Дмитрий Галковский Вчера в 09:35 ·
Небольшое отступление
Холмогоров от неизбывной любви к безвременно ушедшему соратнику решил Раскрыть Тайны. Оказывается Крылов был «настоящим патриотом своей родины», то есть чекистом, чекисткой была также его мать, занимавшая в КГБ ключевые посты и разрабатывающая суперсекретные Компьютерные Программы (дальше риторику опускаю, слова понятные: «боеготово», «штатно» «упреждение», «награждена наградами»).
Константин при жизни эти факты скрывал, потому что, как и всем патриотам, ему была присуща скромность - заслуг не выпячивал. А друг после смерти помог.
Холмогорову кажется, что это грандиозная месть бывшему соратнику, который в известный момент послал его на три буквы. Но вынужден Холмогорова огорчить. У жежистов в жизни все криво и валится с одного чиха. Это подлецы, но большей частью подлецы виртуальные, лишь косплеящие настоящих иуд и мазеп.
В своем мемуаре Холмогоров возвел в ранг чекистки и свою мать, как он выразился «медицинского работника». Реально медицинский работник был сильно пьющей медсестрой с матерком. Отец Холмогорова, устроивший его в престижную школу, семью бросил и уехал за границу, а Холмогоров жил с матерью. Когда Сраврогина вышла замуж за «ученого всех наук», то с ужасом увидела, что ученый говорит с мамахен на кокни, причем они при этом еще ДЕРУТСЯ. Именно из-за матери Холмогорова его ребенок выпал из окна. «Медицинский работник» была в разобранном состоянии, а дома никого не было. Ну, натурально «работник» прошляпила Галковского, который подобрал ключ к квартире и столкнул ребенка.
С ФСБ Крылов в 90-е годы контактировал, это знают все. Но сам там не служил и относился к деятельности этой организации все более неприязненно. Его мать работала в техническом подразделении КГБ и, будучи профессиональным программистом, занималась криптографией. В 90-е годы она занялась бизнесом на компьютерном рынке, но её фирма прогорела после дефолта. Если бы она была серьезно связана с ФСБ, ей бы помогли, и в нулевых она бы процветала. То же касается самого Крылова. Это бедный человек, всю жизнь (не считая коммунального детства) проживший с мамой в небольшой квартирке на улице Куусинена - с низкими потолками и с подъездом, пахнущим кошками. Обстановка там осталась на уровне лапенко-стайла 80-х.
Мать по глупости в конце 80-х (то есть в период перестройки и гласности) посоветовала сыну идти по своей стезе, то есть стать в КГБ техническим работником. Это давало бронь от армии и прочие льготы. Константин ее по неопытности послушал, но потом сменил место учебы и всю жизнь стеснялся своего поступка. Не потому что он сделал что-то предосудительное, а потому что это такая ситуация, которую долго объяснять, и которую можно объяснить только благожелательной аудитории, которой вокруг него никогда не было. За исключением двух последних лет, и то это как сказать. Об одном поступке «друга», пусть и бывшего, я сказал, о некоторых других друзьях напишу позднее.
В связи со сказанным хочу заметить, что мужчина становится взрослым в два этапа. Первый этап это когда он понимает, что его мать дура. А второй - когда он это ей прощает и мать превращается в старенькую «матушку», ребеночка, о котором он заботится и которого любит.
Константин в силу своей инфантильности не дошел даже до первой стадии. Думаю, его мать всегда была для него авторитетом. Умерла она где-то в 2010, после ее смерти «атлант расправил плечи», но неудачно. Как известно, Крылов решил стать самостоятельным политиком на свой страх и риск, быстро наделал ошибок и последние пять лет тратил СВОИ деньги на поддержание нелепой псевдопартии. При маме может такого бы и не случилось.
Отец Крылова рано ушел из семьи, и отношения с ним Константин не поддерживал. Думаю, под влиянием матери.
Вообще Константин не любил афишировать свою личную жизнь, не буду этого делать за него и я.
Скажу только, что я никогда бы не стал поддерживать личные отношения с Крыловым, будь он политическим провокатором или хотя бы политическим информатором. В известный момент я заблуждался на этот счет, ибо не понимал его сложного характера, судил о нем по его окружению, а главное, потому что талант этого человека находился под спудом.
А отношение к органам Крылова видно по многим страницам «Ключа». До такого накала злобы и сарказма дойти трудно. Кроме всего прочего, одним из членов выведенного там вивария является реальный куратор, на что автор недвусмысленно намекнул. Может быть, это было сделано зря.
Дмитрий Галковский 17 ч. ·
Человек, который решил стать взрослым (окончание)
По природе своего литературного таланта Константин был пересмешником. С созданием сюжетных линий у него было туго. Между прочим, это общая проблема писателей. Писатель прежде всего аранжировщик, причем инерция аранжирования у него идет до конца. В этом он является антиподом мыслителя. У философа колоссальная инерция мысли - он выводит одно следствие из другого пока это возможно. Там где обычный человек делает два-три-четыре логических хода (чего часто бывает недостаточно) и затем останавливается, философ делает столько ходов, сколько надо. Иногда десятки и сотни.
Писатель до бесконечности варьирует и иллюстрирует одну мысль, до тех пор, пока видит для этого возможности. Возможностей он видит много - тоже в сто раз больше, чем обычный человек.
Чуть ли не большинство художественных текстов Крылова - откровенные перепевы других произведений, Особенно повезло, как вы знаете, Стругацким.
Что касается «Ключа», то тут аранжировка дошла до абсурда: автор подражает произведению Алексея Толстого, которое является подражанием произведению Карла Коллоди, причем сам Коллоди является одним из персонажей «Ключа».
Я уже писал, что «Факап» Крылова зародился из нашего давнего разговора в середине нулевых. Он меня спросил о ненапечатанных «Святочных рассказах», я поделился некоторыми сюжетами. Один из них был «Легко быть человеком». Средневековые жители Арканара захватывают агентов Земли, с их помощью проникают в корабль на орбите, учатся, стоят флот и захватывают Землю. Все происходит очень быстро, потому что верхний ярус и цивилизации Земли и цивилизации Арканара состоит из сети примерно равных по мощности биокомпьютеров (мозгов). Поэтому борьба ведется на равных, чего земляне сначала не понимают. Между цивилизованным человеком и первобытным человеком нет никакого отличия по «железу». Отличие в материальной культуре и в программах - которые ведь можно перегрузить из одного мозга в другой (выучить язык, обучиться сумме знаний). Более того, первобытные биокомпьютеры могут быть помощнее - объем мозга сапиенсов постепенно уменьшался, потому что естественная выбраковка дураков перестала быть жесткой.
Крылов из этого сюжета развил целую книгу, весьма отдаленно похожую на мой замысел, а я свой рассказ так и не написал.
Разумеется, это ни в коей мере не является плагиатом, наоборот, я рад, что подтолкнул Константина к написанию остроумной книги. Ну и конечно до меня, и в неизмеримо большей степени, это сделали сами Стругацкие.
Что самое интересное, в тот же день я рассказал Крылову другой сюжет. Я недавно купил свой первый ноутбук и удивлялся его компактности и одновременно вместимости. И сказал, что интересно было бы представить развитие людей, которые после страшного катаклизма вернулись в первобытное состояние, но гораздо позднее нашли и смогли активировать ноутбук какого-нибудь среднестатистического пользователя. Причем этот ноутбук был бы единственным носителем информации о погибшей цивилизации.
Ну, вы поняли.
Заимствований в «Ключе» очень много, я что-то вижу, что-то угадываю, а что-то не могу определить. Например, я недостаточно знаком даже с фантастикой моего детства, а что же говорить о коллегах-фантастах Крылова, или точнее Михаила Харитонова. Например, Зоричи тут гораздо компетентнее и было бы интересно их послушать.
Я уже писал, что с точки зрения композиции и формы «Ключ» написан плохо, даже с учетом что, автор все время его перерабатывал и дорабатывал. «Факап» можно смело сократить на треть, а «Буратино» на две трети. Частью выделением ряда запутанных и даже самопротиворечивых сюжетных линий в отдельные произведения, а частью просто путем сокращения не очень удачных мест.
Третий том «Буратины» не дописан, но написан в большей степени, чем это кажется, потому что ряд готовых текстов автор не успел опубликовать, и еще у него есть масса неотредактированных фрагментов, заготовок и намёток. В этом можно разобраться, если понимать общий замысел, настроится на ход мысли автора и хорошо знать предмет, который он описывал.
Я это собирался сделать, но при тщательном анализе ситуации решил, что именно максимально адекватное и аутентичное дописывание текста, не говоря уже о его радикальной правке, это нарушение не только авторской воли (полагаю, скорее ее отсутствия, ибо Крылов «упал»), но и ПОДЛИННОГО авторского замысла.
Смерть Крылова должна была неизбежно сопровождаться глумлением и фарсом со стороны «клетки», внутри которой он жил и из которой он ушел. Первый взмах смычком сделал неизбежный Холмогоров, написав у себя в фейсбуке гигантскими буквами: «Перестаньте срать на могилу!» (так и написал), далее грушежуй Обогуев заявил, что я отравил Крылова из-за зависти к его таланту, типа Моцарт и Сальери, затем началась схватка между Погромом и Клизмой, ну и все как обычно. Дальше будет больше.
У тела Крылова собрались коротышки Носова. Персонажи клуба веселых человечков кувыркались кто во что горазд: «клялись у гроба», «просили прощения», делились воспоминаниями «пил с Костей четыре раза», грозились переименовать Москву в Николаевоград имени Крылова и дальше, дальше, дальше. Цирк в крематории как-то ограничивали только карантин и подлинное горе родных.
Однако вся эта чепуха уже не имела к Константину никакого отношения. Он поставил всем им шах и мат.
Я только сейчас до конца понял замысел прикола с зароастрийством. Ну что было бы, если бы Крылов принял православие и стал его использовать для сиюминутной политики. Холмогоров ел бы землю с его могилы, пошли бы юродивые, ложные батюшки, жежешные богословы и все бы превратилось в гнусный фарс. Но все очистилось пламенем - пламенем кремации и пламенем Иронии. Да прыгайте, коротышки - его уже нет. С вами нет. Крылов ушел быстро, чисто, и самим фактом своей смерти «переменил скатерть». Потому что работал Мастер, который предвидел и предчувствовал внезапный уход еще с молодости. У Крылова все получилось - не смотря на то, что умер он на пике своего творчества и мог бы написать еще многое и многое. Может быть - лучшее. Но в целом он успел высказаться и осуществиться. Константин, ты все сделал четко.
«Ключ» заведомо написан как произведение, которое не будет закончено и останется грандиозными развалинами - но этот колизей с разваливающимися сюжетными линиями и прямым издевательством над читателем будет объединен (уже объединяется) в электронный метатекст - включая посмертные апокрифы и неизбежные дописывания и переработки. Этот метатекст будет прообразом будущей русской литературы или прообразом её будущего зияния, но главное - памятником нашей эпохе, эпохе в которой жил человек, которого не должно было быть - но он был, все видел и все написал.
В текстах Крылова есть мистика. Кажется что много страниц «Ключа» написано угасающим сознанием и может быть Баз, Алиса, силовое поле чудес - это последнее что видел и чувствовал Константин в подмосковной больнице - лежа в темноте и постепенно превращаясь в персонажа своего романа.
Бедный Костя, светлая тебе память в сердцах тех, кто тебя знал. А память в русской литературе будет конечно всегда.