Рубрика "Свет истории"

Dec 10, 2013 15:03



В нашей сегодняшней рубрике «Свет истории» мы продолжаем увлекательный рассказ об электрификации России. Итак, «План электрификации РСФСР» был написан, и его обсуждение стало главным вопросом на открывшемся в Москве 22 декабря 1920 г. VIII Всероссийском съезде Советов.
План представлял собой комплексную детально разработанную программу на 10-15 лет не только по возрождению страны из руин, но и по последующей реконструкции и развитию народного хозяйства. Главная роль в развитии промышленности, строительства, транспорта и сельского хозяйства отводилась электрификации. План ГОЭЛРО предусматривал возведение 30 электрических станций с общей мощностью в 1,75 млн кВт, использование в качестве источников электроэнергии местных видов малоценного топлива и водной энергии, развитие районных электростанций и объединение их в энергосистемы. Проект привязывался к планам развития территорий и охватывал восемь основных экономических районов (Северный, Центрально-промышленный, Южный, Приволжский, Уральский, Кавказский, а также Западной Сибири и Туркестана) с учётом их природных, сырьевых и энергетических ресурсов и специфических национальных условий. План предусматривал быстрый рост производительности труда на основе электрификации и механизации всех производственных процессов и коренных изменений условий труда.
Весьма амбициозно и… нереально. Так показалось и многим современникам, которые встретили план насмешками и издёвками. «Сверхфантазия», «электрическая утопия», - этими и другими эпитетами пестрели полосы газет Америки и Европы. Знаменитый английский писатель-фантаст Герберт Уэллс после визита в РСФСР опубликовал книгу «Россия во мгле». По его словам, отвергавший утопистов Ленин «в конце концов сам впал в утопию, утопию электрификации...». «Можно ли представить себе более дерзновенный проект в этой огромной, равнинной, покрытой лесами стране, населённой неграмотными крестьянами, лишенной источников водной энергии, не имеющей технически грамотных людей, в которой почти угасли торговля и промышленность? - восклицал Уэллс.- В какое бы волшебное зеркало я ни глядел, я не могу увидеть эту Россию будущего...».
Но, несмотря на всю нереальность поставленных задач, 22 декабря План был принят. Съезд проходил в полутемном холодном зале Большого театра. В глубине сцены находилась огромная карта Советской России с наклеенными разноцветными кружками на местах будущих строек. Каждый раз, когда Глеб Максимилианович говорил о новых электростанциях, на карте зажигались электрические лампочки. Каждый новый огонёк встречали восторженными аплодисментами. Правда, когда зажглись все лампочки, столица погрузилась в абсолютную темноту - вся имеющаяся мощность московской энергетики ушла на Большой театр, здания ВЧК и Кремль.
Выступил на Съезде и Ленин. Лучше всего эмоции публики описал Алексей Толстой в своём романе «Хождение по мукам»: «Люди в зрительном зале, у кого в карманах военных шинелей и простреленных бекеш было по горстке овса, выданного сегодня вместо хлеба, не дыша, слушали о головокружительных, но вещественно осуществимых перспективах революции, вступающей на путь творчествам. На всю Россию прозвучали ленинские слова: «Коммунизм - это есть Советская власть плюс электрификация всей страны. Иначе страна остаётся мелкокрестьянской, и надо, чтобы мы это ясно сознали...».
На фото: В.И.Ленин у карты ГОЭЛРО. VIII Всероссийский съезд Советов.

электрификация, ленин, свет истории

Previous post Next post
Up