С.А. Макарова (Ульяновск, Ульяновский государственный технический университет, научный руководитель - к.ф.н. И.Г. Гоношилина) ОСОБЕННОСТИ ПОНЯТИЯ «ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ»
Интеллигенция - сложное, многогранное и противоречивое явление российского народа и его культуры. Дискуссия о сущности этой социальной группы общества идет с момента ее возникновения.
Исследования по интеллигенции настолько многочисленны, что картина становится все более размытой и неуловимой, напоминая известную фразу Аполлона Григорьева об А.С.Пушкине. Интеллигенция также оказывается «всем», бесформенным куском пластилина, из которого каждый автор лепит свой образ.
Истоком понятия «интеллигенция» является латинское intellegentia, имеющее значение «понимание, рассудок, познавательная сила, способность восприятия». «Интеллигенция - то, посредством чего душа познает, каковы вещи, каков окружающий мир», - определяет это понятие Цицерон. В дальнейшем у Боэция intellegentia определяется как сознание и самосознание божественного разума, с помощью которого он может взглянуть за основания вещей и постичь свои собственные основания. Такое понимание остается определяющим для европейской философии нового времени. Некоторым итогом здесь, важным для русской культуры, становится использование понятия Гегелем, у которого «интеллигенция» связана со способностью духа преодолевать многообразное бытие непосредственно данного и приходить к самопознанию.[1]
Об источнике слова «интеллигенция» в значении социальной группы и производного от него понятия «интеллигент» тоже нет единого мнения. В России понятие "интеллигенция" в качестве термина стало употребляться в 60-е гг. XIX в., и впоследствии из русского языка перешло в языки других народов. Авторство этого термина приписывается русскому писателю П.Д. Боборыкину. В вышедшем в 1870 г. романе "Солидные добродетели" русский беллетрист ввел понятие "интеллигенция" в широкий обиход и определил его содержание следующим образом: «Под интеллигенцией надо разуметь высший образованный слой общества как в настоящую минуту, так и ранее, на всем протяжении XIX в. и даже в последней трети XVIII в.». Позиция П.Д.Боборыкина, долгое время поддерживаемая многими историками, в последнее время опровергается: сейчас первым известным
употреблением термина считается дневниковая запись Жуковского от 2 февраля 1836 г. Впрочем, не все исследователи согласны с тем, что у Жуковского слово «интеллигенция» имеет социальное значение.
Развивая далее понятие этого слова, Д.С. Мережковский, русский писатель и религиозный философ, писал, что «сила русской интеллигенции ... не в уме, а в сердце и совести.». Благодаря этим ярко выраженным социально-этическим чертам российская интеллигенция стала примечательным феноменом как в отечественной, так и в мировой истории. В. Даль в «Толковом словаре» так определял «интеллигенцию»: «Интеллигенция, в значении собирательном, разумная, образованная, умственно развитая часть жителей». Такую точку зрения к ее пониманию развивал и В.И.Ленин. Он рассматривал интеллигенцию, исходя из особенностей ее деятельности. Поскольку своеобразие этой деятельности проистекало из ее «интеллектуализма», интеллигенция интерпретировалась им как совокупность людей, занимающихся умственным трудом.
Однако позиция Ленина и Даля могут вызвать споры, так как они сводят интеллигентов к интеллектуалам. Интеллигенция - это исконно русское явление. Широко используемое на Западе слово «интеллектуал» совсем не является его эквивалентом. В Британской энциклопедии словарная глава на понятие "интеллектуал" имеет специальный раздел - "русский интеллигент". Выделена она потому, что в западном традиционном употреблении "интеллектуал" - понятие в основном профессиональное, что же касается русского интеллигента, то это скорее духовное, нравственное определение.Интеллектуалы - это люди интеллектуального труда и творчества, прежде всего ученые, писатели, профессора, педагоги. Русская интеллигенция совсем иное явление. К ней, обращает внимание Н. Бердяев, «...могли принадлежать люди, не занимающиеся интеллектуальным трудом и вообще не особенно интеллектуальные».[2]
Проблема определения интеллигенции является центральной темой работы В.В.Глебкина «Можно ли «говорить ясно» об интеллигенции?».
За основу для выявления трансформации культурных смыслов слова «интеллигенция» он берет все тексты А.П.Чехова, включая рассказы, пьесы, статьи и переписку. Понятно, что этот выбор не случаен. Чехов далек от идеологической полемики и одновременно предельно чуток к языку, поэтому у него эволюция слова в «наивной картине мира» почти не «загрязняется» собственными априорными установками. Более того, особая наблюдательность и чуткость Чехова по отношению именно к интеллигенции неоднократно отмечались его современниками. Используя 215 «атомарных языковых фактов»
использования Чеховым таких слов, как «интеллигенция», «интеллигент», «интеллигентный», он сделал следующие выводы[3]:
1) Интеллигентность, по Чехову, - сложно организованная характеристика, не поддающаяся строгой формализации. В нее входит, но ни в коем случае ее не исчерпывает представление о хорошем образовании. Интеллигентность - не столько образованность, сколько определенный стиль жизни, формируемый еще в глубоком детстве.
2) Интеллигентность совсем необязательно связана с ярким умом и большим талантом, но, несомненно, связана с внутренним достоинством со сдержанностью, тактом, подчеркнутым уважением к собеседнику.
3) Оппозиционность власти не является обязательной и даже существенной характеристикой интеллигентного человека.
Правильная идентификация интеллигенции в обществе весьма важна. Сейчас остро обсуждается вопрос об исчезновении интеллигенции как особой социальной группы. Четкое понимание и определение объекта проблемы, является необходимым условием ее верного решения.
Список литературы
1. Мамардашвили, М.К. Интеллигенция в современном обществе / М.К. Мамардашвили //[Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://philosophv.ru/librarv/mmk/intelliqencia.html.
2. Успенский, Б. А. Русская интеллигенция и западный
интеллектуализм: История и типология/ Б.А. Успенский //[Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://ec-dejavu.rU/i/intelliqentia 2.html.
3. Глебкин, В.В. Можно ли «говорить ясно» об интеллигенции? / В.В.
Глебкин // [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://culturossica.ru/2012/09/05/qlebkin-v-v