Еще раз о творческой интеллигенции и о том, как с ней бороться на примере из интернета

Mar 10, 2024 10:59

Пишет anlazz (
anlazz)

2023-05-07

Встретил на Главной ЖЖ забавный пост под названием: "О несостоявшемся культе «попаданца в СССР» в 1990-е". Автор этого поста спрашивал: "Почему тогда не развился рынок литературных произведений про «попаданцев в СССР»?" Ведь "просоветские настроения" в это время были очень высоки (по мнению автора поста, ИМХО это неверно), даже Зюганова "чуть не выбрали". Но вот книги о том, что "провалился в прошлое и бегу к Сталину или хотя бы Андропову с рассказами о Горбачёве" тогда не писали и не печатали.

Впрочем, на самом деле ответ на этот вопрос простой. А самое главное - он очень тесно перекликается с темой прошлого поста , того, что про "творческую интеллигенцию" и ее место в современном обществе. (Собственно, если бы не это, то я бы не стал бы обращать на данный момент внимание.) И состоит этот ответ в том, что т.н. "попаданцы" - то есть, личности, попавшие в прошлое и решившие это прошлое исправить - есть продукт достаточно серьезных изменений в культурной жизни общества. Гораздо более серьезных, нежели кажется на первый взгляд.

А именно: эти "попаданцы" стали возможными исключительно на фоне "резкой массовизации" литературного творчества - по крайней мере, в области фантастики. И столь же резкой ее "депрофессионализации" в смысле того, что вместо "профессиональных писателей", которые доминировали в данной сфере во времена СССР, а так же по инерции - в 1990 годы - в "область фантастики" пришло множество сторонних лиц. Программистов, инженеров, педагогов, ученых, врачей и т.д. - пускай часто и выброшенных из профессии и работающих клерками в бесконечных офисах. Кстати, в приведенном посте неверно дана датировка "расцвета попаданческой литературы" - это не прошлое, а позапрошлое десятилетие. То есть, не 2010-е, а 2000 годы. Годы торжества "русского офиса", когда казалось, что быть "офисным планктоном" - это лучшее, что может быть.

Впрочем, о последнем моменте так же будет сказано чуть ниже. Пока же можно лишь указать, что все эти люди, ставшие "молодыми талантливыми авторами" - был тогда подобный "мем" - по образу своего мышления очень сильно отличались от "профессиональных литераторов". В том смысле, что они не зависели от "мнения тусовки" - то есть, особой шоблы "людей с хорошими лицами и хорошими генами", которые и определяет, кто достоин быть писателем, а кто нет. (Напомню: интеллигент - это тот, кого другие интеллигенты считают интеллигентом. И никак иначе.) И поэтому могли писать то, что хотелось - по крайней мере, на начальном этапе данного процесса.

Отсюда и пошел "синдром попаданца" - то есть, желание показать мир, в котором бы путем воздействия на прошлое были бы решены базовые проблемы современности. (На 2000 годы, разумеется.) Конечно, тут сразу же стоит сказать, что подобные идеи были и в прошлом - звягинцевское "Одиссей покидает Итаку" было написано еще в начале 1980 годов - но в данном случае это не суть важно. (На самом деле, кстати, можно вспомнить еще более ранние вещи.) Потому, что важно другое: указанная "категория авторов" выражала именно мысли и мечты значительного числа россиян - тех самых "специалистов, обломанных рынком", и превращенных в начале в челноков-продавцов, потом в офисных клерков-админов. И видящих в этом ненормальность. (Кроме того, в эту массу влилось огромное количество людей, рожденных в 1970 годы, которым пришлось входить в жизнь в 1990 - с соответствующими постоянными обломами.)

В 1990-е годы же все было совершенно по другому. В том смысле, что литература - даже фантастическая - оставалась еще в "руках профессионалов". Т.е., в руках представителей "того самого" "информационного класса" (и творческой интеллигенции в частности), для которого указанное время было не "временем страданий" - как для всех остальных россиян - а "временем надежд". И поэтому никакой "тоски по СССР" он - этот "класс" - не испытывал, скорее наоборот: радовался тому, что "совок сдох". (И готов был зубами рвать всех тех, кто думает иначе - как говориться, "задушу каждого, кто будет выступать против свободы слова". Пресловутое "письмо 42" прекрасно это подтверждает.)

Поэтому, понятное дело, если кто из "пишущих" тогда что-то и захотел менять в прошлом - так это наоборот, сделать так, чтобы СССР проиграл как можно раньше. Возможно, даже, Гитлеру: наши "думающие и пишущие" считали, что им "хватило бы гибкости" подстроиться и под этот режим. (И не надо про то, что национальность "творческих" предполагала бы для них только место абажуров и портфелей: как говориться, возможности продвигаться в тусовке Бог им дал, а вот умения мыслить логически - нет. А точнее: эти два качества являются антагонистичными.) Но лучше, конечно, "братская семья цивилизованных народов", куда бы вошла "российская демократическая республика".

То есть, оптимумом для них было бы "пришествие дорогого Бориса Николаевича" - а он и так был в тогдашней реальности. И значит, "менять мир" для этой шоблы было не нужным: единственное, о чем мечтали "творческие" в 1990 годы - так это о том, чтобы пресловутое "серое быдло" вновь не обрело какую-то субъектность. (Ну да: как уже было сказано, они были уверены в том, что сумеют "зализать" любую власть - так что за "эту сторону" были спокойно. А вот народ... народ с их точки зрения надо было гнобить и угнетать, что и наблюдалось тогда.)

Так что не судьба была тогда "советской ностальгии" выплеснуться в культурное пространство - в том числе, и в виде "попаданцев". (Да, разумеется, были "оппозиционные авторы" - вроде Проханова - но их популярность не выходила за пределы ограниченного круга общения.) И лишь неожиданное - реально неожиданное для "творческих" - "вторжение масс" в виде указанных авторов "попаданческой литературы" позволило изменить ситуацию. В том смысле, что вывело вчерашних маргиналов в мейнстрим, причем, не только книжный. Благодаря чему современное российское информационное пространство очень сильно отличается от того, что было лет двадцать назад - хотя все "основные деятели культуры" все те же. (Все эти "режиссерки, авторки и колумнистки" обоих полов - точнее, гендеров, и не обоих, конечно, а всех 56, как это принято в данной среде - по прежнему являют тех же дистиллированных антисоветчиков, антикоммунистов и демофобов, как и раньше.)

В общем, "рецепт" избавления от указанной в прошлом посте проблемы - то есть, катастрофической ненависти современных "властителей умов" к народу - в общем виде состоит в том, чтобы разрушить узкий круг "профессионализма". (Определяемого, в основном, принадлежностью к особым фамилиям, а так же к тем, кого эти "фамилии" готовы "впустить" в свой круг.) Причем, не только в искусстве - но об этом, понятное дело, надо говорить уже отдельно...

https://anlazz.livejournal.com/815474.html

anlazz

Previous post Next post
Up