Одна из семейный историй, о которой уже не у кого спросить. Осталась легенда, красивая, как все легенды. Впрочем, основные факты вполне документальны.
Моей будущей маме Розе 12 лет, ее сестре Жене - 9, и они, конечно, влюблены во всех только что спасенных с дрейфующей льдины челюскинцев.
Кстати, а что сейчас могло бы объединить так сильно весь народ, как тогда всеобщее - действительно всеобщее! - ликование от спасения людей, выживших в испытаниях, проявивших героизм, мужество, человеческое достоинство. Позже такое же единение вызвал полет Гагарина. На моей личной памяти - ничего. Нет таких событий больше? Или нет такого единения? Может, оно и к лучшему.
Ну впрочем, вернемся в 1934 год.
Если вкратце (впрочем, я и сама об этом мало бы знала, если б не семейная история): в Беринговом проливе затонул пароход "Челюскин". Больше 100 человек, включая новорожденную девочку, оказались на дрейфующей льдине и провели на ней два месяца в условиях полярной зимы. Летчики, снявшие их со льдины, стали первыми Героями Советского Союза. Их и самих челюскинцев встречали как национальных героев.
В июле 1934 года в Москве планировалась грандиозная встреча.
И, конечно, она никак не могла обойтись без моей не в меру энергичной в свои 12 лет будущей мамы. Естественно, никто бы ее в Москву не пустил. Потому она просто сбежала из родного Харькова, прихватив с собой младшую сестру за компанию. Брата они не взяли, ему было 6, он был слишком мелким, не заслужил. Они сели в поезд, без билетов, без денег, без точного адреса московской родни. Где-то сутки добирались до Москвы, пересаживаясь с одного поезда на другой и скрываясь от контролеров (ехать-то по-хорошему часов 12). Их в пути подкармливали добрые попутчики. В столице, через адресное бюро, с трудом нашли тетку. И только тогда она дала телеграмму матери этих двух наглых девиц. Та уже, конечно, с ума сходила от беспокойства.
А для девчонок начался праздник! Первый раз в столице, встреча челюскинцев (попали таки!), парк им. Горького, мороженое и прочие радости жизни. Три дня полного счастья и безмятежности.
Дома, конечно, они получили по полной...
Зато осталась вот эта фотография, сделанная в фотоателье в Москве.
Кстати, обратите внимание, как тогда завязывали пионерский галстук -- совсем другой способ.