Итак, христианство, может и не очень удачно, попыталось раскрепостить античного человека, и если ему это и не удалось в одном конкретном случае, то потенциал такой в нем был (и есть). На мой взгляд, он проявился наиболее ярко лишь на Западе, в среде диких германцев, ставших в итоге респектабельными, цивилизованными европейцами. Конечно, очень может бы, что потенцию к развитию, покорению новых границ, стоит искать в данном случае не в христианстве, а именно в германских корнях европейцев. Для чистоты эксперимента недостает исторического опыта - опыта германского племени, которое бы покорило не христианизированных римлян, а греческих язычников, например. Но нам известно, что угро-фины, пришедшие на Запад из-за Урала и их далекие собратья на Востоке (а потом и те, кто откочевал на крайний север) долгое время находились на самых низких ступенях развития. В то время, как племя, поселившееся между Византией и Западной Европой, племя мадьяров, т.е. венгров - довольно быстро развивается и создает государственность. Все это, однако, уже скорее историософия.
Однако тот факт, что христианство легло в основу современного капитализма кажется мне совершенно неоспоримым. Где-то до второго курса мне самому эти идеи казались бредовыми. Пока я не почитал сирийские сказания первых веков и Бенджамена Франклина. Но об этом во второй части этого разросшегося поста, пока же мне интересно, что вы возразите на эту часть.
Вы очень интересно пишете, спасибо. Я не такой знаток истории, как вы, поэтому приятно, что я, не зная всех деталей, примерно так себе всё и представлял :) Интересно о раскрепощающей роли христианства. Когда я (давным-давно) читал Евангелие, меня впечатлил дух текста - совершенно неожиданный: христианство ассоциировалось у меня с консервативностью, запретом, послушанием, а тут вдруг именно что призывы скинуть шоры и раскрепостить разум, перестать бояться жить и молиться каждому камню. Как-то это очень сильно не согласуется с тяжёлым духом православия...
Спасибо и Вам! Во-первых, за то, что терпите у себя в ЖЖ такую бурную и мягко говоря офф-топную дискуссию, во-вторых, за теплые слова. Я как раз очень боялся, что слишком растекся мыслей, как это обычно бывает.
Что касается Евангелия - то удивительная вещь. Я тоже (и не так-то давно!) открыл для себя Евангелие как книгу кардинально непохожую на все, что читал до того. Меня поразила Нагорная проповедь Христа. В ней одновременно и такая любовь к человеку, и жесточайший призыв к подчинению. Вот он обращается к ученикам: "Вы - соль земли; но если соль утратила вкус, чем её осолить? Ни на что она не годится; разве что выбросить её вон, на попрание людям". Одновременно и огромное самоуничижение и огромное самовозвышение!
Православие было очень разным на самом деле. Христианство первых веков (а это именно восточное христианство, т.к. на Западе в связи с приходом варваров интеллектуальная жизнь почти угасла) это удивительно динамично развивающаяся религия. Я думаю, Вселенские соборы внесли в античную философию не меньше, чем споры древнегреческих философов. Вообще по уровню рефлексии святые отцы, думаю, много превосходят нас. Потом наступило время усвоения и окостенения. Но вот парадокс - в той же Византии на закате ее истории богословские споры разразились с новой силой - теперь по поводу Божественного Света, который видели афонские монахи. В историю они вошли как споры об исихазме. На русской почве, весьма бедной на интеллектуальную культуру особенно после татаро-монгольского нашествия, вероятно, христианство все больше ассоциировалось с народной духовностью. Верить душою, а не умом стало как-будто догмой. Но надо помнить, что так было не всегда и к 19 в. в России тоже появляется целая плеяда удивительных учителей церкви, начиная с Филарета Дроздова и заканчивая отцом Павлом Флоренским. Что бы совершилось с русским православием, если б не революция остается только воображать. Достаточно вспомнить, что в 1917 г. церковь сразу поддержала упразднение царизма и учреждение временного правительства.. Потом к власти пришли большевики, начались гонения. Об интеллектуальном развитии нельзя было и думать - встал вопрос о самом существовании церкви. Впрочем, все это Вы и без меня отлично знаете. Сейчас все надо начинать сначала. А это очень трудно, тем более с таким вековым наследием.
Однако тот факт, что христианство легло в основу современного капитализма кажется мне совершенно неоспоримым. Где-то до второго курса мне самому эти идеи казались бредовыми. Пока я не почитал сирийские сказания первых веков и Бенджамена Франклина. Но об этом во второй части этого разросшегося поста, пока же мне интересно, что вы возразите на эту часть.
Reply
Я не такой знаток истории, как вы, поэтому приятно, что я, не зная всех деталей, примерно так себе всё и представлял :)
Интересно о раскрепощающей роли христианства. Когда я (давным-давно) читал Евангелие, меня впечатлил дух текста - совершенно неожиданный: христианство ассоциировалось у меня с консервативностью, запретом, послушанием, а тут вдруг именно что призывы скинуть шоры и раскрепостить разум, перестать бояться жить и молиться каждому камню. Как-то это очень сильно не согласуется с тяжёлым духом православия...
Reply
Что касается Евангелия - то удивительная вещь. Я тоже (и не так-то давно!) открыл для себя Евангелие как книгу кардинально непохожую на все, что читал до того. Меня поразила Нагорная проповедь Христа. В ней одновременно и такая любовь к человеку, и жесточайший призыв к подчинению. Вот он обращается к ученикам: "Вы - соль земли; но если соль утратила вкус, чем её осолить? Ни на что она не годится; разве что выбросить её вон, на попрание людям". Одновременно и огромное самоуничижение и огромное самовозвышение!
Православие было очень разным на самом деле. Христианство первых веков (а это именно восточное христианство, т.к. на Западе в связи с приходом варваров интеллектуальная жизнь почти угасла) это удивительно динамично развивающаяся религия. Я думаю, Вселенские соборы внесли в античную философию не меньше, чем споры древнегреческих философов. Вообще по уровню рефлексии святые отцы, думаю, много превосходят нас. Потом наступило время усвоения и окостенения. Но вот парадокс - в той же Византии на закате ее истории богословские споры разразились с новой силой - теперь по поводу Божественного Света, который видели афонские монахи. В историю они вошли как споры об исихазме. На русской почве, весьма бедной на интеллектуальную культуру особенно после татаро-монгольского нашествия, вероятно, христианство все больше ассоциировалось с народной духовностью. Верить душою, а не умом стало как-будто догмой. Но надо помнить, что так было не всегда и к 19 в. в России тоже появляется целая плеяда удивительных учителей церкви, начиная с Филарета Дроздова и заканчивая отцом Павлом Флоренским. Что бы совершилось с русским православием, если б не революция остается только воображать. Достаточно вспомнить, что в 1917 г. церковь сразу поддержала упразднение царизма и учреждение временного правительства.. Потом к власти пришли большевики, начались гонения. Об интеллектуальном развитии нельзя было и думать - встал вопрос о самом существовании церкви. Впрочем, все это Вы и без меня отлично знаете. Сейчас все надо начинать сначала. А это очень трудно, тем более с таким вековым наследием.
Reply
Leave a comment