К 686 Коростелева О.Т. Субкультура интеллигенции: программа и методические рекомендации для студентов дневного отделения. - Барнаул, 2007. - 18 с.
Данная программа предназначена для студентов дневного и заочного отделений факультета социологии, обучающимся по специальностям «социология», «социальная работа», «реклама», «информатика в социокультурной сфере» и «организация работы с молодежью». Оно разработано на основе авторского спецкурса (по выбору) и содержит программу курса, учебный план, план семинарских занятий, вопросы для самостоятельной подготовки, темы рефератов и курсовых работ, вопросы к зачету и список рекомендуемой литературы.
Программа печатается по целевой программе «Основы качества национального социального образования для России XXI века» Совета по социологии и социальной антропологии УМО по классическому университетскому образованию МО РФ.
© О.Т. Коростелева,
факультет социологии АлтГУ
Содержание
Введение. 4
Организационно-методический раздел. 5
Распределение часов курса по темам и видам работ. 6
Содержание курса. 7
Учебный план курса. 9
Формы контролируемой самостоятельной работы. 11
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий
для самостоятельной работы. 12
Примерные темы рефератов и курсовых работ. 13
Вопросы к зачету. 14
Учебно-методическое обеспечение курса. 15
Введение
Спецкурс «Субкультура интеллигенции» является факультативным курсом (курсом по выбору), который читается студентам дневной формы обучения социологического факультета АлтГУ в 3 семестре. Данный курс могут выбрать студенты, обучающиеся по специальностям «социология», «социальная работа», «реклама», «информатика в социокультурной сфере», «организация работы с молодежью». Курс предполагает углубленное ознакомление с историей формирования и современным состоянием интеллигенции, ее местом и ролью в структуре западного и российского общества, с системой ценностей и образом жизни подлинного интеллигента, с процессом трансформации и дифференциации данного социального слоя в условиях современной России. Особое внимание уделяется проблемам нравственного самоопределения интеллигенции, а также характеру отношений интеллигенции с народом и властью. Большинство обсуждаемых в рамках спецкурса проблем имеет дискуссионный характер, и обращение к ним представляется достаточно важным не только в плане получения студентами специальных социологических и культурологических знаний, но и в плане формирования у них навыков нравственной социокультурной рефлексии как у будущих представителей российской интеллигенции.
Проблематика данного курса тесно связана с содержанием ряда базовых учебных дисциплин, таких как общая социология, культурология, социология культуры, история Отечества) и предполагает выход на междисциплинарный уровень их взаимодействия. В контекст изучения курса включены такие формы организации учебного процесса, как лекция с элементами дискуссии (по теме «Социокультурные функции интеллигенции»), конференция по теме «Субкультура профессиональных групп современной интеллигенции». На завершающем этапе студенты пишут сочинение «Как я представляю себе настоящего современного российского интеллигента», по итогам высказанных в этих работах идей также проводится дискуссия.
Тема 2. Интеллигенция в истории российской культуры
Формирование интеллигенции в контексте петровских реформ российског общества; история ее отношений с властью и народом. Исторические особенности, ценностные приоритеты, образ жизни дворянской, разночинской, революционной интеллигенции в России. Трагедия интеллигенции как русский вопрос. Характер формирования и социокультурной трансформации советской интеллигенции. Место и роль интеллигенции в жизни постсоветской России.
Тема 3. Социокультурные функции интеллигенции.
Проблема места и роли интеллигенции в функционировании и развитии общества, трактовки ее исторической миссии. Функции интеллигенции: просветительская, идеологическая, смыслотворческая, функция нравственной рефлексии («совесть нации»), посредническая (между властью и народом), функция культурного идеала (образца для подражания). Смысл понимания интеллигенции как «социального ничто» (по К. Манхейму). Соотношение государственной службы и служения народу в исторических судьбах интеллигенции.
Тема 4. Интеллигенция в контексте современного западного общества
Формирование образа жизни интеллигента в истории европейского общества: роль рыцарских традиций, культуры классических салонов, богемных кружков, литературных кафе.
Место и роль интеллигенции в жизни постиндустриального западного общества. Проблема социокультурного расхождения между технической и гуманитарной интеллигенцией. Понятия нового класса и враждебной культуры по Д. Беллу.
Тема 5. Ценностные ориентации и образ жизни современного интеллигента
Важнейшие ценностные установки интеллигента: способность к сопереживанию, совестливость, рефлексивность, стремление служить своему делу и людям. Образ жизни интеллигента, сложившийся в советское время, и его современные трансформации. «Безбытность» как субкультурная черта интеллигенции. Профессиональные особенности субкультуры врачей, учителей, научной и «творческой» интеллигенции. Проблема организации и проведения досуга в интеллигентской среде.
Тема 6. Субкультурные особенности сельской интеллигенции
Культура сельского и городского типов: специфика ценностей и образа жизни. История формирования сельской интеллигенции в России. Фигуры земского врача, сельского учителя, библиотекаря, их роль в развитии отечественной культуры. Феномен подвижничества. Особенности отношений сельского интеллигента с народом. Социокультурная динамика сельской интеллигенции в современной России.
Примерные темы рефератов и курсовых работ
1. Интеллигенция в социокультурном пространстве российского общества: история и современность.
2. Двоеверие как черта самосознания российской интеллигенции.
3. Социокультурные функции современной российской интеллигенции.
4. Субкультура школьного учительства в современном российском обществе.
5. Субкультура работников высшей школы.
6. Социально-психологический портрет сельского интеллигента в России.
7. Социальная дифференциация интеллигенции в постсоветской России.
8. Формирование субкультуры интеллигенции в студенческой среде.
9. Трагедия интеллигенции как русский вопрос.
10. Гуманитарная и техническая интеллигенция: единство и различия субкультур.
Вопросы к зачету
1. Понятие интеллигенции: различные трактовки в западной и российской традициях.
2. Интеллигенция в истории российской культуры.
3. Проблема доверия в самоопределении российской интеллигенции.
4. Место и роль (социокультурные функции) интеллигенции в жизни современного общества.
5. Место интеллигенции в социальной структуре современного западного и российского общества.
6. Формирование ценностных ориентаций и образа жизни интеллигенции в истории европейской культуры (по К. Манхейму).
7. Статусно-ролевая дифференциация интеллигенции в постсоветской России.
8. Субкультурные черты российской интеллигенции и их трансформация в современных условиях.
9. Механизмы воспроизводства интеллигенции и ее субкультуры на современном этапе общественного развития.
10. «Трагедия интеллигенции» как русский вопрос.
11. Образы интеллигенции в русской художественной литературе и искусстве.
12. Понятие творческой интеллигенции, особенности ее субкультуры.
13. Роль интеллигенции в революционных и эволюционных преобразованиях российского общества (история и современность).
14. Образ жизни учителей и врачей как профессиональных групп современной интеллигенции.
15. Сельская интеллигенция: субкультурные особенности и характер трансформации.
16. Оппозиция технической и гуманитарной интеллигенции в российском и современном западном обществе.
17. Проблема соотношения студенческой субкультуры и субкультуры интеллигенции.
18. Проблема вины и ответственности социогуманитарной интеллигенции за состояние культуры и общества в современной России.
19. Социально-психологический портрет современного российского интеллигента.
20. Интеллигенция и будущее российского общества.
Учебная и монографическая литература:
1. Агости Э.П. Революция, интеллигенция, культура. - М.: Политиздат, 1984.
2. Акопян К.З. Русская интеллигенция: многоликость и уникальность // Поиск смысла: Сб. ст. - Н. Новгород, 1994.
3. Акопян К.З. Соль земли? (интеллигенция как феномен русской культуры) // Человек. - 1995. - № 6; 1996. - № 1.
4. Артемьева С.И. Интеллигенция и традиция: два направления в российском самосознании / Логика социокультурной эволюции. - Бийск, 1996.
5. Беляев В.А. Советская интеллигенция в борьбе идей. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1990.
6. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. - М.: Наука, 1990.
7. Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи (любое издание)
8. Бутенко И.А. Судьба творческих союзов // Социс. - 2002. - № 9.
9. В.И. Ленин, КПСС об интеллигенции. - М.: Политиздат, 1979.
10. Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. - М.: Новое литературное обозрение, 2001.
11. Г.П. Федотов о судьбе русской интеллигенции. - М.: Знание, 1991.
12. Гринин Л.Е. «Люди известности» - новый социальный слой? // Социс. - 2004. - № 12.
13. Дневник Алтайской школы политических исследований. № 5. 1998. Интеллигенция и власть: По материалам Первого Съезда общественного движения «Конгресс интеллигенции Алтайского края» / Под ред. Ю.Г. Чернышова. - Барнаул: Изд-во АГУ, 1998.
14. Добрускин М.Е. Социально-психологический портрет педагога // Социс. - 1995. - № 9.
15. Егорьев А.Е. Образование как фактор дифференциации общества // Социс. - 2002. - № 10.
16. Жизненные силы русской культуры: пути возрождения в России начала XXI века: Колл. монография. - М., 2003. - С. 207-222.
17. Иванов В. Время деловых интеллигентов // Социс. - 2003. - № 8.
18. Иванов-Разумник Р.В. Что такое интеллигенция? // Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. - М., 1993.
19. Изгоев Л.С. Об интеллигентской молодежи // Вехи (любое издание)
20. Иноземцев В.Л. «Класс интеллектуалов» в постиндустриальном обществе // Социс. - 2000. - № 6.
21. Интеллигенция в российском обществе и университете: идеалы, мифы, переоценки: Краткий библиограф. указатель. - Томск: Томск. гос. ун-т, 1994.
22. Интеллигенция в условиях общественной нестабильности: Сб. ст. - М.: Эдиториал УРСС, 1996.
23. Интеллигенция и нравственность: Социологические очерки. - М.: НИИВО, 1993.
24. Интеллигенция и революция: XX век: Сб. ст. / Отв. ред. К.В. Гусев. - М.: Наука, 1985.
25. Ионин Л.Г. Социология культуры. - М., 1996.
26. Историография культуры и интеллигенции советской Сибири: Сб. ст. / Отв. ред. В.Л. Соскин. - Новосибирск: наука, 1978.
27. История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 4. / Под ред. Ю.Н. Давыдова. - М., 2002. - С. 314-332.
28. Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун XXI века. - М.: Советский писатель, 1989.
29. Колтаков К.Г., Корольков А.А. Две интеллигенции. - СПб., 2000.
30. Крухмалев А.Е., Москалева О.П. Интеллигенция в обществе риска // Социс. - 2003. - № 9.
31. Леонтьев К.Н. Как надо понимать единение с народом? / Интеллигенция. Власть. Народ. - М., 1993.
32. Лотман
33. Мансуров В.А., Юрченко О.В. Перспективы профессионализации российских врачей в реформирующемся обществе // Социс. - 2005. - № 1.
34. Манхейм К. Избранное: Социология культуры. - М.; СПб., 2000.
35. Мильдон В.И. «Отцеубийство» как русский вопрос // Вопросы философии. - № 12. - 1994.
36. На перепутье (Новые вехи): Сб. ст. - М.: Логос, 1999.
37. Наумова Т.В. Интеллигенция и пути развития российского общества // Социс. - 1995. - № 3.
38. Нахушев В.Ш. Интеллигенция как сообщество пассионариев // Социс. - 2006. - № 6.
39. Осинский И.И., Добрынина М.И. Интеллигенция в судьбах России на рубеже XX и XXI веков // Социс. - 2002. - № 1.
40. Попов Д.С. Бескрылый Пегас интеллигенции // Социс. - 2006. - № 3.
41. Попова И.Т. Средние слои, средний класс в российском обществе - к проблеме соотносения // Социс. - 2005. - № 12.
42. Раскол интеллигенции? Материалы междунар. конф. «Россия на переломе эпох» // Человек. - № 2. - 1995.
43. Россия-Интеллигенция-Правда («блеск» и «нищета» российской провинциальной интеллигенции на пороге XXI века) / Ред. С.И. Григорьев. - Барнаул, 1999.
44. Русская интеллигенция: История и судьба. - М.: Наука, 2000.
45. Руткевич М.Н. Интеллигенция в развитом социалистическом обществе. - М.: Политиздат, 1977.
46. Смирнов Б.Ф. К проблеме типологии слушателей симфонических концертов // Социс. - 2004. - № 10.
47. Сноу Ч.П. Две культуры. - М., 1973.
48. Советская интеллигенция: Словарь-справочник / Под ред. Л.В. Ивановой. - М.: Политиздат, 1987.
49. Соколов А.В. Формула интеллигентности // Вопросы философии. - 2005. - № 5.
50. Степанова О.К. Понятие «интеллигенция»: судьба в символическом пространстве и во времени // Социс. - 2003. - № 1.
51. Степанова О.К. Понятие «интеллигенция»: судьба в символическом пространстве и во времени // Социс. - 2003. - № 1.
52. Струве П.Б. Интеллигенция и революция // Вехи (любое издание)
53. Тимченко Н.С. Социокультурный анализ современного российского здравоохранения: теоретические и прикладные аспекты исследования. - Барнаул, 2006.
54. Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991.
55. Тощенко Ж.Т. Время мифов и пути их преодоления // Социс. - 2006. - № 1.
56. Туган-Барановский М.И. Интеллигенция и социализм // Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. - М., 1993.
57. Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции // О России и русской философской культуре. - М.: Наука, 1990.
58. Франк Л.С. Этика нигилизма // Вехи (любое издание)
59. Ханин Г.И. Почему пробуксовывает советская наука? // Постижение. - М., 1989.
60. Шилкина Н.Е. Религиозные ценности в структуре социальных норм современной интеллигенции // Сибирский социологический вестник. - 2002. - № 2.
Художественная литература:
1. Пушкин А.С. Евгений Онегин.
2. Грибоедов А.С. Горе от ума.
3. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени.
4. Тургенев И.С. Отцы и дети.
5. Чернышевский Н.Г. Что делать?
6. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы.
7. Достоевский Ф.М. Бесы.
8. Чехов А.П. Три сестры.
9. Чехов А.П. Ионыч.
10. Чехов А.П. Попрыгунья.
11. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита.
12. Булгаков М.А. Собачье сердце.
13. Герман Ю. Дело, которому служишь. Дорогой мой человек. Я отвечаю за все.
14. Дудинцев В. Белые одежды.
15. Гранин Д. Зубр.
16. Солженицын А.И. В круге первом.
17. Вознесенский А.А. Есть русская интеллигенция.
О.Т. Коростелева
СУБКУЛЬТУРА ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ:
Программа спецкурса
для студентов
дневного отделения факультета социологии
Оригинал-макет: И.В. Ралко
Подписано в печать 21.08.2007 г. Формат 60х90/16
Бумага типографская. Печать офсетная. Гарнитура Tahoma
Уч.-изд. л. 1, 25. Усл. печ. л. 1, 1. Тираж 100 экз.
Отпечатано на ризографе факультета социологии
656099, Барнаул, ул. Димитрова, 66
https://mylektsii.su/2-139746.html