Ключевский об интеллигенции

Dec 27, 2017 01:07

После 20 марта 1893 г.

Признак русской культурности: в интеллигенции -- быть приверженцем Англии, Франции и т. д., в купечестве -- содержать англичанку, француженку и т. д.

27 ноября 1896 г.--4 февраля 1897 г.

Борьба русского самодержавия с русской интеллигенцией -- борьба блудливого старика со своими выб[..]дками, который умел их народить, но не умел воспитать.

Слабогузая интеллигенция, которая ни о чем не умеет помолчать, ничего не любит донести до места, а чрез газеты валит наружу {Над строкой: улицу.} все, чем засорится ее неразборчивый желудок.

1890-е годы

Одни желали понять ее [Россию], не зная; другие хотели узнать {Буквы ть исправлены из вали.} ее, не {Далее зачеркнуто: желая.} понимая. Первые не поняли ее, потому что не знали; вторые не узнали ее, потому что не желали понять. Интеллигенция не создает жизни и даже не направляет ее. Она не может {Далее зачеркнуто: дать ей направление, ни своротить.} ни толкнуть общество на известный путь, ни своротить его с пути, по которому оно пошло. Но она наблюдает и изучает жизнь. Из этого наблюдения и изучения, веденного по местам многие века, сложилось известное знание жизни, ее сил и средств, законов и целей. Это знание, добытое соединенными усилиями {Далее зачеркнуто: разных.} и опытами разных народов, есть общее достояние человечества {Над строкой: челов[еческого] ума.}. Оно {Над строкой: Это наука.} хранится в литературе, переходит в сознание лиц и народов пом[ощью] образования. Каждый отдельный народ стоит ниже этого научного запаса; не было и нет народа, участвовавшего в общей жизни человечества, который всей своей массой знал бы все, до чего додумалось человечество {Над строкой: челов[еческий] ум.}. Посредницей в этом деле между человечеством {Над строкой: челов[еческим] умом.} и отдельными народами должна быть его интеллигенция. Она не дает направления своему народу и даже очень редко правит им в данном не ей направлении. Ее задача угадать это направление и его возможные последствия и потом следить за движением {Над зачеркнутым: ним.}, его ровностью и прямотой, подмечать скачки и уклонения, вовремя указывать на встреч[ные] препятст[вия] и возм[ожные] потребности и на средства для их устранения или удовлетворения. Чтобы справиться с этой задачей, интеллигенция должна понимать положение своего народа в каждую данную минуту, а для этого понимания необходимы два условия: знать точно дела своего народа и знать научный запас человеческого ума. Чтобы понимать, что делается с народом, что откуда пошло у него, как идет и к чему придет, нужно знать, как и чем живет человечество, знать пружины, средства и цели его жизни. Интеллигент -- диагност и даже не лекарь народа. Народ сам залижет и вылечит свою рану {Над строкой: язву.}, если ее почует, только он не умеет вовремя замечать ее. Вовремя заметить и указать ее -- дело интеллигенции, а чтобы заметить неправильность отправлений в жизни известного народа, необходимо знать физиологию всего человечества. Ее дело: caveant consules {пусть будут бдительны консулы (лат.).}.

1) Основания жизни одинаковы у всех европейских обществ, но культуры различны.

2) Местная интеллигенция -- посредница между общечеловеческим знанием и своим обществом.

3) Ее дело -- понимать положение своего общества и давать нужные справки практическим дельцам.

4) Для того ей нужно следить за движением человеческого ума и за ходом своей местной жизни.

Жить своим умом не значит игнорировать чужой ум, а уметь и им пользоваться для понимания вещей.

Доморощенное, незаимствованное понимание не есть бессознательный взгляд на вещи, сложившийся дома, а верное понимание своих домашних дел, хотя бы и с содействием сторонних указаний.

http://az.lib.ru/k/kljuchewskij_w_o/text_1910_aforizmy.shtml

Современная интеллигентная барышня - пушка, которая заряжается в гимназическом классе, а разряжается в университетской клинике душевнобольных.

Декаденты в интеллигенции - то же, что в гастрономии люди, испортившие себе пищеварение, но сохранившие аппетит.

Русск[ая] интеллигенция скоро почувствует себя в положении продавщицы конфет голодным людям.

Культурные нищие, одевающиеся в обноски и обрывки чужой мысли; растерявшись в своих мелких ежедневных делишках, они побираются слухами, сплетнями, анекдотами, словцами, чтобы сохранить физиономию интеллигентов, стоящих в курсе высших интересов своего времени.

Р[усская] интеллигенция - листья, оторвавшиеся от своего дерева: они могут пожалеть о своем дереве, но дерево не пожалеет о них, потому что вырастит другие листья.

Люди образованные из народа обыкновенно сохраняют его дурные свойства и перестают понимать хорошее.

Русский культурный человек - дурак, набитый отбросами чужого мышления (чужим умом).

Образование дает русскому человеку только вкусовую энергию - способность смаковать жизнь, а не создавать ее.

Просветительная вша консерв[атизма] и либер[ализма] кишит на русском народе, пожирая его здравый рассудок.

Прав[итель]ство не может ни воспитывать, ни развращать народа: оно может только его устроить или расстраивать. Воспитание народа - дело правящих и образованных классов, интеллигенции.

http://tululu.org/read51580/1/

См.также: Василий Ключевский, Об интеллигенции

Ключевский, афоризмы

Previous post Next post
Up