(продолжение)
2 раздел
Динамика и содержание социкультурной функции интеллигенции
Определение, данное в первом разделе, позволяет сделать вывод о том, что интеллигенция, как особая группа возникает в 30-40 годы XIX века. До этого времени в России существовал лишь небольшой слой образованных людей, видевших своё предназначение в служении царю, в укреплении самодержавия и выполнявших, сугубо утилитарные, в основном управленческие функции.
Представителей этого слоя уместно называть "прединтеллигенцией" или "протоинтеллигенцией".
Отдельные представители "протоинтеллигенции" - А.И. Радищев, А. Новиков, некоторые депутаты Уложенной комиссии, уже в XVIII в выступают с критикой крепостничества и ставят вопрос о благе народа, а не государства. Однако эти выступления носили единичный характер и не могут расцениваться как свидетельство выхода интеллигенции на историческую арену. К тому же эти люди были ещё достаточно тесно связаны со своей средой: культурной, светской."Исходным материалом" для формирования "протоинтеллигенции" послужило дворянство. Вольнолюбивая публицистика, ознакомление российской военно-политической элиты с европейскими порядками в ходе антинаполеоновских войн, приводят к возникновению в этой среде довольно устойчивых либеральных и демократических настроений. Возникает новый тип дворян, сознающих свою вину перед народом, ценой закрепощения и угнетения которого обеспечивалась вольность и просвещённость высшего слоя. Характерной чертой "кающиеся дворян", являлось по словам П.Н. Милюкова, критическое отношение к окружающейдействительности [90, с.210-211].
Постепенно идея обязательной службы, укрепления Российского государства в их сознании трансформируется в желание изменить его и тем самым облегчить судьбу народа. Недовольство "кающихся дворян" выливается в открытое вооружённое восстание против самодержавия и крепостничества. Впервые представители слоя, который позже оформится в интеллигенцию, выступили с народом против царя. Восстание потерпело поражение, однако мировоззренческие установки декабристов оказало огромное влияние на формирование сознания разночинной интеллигенции.
В условиях, когда дворянство постепенно теряло способность выражать назревшие потребности развития страны, а буржуазия, вследствие слабости капиталистических отношений, ещё только находилась в стадии формирования, должен был выдвинуться слой людей, готовый взять на себя выражение общественных потребностей в политической, социальной, культурной жизни российского общества.
Для формирования подобного слоя существовали определённые предпосылки. Уже в XVIII веке удельный вес недворянского элемента в высших учебных заведениях был достаточно высок [90, с.211], однако представители этой образованной части общества далеко не всегда находила применение своим способностям и знаниям. Количественное увеличение разночинцев и закрытие для них доступа в дворянство за счёт повышения класса должностей, дававших на него права, не могло не поставить молодую образованную часть общества в оппозицию к государственной власти, всячески подчёркивавшей их второсортность. К 40-гг. XIX века сформировался социальный слой, который официально именовался "разночинским", а фактически был именно интеллигенцией. На смену "кающимся дворянам" приходит большой отряд критически мыслящих личностей из разночинцев.
В России с разночинцами связывались радужные надежды. Этот социальный слой был свободен и от предрассудков мещанства, и от привилегий дворянства. Разночинцы вышли "из-под гнёта духовных академий, из бездомного чиновничества, из удручённого мещанства. отрицая дворянство и, отрекаясь от буржуазии, она из города и помещичьей усадьбы уходит на село, примыкает к крестьянству, идёт в народ", - писал Н.П. Огарёв в 1863 году [33, с. 132].
Вышедшее из низших слоёв общества это сословие, по мнению В.Г. Белинского, наиболее обмануло надежды Петра Великого. "Грамоте оно всегда училось на железные гроши, свою русскую смышленость и сметливость обратило на предрассудительное ремесло толковать указы, выучившись кланяться и подходить к ручке дам, не разучилось своими благородными руками исполнять неблагородные экзекуции [14, с.38]".
С выходом на историческую арену разночинцев происходит формирование интеллигенции как особой социальной группы, выполняющей специфические функции.
Принципиальное отличие интеллигента от интеллектуала обуславливает разницу в содержании функций интеллигенции. Их совокупность нельзя сводить только к функции создания духовных ценностей. Особенности российской цивилизации и тип русской культуры диктуют необходимость решения представителями интеллигенции ряда других, не менее важных задач. От степени выполнения интеллигенцией своих функций напрямую зависит прогресс российского общества. В этом смысле представителям данной социокультурной группы суждено определять судьбы культуры и судьбы страны в целом.
Совокупность функций, являвшихся прерогативой отечественнойинтеллигенции, можно свести к следующим: критическое осмысление действительности и выработка альтернативных проектов развития общества; повышение общего уровня в стране, распространение грамотности, совершенствование отношений между людьми; создание, сохранение и распространение культурных ценностей; осуществление межкультурного диалога; выработка национального самосознания и превращение этноса в нацию.
Своё особое предназначение интеллигенция всегда видела в достижении высшей справедливости и народного блага. Однако на различных отрезках времени характер выполняемых интеллигенцией функций трансформировался под воздействием сложной и противоречивой обстановки и в зависимости от насущных потребностей изменяющегося общества. Это происходило даже в рамках одной и той же системы, а тем более при радикальном изменении социально-экономического и политического строя, как это не раз происходило в России. Задача данного раздела проследить динамику функции интеллигенций на протяжении Х1Х-ХХ веков.
Социально-экономические и политические условия развития страны в первой половине XIX века, обусловили особую роль интеллигенции."Становление интеллигенции происходило в сложных социально-политических условиях, когда народ, основное население страны, не имеет легальных каналов и инструментов для выражения и защиты своих интересов перед лицом государственной власти; когда интересы народа и государственной власти вступают в конфликт. и образованные слои общества тоже отделены от государственной жизни отсутствием сколько - нибудь полноценных механизмов диалога с нею, взаимодействия и взаимозависимости" [56, с. 109].
В этих условиях интеллигенция становится проводником либеральных и демократических настроений, с постоянным риском для себя, выражая общественное мнение перед лицом самодержавной власти, то есть берёт на себя функции зарождающегося гражданского общества.
Превращению интеллигенции в оппозицию, противостоящую авторитарному государству, способствуют нравственные идеалы представителей данной группы. Сообразуясь со своими морально-этическими установками они критикуют действия правящего класса, предлагают собственные проекты преобразования общества, занимаются практической деятельностью по их осуществлению.
Подход к общественной деятельности с моральных позиций вызвал к жизни несколько вариантов участия интеллигенции в борьбе за преобразование действительности и достижение народного блага.
Одни из её представителей, самым ярким из них был Л.Н. Толстой, сознательно отказались от активного участия в политической борьбе, поскольку её методы, по их мнению, не соответствовали нравственным идеалам.
Другие - предпочли активную политическую деятельность, направленную на преобразование социально-экономического и политического строя. Однако и эта социально активная часть интеллигенции не являлась однородной и взгляды её представителей на цели, пути и методы общественного переустройства существенно различались, а в дальнейшем подвергались трансформации. Если в первой половине XIX века в среде интеллигенции преобладали проекты мирного, постепенного улучшения окружающей действительности, то затем всё большую популярность приобретают методы революционной борьбы.
В 30-40 гг. XIX века интеллигенция в полный голос заявляет о себе, осмысливая проблему "Россия и Запад". Выявление исторических судеб России, её места и роли во всемирной истории и культуре, поиски путей развития страны приводят к первому идейному конфликту в среде интеллигенции - вспыхивает спор славянофилов и западников.
Славянофилы будущего спасителя России видели в русском крестьянине, призванном выполнить духовно- нравственную миссию в мировой истории. Излишне идеализируя православие, крестьянскую общину и патриархальную народную культуру, славянофилы отрицали ценности западноевропейской цивилизации: демократию, уважение к индивидуальной свободе, способные только развратить "народ-богоносец". Запад не устраивал представителей этого течения однобоким рационализмом и государственным абсолютизмом. По их мнению, избежать социальных катаклизмов Запада, выработать свой путь преодоления внутренних противоречий, стать духовным и политическим славянств возможно лишь через развитие православия, самодержавия, народности.
Западники, напротив, усматривали в западноевропейском историческом опыте общечеловеческое, всемирное значение, и считали необходимым внедрять достижения европейской цивилизации (в том числе демократию, социально-экономические и правовые гарантии индивидуальной свободы) как основу для расцвета собственной российской культуры. Западники были убеждены, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же самый этап развития, что и другие страны. Они стремились приобщить русский народ к общему прогрессу, полагая что достичь культурных целей можно только одним путём, освещённым наукой и разумом.
Рассматривая различные варианты общественного развития, интеллигенция, в сущности, пыталась выявить основополагающие, базовые ценности национальной культуры и выработать, такимобразом, идею национального самосознания как цементирующую основу общества. Усилия русской интеллигенции уже с момента возникновения были направлены на поиски собственного пути развития.
Спор стал попыткой преодоления интеллигенцией собственного отщепенства, беспочвенности. Интеллигенция впервые поставила вопрос о том, что нужно делать: "Поднять народ до себя через просвещение, демократические свободы, или опуститься самой, вернуться на почву к исконно народным ценностям".
Славянофильство и западничество стало свидетельством двойственности, противоречивости мировоззрения интеллигенции.
К середине XIX века либеральное крыло западничества сходит на нет, а революционно-демократическое послужило базой для движения радикально настроенных представителей интеллигенции, идейными вождями которого стали В.Г. Белинский и А.И. Герцен. Выступая против теории "официальной народности" и славянофильства, они доказывали общность исторического развития Западной Европы и России. Основным средством преобразования общества Герцен и Белинский считали классовую борьбу и крестьянскую революцию.
Ими впервые был обоснован принцип подчинения культуры политике и заложены основы народнической теории, постепенно трансформировавшейся в сознании интеллигенции в "народопоклонство".
Эту теорию независимо от политических оттенков исповедовали и собственно народники, и народовольцы, и марксисты. Все они хотели служить благу народа и верили, что народ "по природе своей есть образец совершенства и невинная жертва эксплуатации и угнетения" [137, с. 139].
Народничество расцвело в музыкальном творчестве композиторов"Могучей кучки". В живописи это мировоззрение проявилось в картинах передвижников, в литературе достигло вершины в творчестве Н.А. Некрасова.
Поскольку для этих людей всегда большую роль играли моральный фактор, идея справедливости, они испытывали постоянное чувство вины перед своим народом, а следовательно желание разрушить всё, что обуславливало нынешнее его бедственное положение. Во имя народа представители интеллигенции были готовы на любые страдания и жертвы. "Народ - вот её Бог, её религия, её главная религия, её главная идея, которой она поклонялась и служила. Вера в народ, доведённая почти что до его обожествления обретает черты чуть ли не религиозной веры. Отсюда желание пострадать за народ, принести ему искупительную жертву, посвятить себя борьбе за его счастье" [84, с. 34-87].
Однако, как уже отмечалось выше, достижение народного счастья предполагалось различными способами.
Одни представители интеллигенции считали, что достижение данной цели невозможно без революционной борьбы, а для этого "критически мыслящие личности" из интеллигенции, являющиеся ведущей силой исторического прогресса, должны идти в народ с целью пропаганды социализма и подготовки крестьян к революции. В дальнейшем эта среда породила слой людей, посвятивших себя профессиональной революционной деятельности.
Другие - и не помышляли о насильственных методах преобразования действительности считая, что первостепенной задачей интеллигенции является просвещение народа, а уже потом его освобождение. По их мнению, источник бед простого человека кроется в его грубости, необразованности, жестокости. Необходимо,прежде всего, устранить элементарное невежество масс, а это будет способствовать улучшению положения народа и преодолению его экономической и социальной отсталости.
Свою основную задачу эта часть интеллигенции видела в повышении общего уровня культуры в стране через распространение грамотности, совершенствование отношений между людьми на основе высоконравственного идеала. "Просветительская деятельность подразумевает в себе широкий комплекс житейских проблем, ставившихся интеллигенцией для решения социально- экономических и политических противоречий" [73, с.43]. Вооружённая последними достижениями науки, интеллигенция должна была нести в народ знания.
Представители её бросали профессиональную деятельность, служебную и научную карьеру и становились сельскими учителями, докторами, писарями. Деятельностный аспект преобладал над стремлением к "универсальным истинам", отвлечённым понятиям. Это самопожертвование не было показным, оно вырастало из чувства сострадания и заслуживает самого глубокого уважения. Однако оно показало ограниченность мировоззрения интеллигенции, которой были присущи наивные представления о поступательном характере социального и культурного прогресса, непосредственной детерминированностью исторического развития и распространением философских и политических нравственных идей, создаваемых разумными мыслителями- писателями, деятелями культуры.
Подобных взглядов придерживались представители земской интеллигенции. Они не состояли на государственной службе, не призывали к свержению существующего строя, стимулом их практической деятельности стало "народопоклонство", названное Н. Бердяевым "моральным догматом большей части интеллигенции".
Земство разработало цельную программу действий, включавшую в себя повышение уровня общей и медицинской грамотности, организацию воскресных школ, открытие курсов для неграмотных взрослых.
Идея нравственного воспитания человека эстетическими средствами нашла воплощение в деятельности тех, кого мы сегодня называем гордостью отечественной литературы, музыки, живописи.
Русская литература имела важнейшее значение для нравственного совершенствования человека. Создавая модели жизненного поведения, она способствовала исправлению пороков в обществе.
Повышению уровня культуры в обществе служила деятельность музыкального общества "Могучая кучка", членами которого стали М. Балакирев, А. Бородин, И. Кюи, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков. Общество было создано в 1862 году.
Примерно в это же время, в 1870 году художники - реалисты, вступив в конфликт с Академией художеств, выражавшей вкусы консервативного направления в искусстве, организовывают "Товарищество передвижных художественных выставок". Целью этих объединений было желание сделать искусство доступным, приблизить его к народу. Члены художественного общества создают серию полотен на исторические темы, социально-психологические портреты деятелей культуры, образы простых людей из народа.
2-ая половина XIX- начало XX века ознаменовались появлением в культурной и общественной жизни России крупных и самобытных личностей меценатов: братьев Третьяковых, С.Н. Мамонтова, А.И. Морозова, С.И. Щукина, В.И. Тенищева и др. Им принадлежит особое место в создании национального культурного фонда, собрании книг и произведений искусства, учреждений театров, музеев, библиотек, учебных заведений. К этому же периоду относитсякнигоиздательская деятельность И.Д. Сытина, целью которой являлось издание массовыми тиражами произведений русских писателей, учебников, "Библиотеки самообразования", "Детской энциклопедии" и т.д. по дешёвым ценам, что способствовало доступности данной печатной продукции для простого народа.
Общей целью этой интеллигенции было стремление к преодолению разрыва между разумным идеалом и окружающей действительностью.
Ориентированная на просветительские, либеральные цели интеллигенция играла важную конструктивную роль в преобразовании жизни русского общества. Её деятельность способствовала постепенному сглаживанию социально-культурных антогонизмов, утверждению идеалов справедливости, прогресса терпимости, расширению народного просвещения, правового порядка в стране, межнациональному пониманию.
Однако возможности этой части интеллигенции были ограничены теми социальными и культурными противоречиями, которые накапливались в России и раскалывали общество на верхи и низы, имущих и неимущих. Посредническая прослойка русской культуры, воплощавшая её либеральную ориентацию, оказалась слишком слабой, чтобы создать общественную систему взаимодействия и взаимопонимания.
Во второй половине XIX века большая часть интеллигенции, в том числе и не помышлявшей об открытой революционной борьбе, переходит в прочную оппозицию к государственной власти. Подтверждением этого явилась общественная позиция, занятая выдающимися русскими литераторами, композиторами, живописцами, среди которых - Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, В. Перов, Г. У. Успенский, М. Глинка, Д.И. Писарев имногие другие. Их произведения стали ярким обличением существующих порядков в России. Ещё до появления политических партий принципы действий против самодержавной власти сформулировала национальная литература, и особенно её составная часть -поэзия. "Доля народа, счастье его, свет и свобода прежде всего," - утверждал H.A. Некрасов.
Проявлением оппозиционных настроений стали выступления с вузовских кафедр прогрессивно мыслящих преподавателей, антикрепостнические статьи, прокламации. Своей профессиональной деятельностью представители интеллигенции формировали в России общественное мнение в России, направленное против крепостничества и самодержавия.
В среде политически - активной интеллигенции типичным явлением в 60-годы XIX века становится распространение нигилистических настроений, что является свидетельством окончательного отрыва русской интеллигенции от "почвы". Критика со стороны интеллигенции в адрес правительства, имевшая прежде созидательную основу, приобрела характер всеобщего отрицания и разрушения.
Этический максимализм, свойственный многим лидерам и активистам радикальной оппозиции в условиях тяжёлой борьбы с правящим режимом легко трансформировался в политический фанатизм. Высокая мораль переродилась в инструмент политической нетерпимости. "из отрицания объективных ценностей вытекает обожествление субъективных интересов ближнего ("народа"), отсюда следует признание, что высшая и единственная задача человека есть служение народу, а отсюда, в свою очередь, следует аскетическая ненависть ко всему, что препятствует или даже только не содействует осуществлению этой задачи" [138, с. 162].
Практические средства для осуществления цели выбирались самые разные вплоть до террора. Формировались различного рода революционные и околореволюционные кружки с их нетерпимостью к инакомыслию, готовностью оправдать преступные средства благородством цели. Ради достижения высшей справедливости возможно поступиться на время этическими принципами. Разночинных интеллигентов интересовала не "революция сверху", а социальный переворот. В девяностые годы нигилисты, в поисках теоретических основ обновления общества, пришли к марксизму, а в разночинскую интеллигенцию влилось новое пополнение из рабочих, готовых на решительные действия.
Политическое и социально- экономическое положение в стране в конце XIX века способствовало развитию оппозиционных настроений в среде интеллигенции. Российская империя оставалась последним оплотом абсолютизма в Европе, а власть государя не ограничивалась никакими выборными органами, определялась как "самодержавная и неограниченная". В управлении страной царь опирался на централизованный бюрократический аппарат, состоящий в основном из потомственных дворян. Вступление на престол Николая II в 1894 году не оправдало надежды тех, кто надеялся на введение демократических свобод.
Экономическая жизнь страны также полностью находилась под контролем государства, она развивалась неравномерно, в зависимости от стратегических задач правительства. В силу этого Россия никак не могла преодолеть отставание и приблизиться к наиболее развитым странам Западной Европы. Только потерпев жестокое поражение в Крымской войне, обнаружившей всю опасность экономического отставания, царское правительство осознало насущную необходимость военного, а следовательно, и промышленного развития. 90-годы характеризуются проведением последовательной экономической программы развития промышленности, подготовленной министром финансов С. Витте. Результаты экономической политики Витте были впечатляющими, небывалый подъём экономики способствовал накоплению капиталов, но одновременно с этим и появлению новых социальных слоёв с их проблемами и запросами, чуждыми самодержавному обществу. Становилось всё более острым противоречие между переживающими активное развитие производительными силами и устарелыми общественными отношениями.
Одним из последствий экономического развития стало образование промышленного рабочего класса. Русский пролетариат подвергался особо жестокой эксплуатации. Нечеловеческие условия жизни, полное отсутствие политических и профсоюзных свобод вызывали недовольство и протест, поднимали на стачки.
Роль организатора и идеолога угнетённого класса, способного отдать все силы в борьбе за удовлетворение вначале экономических, а затем и политических требований пролетариата, готова была взять на себя интеллигенция.
Однако она становится выразителем интересов не только угнетённого класса. Стремление уничтожить антидемократический режим, ставший тормозом прогрессивного развития страны, приводит к тому, что интеллигенция фактически выступила в роли создателя всех политических организаций и течений в России.
В 80-90-гг. XIX в. происходит окончательное размежевание русской интеллигенции на два основных направления: леворадикальное, исповедующее марксизм и либеральное, заявившее о смене идейной ориентации в сборнике "Вехи".
Широкое распространение в России марксизма связано с именем Г.В. Плеханова и с группой "Освобождение труда". Подвергнув резкой критике взгляды народников, Плеханов доказал, что капитализм в России уже утверждается, а переход к социализму произойдёт не через крестьянскую общину, а через завоевание пролетариатом политической власти. Ускоренное промышленное развитие, появление пролетариата, первые забастовки- всё это, казалось, подтверждало правильность марксисткой теории и способствовало пропаганде идей марксизма. Главное место в духовном кругозоре леворадикальной интеллигенции занимал вопрос о власти.
Либеральное движение было не столь сплочённо и организованно как леворадикальное. Слабость его объяснялась слабостью в России третьего сословия, на которое он могло бы опереться. Тем не менее, серьёзную роль в общественно- политической жизни России начинает играть так называемый "легальный марксизм". Он представлял собой группу интеллигентов, которые начали излагать марксистское учение в книгах и статьях в форме, позволяющей обойти цензуру. К "легальным марксистам" относились известные нам авторы "Вех": П.Б. Струве, М. Туган- Барановский, H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, Б. А. Кистяковский и др.
Либеральные интеллигенты пытались совместить нравственные и политические идеалы. В отличие от народников, они признавали прогрессивность капитализма и считали его обязательной ступенью на пути к социализму, что импонировало царизму. В то же время "легальные марксисты" отказалась от идеи классовой борьбы, гегемонии пролетариата и революционного захвата власти. Они склонялись к эволюционной концепции развития, делали упор на необходимости демократических реформ, которые гарантировали быосновные свободы и обеспечили организацию парламентской системы путём всеобщих, прямых, тайных выборов. Будучи противниками насилия, "легальные марксисты" считали, что в борьбе за изменения в политическом строе страны необходимо основываться на принципах легальности, легитимности, права и законности.
Отсутствие идейно- политического единства во мнениях влекло за собой различные варианты взаимоотношений интеллигенции и власти. Если либеральные интеллигенты были готовы к позитивному сотрудничеству и диалогу с правительством, получив за это ярлык "приспособленцев" и "изменников", от своих бывших соратников, то леворадикальные интеллигенты стремились к открытой конфронтации и уничтожению государственной власти насильственными методами.
Однако представители обоих направлений сохранили характерную черту интеллигенции предыдущих поколений-социальный утопизм в понимании целей и задач общественного развития, оторванность от реальной жизни, веру в возможность справедливого государственного устройства без учёта исторических традиций.
Таким образом, и те и другие, считая себя основным субъектом культурно-исторического процесса, выдвигали свои программы преобразования общества. Либеральные интеллигенты - через реформы, демократизацию, гуманизацию процесса управления, леворадикалы - через революцию, как средство коренного преобразования общества.
И власть, видевшая в интеллигенции постоянную угрозу порядку и стабильности в обществе, не желавшая идти на уступки и изгонявшая интеллигенцию из политической жизни, и интеллигенция с её государственно-правовым нигилизмом и нетерпимостью к существующей власти, видевшая в ней только отрицательнуювеличину, которую нельзя реформировать, можно только уничтожить -каждый по-своему вели дело к революционной развязке.
Стремясь воплотить свои программы в жизнь, интеллигенция занимается формированием политических партий, созданием их программных и уставных документов. Представители леворадикальной интеллигенции организуют сеть воскресных школ, кружков самообразования, основной целью которых является внесение революционного сознания в ряды рабочих. В сущности, интеллигенция занимается выработкой идеологии различных социальных групп и практической деятельностью по претворению в жизнь исповедуемых ею идей.
Вместо предвидения возможных трагических последствий социального переворота, определённая часть интеллигенции стремилась к нему как к желательному и прогрессивному. В её мировоззрении явно доминировало деструктивное начало, революционная деятельность воспринималась как форма служения общему благу, а насилие - как исторически неизбежный ответ на незыблемость самодержавия.
Ожидание и стремление революции наблюдалось не только среди тех, кого мы называем профессиональными революционерами. А по своему социальному составу на 70% РСДРП состояла из представителей интеллигенции [55, с. 150]. Определённая часть творческой элиты сочувствовала готовящейся революции, воспринимала её романтически как очистительную бурю, которая одна только может разрушить реакционные устои жизни. (А. Блок). В начале XX века России оказалась перед страшным выбором: революция или культура. Выбор пути, во многом, зависел от выбора интеллигенции. Дальнейшие события показали, что большинство её представителей сделали его в пользу революции, хотя даже уроки,извлечённые из поражения буржуазно-демократической революции 1905-07гг. могли существенно повлиять на ход российской истории в XX веке.
(продолжение следует)