Киев-1980

Mar 18, 2014 14:59



Олимпийский огонь из Эллады через Киев прямым ходом в Москву

В статье использованы фотографии из книги Ашота Арутюняна "Киев в ХХ веке". - К., 2008

Фрагмент из будущей книги:

  События, о которых пойдет речь, произошли в августе 1980 года - в разгар пляжного сезона. Чем памятен этот год для нас? 25 июля в Москве скончался культовый бард и актер Владимир Высоцкий, 20 августа от сердечного приступа умирает французкий певец Джо Дассен, 8 декабря в Нью-Йорке застрелен один из основателей и участников группы «The Beatles» Джон Леннон. В Париже на 74 году жизни умирает французкий писатель и философ Жан-Поль Сартр. В Любляне уходит из жизни президент Югославии Иосип Броз Тито.
    Из положительных событий... В Москве прошли, несмотря на байкот 62 стран, XXII летние Олимпийские игры. В Тбилиси открылся музыкальный фестиваль «Весенние ритмы», официально легализовавший советский рок. На экраны страны вышли такие известные художественные фильмы, как - «Москва слезам не верит», «Пираты XX века» и «Экипаж».
    Из важных политических событий следует отметить высылку в закрытый город Горький (Нижний Новгород) академика Сахарова. Из Советского Союза эммигрируют писатели Василий Аксенов, Владимир Войнович, Юлия Вознесенская и Фридрих Горенштейн; поэты - Ирина Басова и Лев Друскин, публицист Владимир Малинкович, критик и литературовед Лев Копелев и другие. Массовые забастовки в Польше, организованные рабочим профсоюзом «Солидарность», вынуждают польское правительство идти на частичные уступки.
    Чем жил Киев в 1980-м году? Киевский футбольный клуб «Динамо» в девятый раз становится чемпионом СССР. Летом над Гидропарком был замечен бочкообразной формы НЛО, совершавший различные маневры над островом и рекой. В столице Украины были открыты три новые станции метрополитена: «Тараса Шевченко», «Петровка» и «Проспект Корнейчука» («Оболонь»). Закончилось строительство Подольского крытого рынка, возведенного на месте старинного Житнего базара. На Крещатике построено одного из самых заметных зданий - Дом профсоюзов. Многим известна его башня с информационным табло - музыкальные киевские часы.
    Всю первую половину 1980-го года Киев усиленно готовился к Олимпиаде, поскольку на Республиканском стадионе должны были пройти отборочные матчи футбольного турнира. Вспоминает писатель и киевовед Виталий Баканов: «На Республиканском стадионе установили огромную чашу для олимпийского огня, которая после проведения игр бесследно исчезла. На стадионе были заменены старые деревянные лавки на новые (на железобетонных ножках). Также были установлены новые осветительные мачты по 300 светильников на каждой. В Конча-Заспе построили Олимпийскую базу с пятью тренировочными футбольными полями (теперь это тренировочная база киевского «Динамо»)».



Республиканский стадион открывает футбольный турнир



Директор Русской службы Радио Свобода Владимир Матусевич так описывает события лета 1980-го года: «Арестовали инакомыслящих, выслали подозрительных, нагнали милицейские дивизии, отрепетировали марши и улыбки». Еще в начале июля из Киева вывезли всех нищих, промышлявших у церквей, Житнего рынка, Вокзала и в переходах на Красную (Контрактовую) площадь. Своей убогостью и попрошайничеством они дискредитировали «передовое советское общество». Подобная судьба постигла большинство фарцовщиков, валютчиков и проституток (за исключением завербованных КГБ агентов). На них милиция устроила облавы у гостиниц, где обычно останавливались иностранцы. Задержанных «паковали» в автобусы и вывозили за 101-й километр. Также вывезли из Киева алкоголиков, находившихся на учете в наркодиспансерах, и агрессивных душевнобольных. Возвращаться в город до завершения Олимпиады было строго запрещено.
    Родителям настойчиво рекомендовали на время Олимпиады отправить своих детей куда-нибудь за пределы города - на дачу, к родным или в лагерь. Видимо, тоже опасались попрошайничества со стороны «счастливого детства». Вспомним, как в известном анекдоте, классный руководитель обращался к своим ученикам:
    - Дети, наш образцовый класс пригласили посетить иностранное посольство. Ничего там не просите! Помните, что у нас в Советском Союзе самые вкусные конфеты, пирожные и мороженое. И самые лучшие и красивые игрушки.
    Вдруг Вовочка расплакался:
    - Хочу... хочу... я хочу в Советский Союз!
    Известно, что общие затраты на подготовку и проведение Олимпийских игр перевалили за 2 млрд советских рублей. Например, перед Олимпиадой для киевского завода железобетонных изделий и дорожно-строительных материалов "ЖБИ и ДСМ", расположенного в районе Корчеватое, была приобретена западногерманская асфальтосмесительная установка «Teltomat». С ее помощью делали специальный прорезиненный асфальт для спортивных комплексов. «Teltomat» был рассчитан на пятилетнею работу, но благодаря отечественным умельцам работает и по сей день. Многие киевские теннисные корты созданы силами этого старенького мини-завода.
    В 1980 году в Киеве обустраивали новые скверы, ремонтировали подземные переходы и красили фасады домов. К сожалению, было снесено множество старых зданий, имеющих историческую ценность. В частности, снесли дома, где бывал Тарас Шевченко на Большой Житомирской, 36 и 38. Во время подготовки к Олимпиаде Киев обеднел на сотни старинных сооружений.
    Власти приложили уйму сил, чтобы создать видимость достатка в советском обществе. За несколько дней до Олимпиады в гастрономах «выбросили» в свободную продажу импортные дефициты: салями, сервилаты, одно из лучших в мире пиво - чешское 12-градусное Prazdroj, желтый кубинский ром Havana Club, португальский портвейн, Coca-Cola, топленое бельгийское масло в жестяных банках, сыр Viola, джемы, сигареты (Marlboro, Salem, Camel, Kent, Newport, Ronhill) и английское мыло. Чтобы у прилавков с импортным дефицитами не выстраивались очереди, киевлян поощряли уезжать из города в отпуск на период Олимпиады. Действительно, по воспоминаниям журналиста Игоря Однопозова, Киев в те дни казался покинутым и пустым. Особенно это было заметно в центре города - на Крещатике, обычно переполненном и шумном.
    В гостиничных барах появилось диковинное баночное пиво и водка Finlandia. После окончания Олимпиады много пива осталось не реализованным, его «развалютили» и продали уже за рубли работникам гостиниц. Вспоминает В. Баканов: «Бедные работники гостиниц! Их задергали проверками на предмет качества ремонтов, пожарной безопасности и санитарного режима. А главных инженеров этих гостиниц, за месяц до Олимпиады, направили в командировку в Москву, поселили в новой гостинице «Космос» и в течение недели проводили лекции по технике безопасности, пожарной безопасности и т.п. Причем показали документальные фильмы о пожарах в гостиницах мира. Да такие страшные (как люди, спасаясь от огня, выбрасывались из окон), что бедные инженеры не могли заснуть на 25-м этаже гостиницы «Космос»!
    Во дворе киевской гостиницы «Дніпро» ВАО «Интурист» по тогдашней улице Кирова, 2 построили специальное помещение для таможенного досмотра. Великолепное здание из алюминиевых конструкций, стекла и бетона выросло за несколько месяцев. Строители работали круглосуточно!
    После окончания Олимпиады, киевляне, работающие и живущие в этом дворе, испытали шок. Здание вдруг исчезло! Оказывается, его разобрали сразу же после окончания Игр!».
    Для болельщиков Олимпийского футбольного турнира приготовили 28 «трехзвездочных гостиниц». Под «три звезды» наскоро начали приспосабливать студенческие общежития. Обновили комнаты, поставили в них удобные кровати, оборудовали туалеты, отремонтировали душевые. Когда в КГБ не хватало своих агентов, то роль гостиничной обслуги - швейцаров, носильщиков, кладовщиков, гардеробщиков выполняли студенты, которых «рекрутировали» принудительно - через деканаты. Но затраты не оправдали себя - из-за бойкота Олимпиады в Киев приехало менее половины из ожидаемого количества зарубежных гостей.
    Известно, что в Москве, помня печальный опыт Мюнхена, Олимпийскую деревню стерегли бойцы внутренних войск. Это были, в основном, курсанты третьих курсов, которым выдали бронежилеты, каски и автоматы. В Киеве спортсменов разместили в отеле «Русь» (его построили на холме, рядом с Республиканским стадионом), а также в «Братиславе» и «Славутиче». Во время футбольного турнира вокруг отелей, в автобусах с опущенными шторками, дежурили бойцы внутренних войск в полной экипировке.
    Система контроля за гостиницами, где проживали интуристы, была не менее серьезной. Вспоминает мой друг Б.: «Весной 1980-го года в Киев из Дрездена (ГДР) приехал мой сокурсник по киевскому университету Вилли. В тот же день он позвонил мне домой и предложил встретиться. Вилли снял номер в гостинице «Либідь», как мне помнится - на третьем этаже. Читателю будет интересно, как в то время советских людей «защищали от иностранцев». «Первая линия обороны» - это, конечно же, швейцар (их я никогда не боялся и за взятку в 1-2 рубля пробирался в любой ресторан). «Вторая линия обороны» - администратор. Ему следовало сообщить, к кому и в какой номер вы приглашены. Администратор набирал телефонный номер дежурной по этажу (последний рубеж) и передавал ей ваши слова.
    Несмотря на строгий инструктаж работников гостиницы, мне удалось беспрепятственно проникнуть в отель. Швейцар у дверей ничего не спросил, только покосился в мою сторону - видимо, принял меня за иностранца. Я зашел в вестибюль, спокойно прошел мимо администратора и без проблем поднялся на третий этаж. И тут мне снова повезло - дежурная по этажу куда-то отлучилась и гостичный коридор оказаля пустым. Я быстро нашел номер, где остановился Вилли, и постучал в двери.
    Мы проговорили несколько часов - вспомнили нашу учебу и общих друзей. Когда пришло время раставаться, Вилли решил меня проводить - мы вышли в гостиничный коридор и наткнулись на дежурную по этажу. Она с удивлением и испугом уставилась на меня.
    - Мужчина, что вы здесь делаете?
    На что я ответил:
    - Пришел навестить своего друга.
    И вдруг эта, довольно интеллигентного вида женщина, громко закричала:
    - Посторонний на этаже!
    Мгновенно из какого-то подсобного помещения выскочили двое крепких парней, схватили меня за руки и прижали к стене. Один из них, видимо - старший, строгим тоном спросил:
    - С какой целью вы познакомились с иностранцем?
    Я начал объяснять, что немец мой старый друг, но гэбист, с уже нескрываемой угрозой в голосе, меня перебил:
    - Я повторяю, с какой целью вы познакомились с иностранцем?
    Я, стараясь сохранять спокойствие, сообщил, что мы вместе учились в университете. В гостинице я оказался по личному приглашению своего немецкого друга. Вилли был просто ошеломлен увиденным, но быстро взял себя в руки и подтвердил мои слова.
    Гэбисты немного успокоились и отвели меня в подсобку. Там, среди швабр и ведер, строго предупредили, чтобы я больше в гостинице не показывался.
    - Иначе у тебя будут неприятности на работе, - на прощанье пообещал мне Старший».
    Чтобы перед Олимпиадой обновить автомобильный парк города, среди киевлян была продвинута очередь на получение лег-ковых машин.     Устаревшие «Волги» ГАЗ-21 в автомобильных парках милиции, скорой помощи и такси, заменили более современными ГАЗ-24. Для удобства автотуристов были отремонтированы городские дороги и реконструирован Брест-Литовский проспект. В автоматах с газированной водой стеклянные стаканы заменили стопками одноразовых - картонных. Киевляне посчитали это мерой повышенного эпидемического контроля. Якобы иностранцы привезут с собой редкие и опасные заболевания - тропическую лихорадку и гонконгский грипп. Действительно, было дико видеть одну общую посуду для сотен людей, поскольку в жару у автоматов выстраивались целые очереди. Допотопное устройство для мытья стаканов не улучшало общее ужасное впечатление.



У Республиканского стадиона появились необычные автоматы, выдающие диковинные стаканчики из белого пластика. Это были времена хронического дефицита иностранных товаров. На полиэтиленовые кульки буквально молились - их мыли и даже гладили. Газировка в автоматах у стадиона стоила не три, а целых пять копеек. Но это не останавливало любопытных - дождавшиеся своей очереди, утоляли жажду и, воровато озираясь, забирали стаканчики с собой. Тара для использованной посуды стояла абсолютно пустой. Даже, когда в автоматах заканчивалась вода, горожане продолжали бросать монетки, чтобы получить вожделенные пластиковые стаканчики.
    Олимпийский футбольный турнир запомнились дневной жарой под 30 градусов и сильнейшими вечерними ливнями. Во время матчей вода текла через парапеты верхнего яруса Республиканского стадиона на зрителей нижнего. Трибуны были заполнены болельщиками едва на половину - пустовали целые сектора (это при том, что на стадионе присутствовало несколько сотен агентов, следящих за безопасностью). Спекулянты были вынуждены отдавать 6-7 рублевые билеты за пару бутылок пива.
Previous post Next post
Up