О теплоэнергетике. Все знают, что лидер группы «Кино» Виктор Цой работал кочегаром в ленинградской угольной котельной на улице Блохина. Но легендарная «Камчатка» знаменита не только Цоем. В те годы здесь кочегарили поэт и музыкант Александр Башлачёв, основатель «Алисы» Святослав Задерий, первый директор «Аукцыона» Константин Белявский. К ним в гости приходили Борис Гребенщиков, Вячеслав Бутусов, Юрий Шевчук, Сергей Курёхин и духовный отец «Митьков» Дмитрий Шагин. Как получилось, что будущих легенд отечественной рок-музыки объединила угольная котельная?
До превращения в Мекку контркультуры «Камчатка» была котельной женского общежития городского ремонтно-строительного треста N 1. Работали там, по воспоминаниям очевидцев, в основном алкоголики, но поскольку уголь кидать - работа не из лёгких, кочегары особо не задерживались. В какой-то момент начальник «Камчатки» Анатолий Соколков решил позвать на работу своих друзей Сергея Фирсова (будущего начальника фонотеки Ленинградского рок-клуба, записавшего 90% концертов отечественных рокеров) и Виктора Цоя. Зарплата была 90 рублей, работали сутки через двое, но для людей творческих грязная кочегарка была идеальной работой: и за тунеядство не осудят (в советское время в Уголовном кодексе была статья, карающая за тунеядство, именно по ней судили Иосифа Бродского), и времени свободного хватало. Со временем котельная стала местом неофициальных концертов и вечерних встреч ленинградского андеграунда. Там же снимали и культовый фильм Алексея Учителя «Рок», посвящённый отечественной рок-музыке восьмидесятых.
«Камчаткой» это место стали называть практически сразу, как только там появились музыканты. Скорее всего, название прижилось благодаря текстам Виктора Цоя: у него есть песни «Камчатка» и «Я хочу быть кочегаром». Правда, обе они были написаны задолго до появления музыканта на Блохина, 15.
Вот как о работе Виктора в котельной отзывался Анатолий Соколов: «Втянулся очень быстро, уже через месяц. Хотя работать было тяжело. У него даже какой-то профессионализм появился. Сначала ноги подгибались, а потом, я заметил, у него даже грудная клетка после работы в котельной стала шире. Башлачёв, который вообще ни к какой работе не был приспособлен, - и тот работал. А Цой так вообще потом котлы чистил в тапочках на босу ногу, представляете?!»
В 1999 году котельную закрыли, дом подключили к соседней, более крупной кочегарке. А спустя четыре года «Камчатка» открылась снова, уже в качестве клуба-музея Виктора Цоя: правда, пришлось ликвидировать две трети исторических котлов. Волна поклонников Цоя не утихает с годами: среди экспонатов, связанных с жизнью и творчеством музыканта, есть его личные вещи, пластинки и гитара.
Кстати, «Камчатка» входит в «Красную книгу» знаковых мест Петербурга, которые запрещены к сносу, поскольку представляют культурную и историческую ценность города.