящие цыгане почти всегда присутствовали в этой массе,выделяясь только своими яркими платками,громкими голосами и множеством чумазых полуголых детишек.Для каждого кто заходил в здание с улиц города- это был переход в другое измерение.Такую картину невозможно было увидеть нигде в другом месте.В городе были чистые и ухоженные городские улицы с обычными киевскими пешеходами.В парках с яркими цветочными клумбами и фонтанами прогуливались по аллеям мамаши с детьми. Трамваи и троллейбусы развозили народ по их делам и надобностям. Торговали магазины,работали театры и кинотеатры.Город жил своей обычной городской жизнью и вдруг посреди всего этого-вокзал.Вокзал забитый какими то замордованными путешественниками,убогими,жалко ютящимися на полу со своим нищенским скарбом.В тесноте,духоте,антисанитарии и вони,в ожидании непонятно чего. И так каждый день круглосуточно.Казалось что эта людская масса живет здесь постоянно и несменяемо-так похожи были картины каждого дня одна на другую.Вокзал был увеличительным стеклом выставляющим на показ всю неприглядную убогую мрачную сторону нашей жизни.

Я всегда торопился побыстрее миновать эту зону и выйти на платформы.Там был свежий воздух,там носильщики катили свои тележки с чемоданами,а за ними вприпрыжку неслись владельцы багажа.С приходом лета всю территорию станции окутывал густой мощный запах клубники.Клубнику несли в корзинах и корзиночках пассажиры.Клубнику катили на тележках носильщики.Клубникой забивали свое служебное пространство проводники.Клубника на этот период становилась фирменной эмблемой Киева,вместо каштана.Каштаны тоже присутствовали на киевском вокзале,но только как символ на круглых коробках внутри которых находилось изделие-Киевский торт.Корбки эти также массово присутствовали,уложенные штабелями на тележках и связанные большими стопками в руках пассажиров.Все это клубничное и тортовое изобилие грузилось в поезда и отправлялось представлять Киев в дальние и недальние края.Ехать в гости,а по делам в особенности,считалось неприличным без корзинки с клубникой и Киевского торта,подкрепленных бутылкой киевской же «Горилки с перцем».

Небольшое отступление от вокзальной темы.
Клубника пользовалась популярностью не только как предмет экспорта из Киева,но являлась основным сырьем для изготовления варенья и наливок.Другие ягоды и фрукты тоже шли в дело.Но клубника была №1.Банки с клубничным вареньем занимали основное пространство шкафов и кладовок,а банки клубникой в процессе изготовления наливки,занимали основное пространство на киевских подоконниках.Но было это все очень давно.Потом времена изменились.
Теперь возал,привокзальная площадь,посадочные платформы и все остальное совсем не такие как были раньше.Можете съездить туда,посмотреть что и как и даже сфотографировать.А потом через три-четыре десятка лет выложить свои воспоминания в интернет (или что там будет взамен) если кому то это будет еще интересно.
Previous post Next post
Up