Интеллигент и интеллектуал - какая меж ними разница?
Mar 29, 2019 18:26
Наш скорбный труд не пропадет: Из искры возгорится пламя, И просвещенный наш народ Сберется под святое знамя! Интеллигент и интеллектуал - какая меж ними разница? Холивар этот давно едко высмеял ПВО в произведении "Священная книга оборотня", и совсем недавно поднял на повестку дня камрад banguerski-alex, для которого эта тема, видимо, чрезвычайно близкая. Но, для начала стоит привести цитату от Пелевина, нашего, общеизвестного:
Знаете чем интеллигент отличается от интеллектуала? Различие очень существенное! Когда то, в этой стране жило много людей, получавших зарплату за то, что они целовали в зад омерзительного красного дракона. Которого вы, наверно, уже и не застали... - Понятно, что эти сто тысяч ненавидели дракона и мечтали, чтобы ими правила зеленая жаба, которая с драконом воевала. В общем, договорились они с жабой, отравили дракона полученной от ЦРУ губной помадой во время очередного сеанса массового лобызания и стали жить по-новому. Сначала они думали, что при жабе будут делать точь-в-точь то же самое, только денег станут получать в десять раз больше. Но оказалось, что вместо ста тысяч целовальников теперь нужны три профессионала, которые, работая по восемь часов в сутки, будут делать жабе непрерывный глубокий минет. А кто именно из ста тысяч пройдет в эти трое, выяснится на основе открытого конкурса, где надо будет показать не только высокие профессиональные качества, но и умение оптимистично улыбаться краешками рта во время работы... - Признаться, я уже потеряла нить. - А нить вот. Те сто тысяч назывались интеллигенцией. А эти трое называются интеллектуалами. Эта злая и очень точно бьющая цитата, на самом деле отражает то, что справедливо назвать псевдо-интеллектуал и псевдо-интеллигент. В отличии же от этого, термины интеллектуал и интеллигент так или иначе имеют свои настоящие значения, происходящие из этимологии и исторически сложившегося к ним отношения. Посему стоит попробовать дать некоторые разъяснения, чтобы развеять ненужную мутность в том тёмном понятийном омуте, который так любовно создаётся современными средствами западной глобальной культуры. И, ещё - автор сознательно заузит предмет рассуждения геотаргетированием по Русскому цивилизаторному направлению. Для начала разберём исключительно точное и звенящее от ясности аллегорическое второсмысленное направление, которое дал Пушкин:
XXXV
Туда, я помню, ездила всегда Графиня ... (звали как, не помню, право). Она была богата, молода; Входила в церковь с шумом, величаво; Молилась гордо (где была горда!). Бывало, грешен! все гляжу направо, Все на нее. Параша перед ней Казалась, бедная, еще бедней.
XXXVI
Порой графиня на нее небрежно Бросала важный взор свой. Но она Молилась Богу тихо и прилежно И не казалась им развлечена. Смиренье в ней изображалось нежно, Графиня же была погружена В самой себе, в волшебстве моды новой, В своей красе надменной и суровой.
XXXVII
Она казалась хладный идеал Тщеславия. Его б вы в ней узнали; Но сквозь надменность эту я читал Иную повесть: долгие печали, Смиренье жалоб ... В них-то я вникал; Невольный взор они-то привлекали ... Но это знать графиня не могла, И, верно, в список жертв меня внесла.