Павел Лунгин, Владимир Толстой, Михаил Швыдкой, Павел Чухрай, Олег Басилашвили об Алексее Баталове
Лунгин:
Мы знаем, что в Советском Союзе искусство в основном было ориентировано на изображение народных типажей. Героями фильмов становились представители победивших классов - пролетариата и крестьянства. Но был среди множества экранных рабочих, доярок, колхозников и механизаторов один интеллигент - человек сомневающийся, обладающий тонкой душевной организации. Этот образ создал и пронес через всю жизнь Алексей Баталов. Он играл нашего современника - страдающего, думающего, рефлексирующего и по своей сути сильно отличающегося от других представителей «поколения победителей».
Мы полюбили его прежде всего за роль в шедевре Михаила Ромма «Девять дней одного года». Там он и Иннокентий Смоктуновский создали дуэт интеллектуалов, ученых-ядерщиков. А два десятилетия спустя Баталов снялся в фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» - и это была еще одна знаковая роль великого артиста. Алексей Владимирович играл слесаря - казалось бы, непривычная задача для него. Но и здесь проявилось его своеобразие. У Баталова получился слесарь-интеллигент - особый, одаренный совестью, юмором, способностью по-настоящему любить…
Эта творческая ниша - интеллигент, воплощавший собой всё лучшее, что было и есть в русских людях, так за ним и осталась. В каком-то смысле она не заполнено и сейчас. Но было бы ошибкой думать, что Баталов изображал того, кем не являлся на самом деле. Вся судьба его говорит о том, что он не просто играл эти роли, а сам был настоящим интеллигентом.
Алексей Владимирович рос в семье поэта Виктора Ардова. В его квартире на Большой Ордынке бывали и порой подолгу гостили великие писатели - Борис Пастернак, Михаил Зощенко, Марина Цветаева. Особенно дружила с Ардовыми Анна Ахматова. Когда она приезжала из Ленинграда в Москву, то останавливалась именно у них. Поэтому Баталов был с детства знаком с ней. Он воспитывался в атмосфере поэзии, творчества. В доме звучали стихи гениев Серебряного века. И та душевная тонкость, которая заложена в высокой литературе, сопровождала Баталова всю жизнь и стала, можно сказать, его сущностью, духовной базой.
В каком-то смысле он сам оказался связующим звеном между культурами дореволюционной и советской России. Неудивительно, что его так часто приглашали играть в экранизациях большой русской литературы. Вспомним «Даму с собачкой» Иосифа Хейфица по одноименному рассказу Антона Павловича Чехова, «Бег» Александра Алова и Владимира Наумова по произведениям Михаила Афанасьевича Булгакова… В «Беге» он создал образ опять-таки интеллигента - возмущенного, смущенного, благородного человека, главного положительного героя.
И вот что интересно: ему позволяли играть именно таких людей. На его актерскую долю выпали не смехотворные, издевательские карикатуры - «бесхребетные интеллигентики», о которых в свое время так нелестно высказался Ленин. Хотя именно этот типаж был особенно востребован. Баталов же на киноэкране всегда оставался благородным, чистым, честным. Разве что, может быть, не очень приспособленным к жизни. Но это только добавляло ему обаяния. Таким он, наверное, и был. Тончайший, деликатнейший, тонко чувствующий человек.
Увы, мне не довелось поработать с ним на съемочной площадке. Я очень об этом сожалею. Подбирая актеров, я всегда искал более острые, эксцентричные, порой даже сатирические типажи. Но так получилось, что актеры самого разного амплуа и творческой направленности в нашем кино есть, а вот таких, как Баталов, уже не осталось.
Это ужасная потеря - уходят крупные люди, могучие величины. Конечно, Алексей Владимирович уже давно не снимался активно, болел. Но знание того, что этот человек есть, давало ощущение непрерывности традиции русской культуры - и художественной, и человеческой. Это именно то, что олицетворял Баталов. Теперь же последнего интеллигента русского кино не стало. Вечная память.
http://iz.ru/606414/pavel-lungin/poslednii-intelligent-russkogo-kinoТолстой:
Алексей Баталов был удивительным человеком, одним из последних настоящих русских интеллигентов с благородным отношением к жизни и окружающим его людям, заявил РИА Новости советник президента РФ по культуре Владимир Толстой.
"Это очень печальные вести. Человек он был совершенно удивительный - и не только как актер. Он был один из последних настоящих русских интеллигентов", - отметил Толстой.
По его словам, Баталов перенес "благородное отношение к жизни" и в свою работу, и в процесс обучения студентов во ВГИКе, и в свои отношения с людьми. "Таких людей единицы. Он был последний из могикан", - сказал Толстой.
Швыдкой:
"Народный артист СССР Алексей Баталов в своих ролях являлся воплощением русского интеллигента, его присутствие было очень важно обществу", - сказал специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, передает ТАСС.
"Уход Баталова - это огромная потеря. Это был выдающийся советский, русский артист, совершенно замечательный, тонкий, изысканный человек. В советское время, когда торжествовали герои брутальные, он олицетворял невероятную человеческую тонкость и даже хрупкость. При этом в интеллигентской хрупкости была безусловная твердость, мужественность и высочайший романтизм", - подчеркнул Швыдкой.
https://www.vesti.ru/doc.html?id=2899232 Даже сложно представить, как человек такого склада, такой интеллигентской выдержки вообще пришел в актерскую профессию. При том, что на экране были востребованы совсем иные типажи. Но столь сильна и обширна была его внутренняя природа, что на этом поприще, таком зависимом, где надо быть гибким, надо подстраиваться, он, Баталов подстраиваться не стал и не смог бы - он предложил уникальный образ русского интеллигента, необыкновенно цельного и одухотворенного. Другие - не обладая природным благородством - интеллигентов играли. Баталов был таким, переходя из образа в образ, и его герои дышали возвышенностью и свободой...
- Не стало Алексея Владимировича - такого необычного, нестандартного...
- Алексей Баталов доказал всем своим творчеством, всей своей жизнью, что интеллигентный человек может быть мужественным. Что человек, занимающийся духовным трудом, может быть настоящим героем и патриотом. В советское время было принято считать интеллигентов хлюпиками, я уж не буду вспоминать, как говорил про них Владимир Ильич Ленин, когда он сказал, что интеллигенция - это г...о. Так вот, всем своим творчеством Баталов доказал, что интеллигенция - не г...о, а это люди, которые умеют не просто почувствовать боль и радость народной жизни, но умеют ее еще и сформулировать, сделать ее зримой, вербальной, если угодно. Он доказал, что интеллигент - не прослойка, это не социальное клеймо. Это миссия.
- Да и рос он в семье писателя Ардова...
- Он очень дорожил своими отношениями с замечательными великими русскими и советскими писателями. Такими, как Анна Ахматова, или люди военного поколения, которые пришли в поэзию - Левитанский, Давид Самойлов, уж не говорю о более молодых как Евтушенко... Баталов был человеком в высшей степени литературно озаренным. Жизнь в семье Ардовых, отношения с Ахматовой, с совершенно замечательной литературной интеллигенцией того времени - переводчиками, поэтами, прозаиками, - это всё Баталов. И он выразил это духовное богатство, этот колоссальный духовный опыт, который он получил, в своих работах. Можно назвать три роли его - в «Летят журавли», в «Девяти днях одного года», в «Москве, слезам не верящей» - чтобы понять, что это был за артист.
- И это при востребованности иных героев...
- Да, в стране, где героями были брутальные, как правило, люди, Баталов доказал, что интеллигент - герой и патриот. И это одно из очень важных свидетельств его совершенно уникального таланта. Он был замечательным человеком - остроумным, веселым, легким. Он принадлежал к тому поколению, которое училось еще у дореволюционных педагогов. Он чувствовал замечательно русскую жизнь! Не играя в ложную простоту, а понимая, что русская жизнь - это и Пушкин, и Гоголь, и Серебряный век. Вот он и был, в каком-то смысле, близок к людям Серебряного века. При том, что он играл в фильмах советского кинематографа, и, естественно, знал, что такое советская жизнь... но сохранил в себе высочайшую внутреннюю культуру, что крайне редко сегодня. И его уход - огромное горе. Для всех, кто его знал. И всех, кто не знал тоже.
http://1001.ru/articles/post/shvydkoi--o-batalove-on-dokazal-chto-intelligent--eto-missiya-31923 Чухрай:
«Это был высочайшей культуры российский интеллигент, замечательный, огромная потеря»
http://unionnews.ru/2017/06/16/aleksey-batalov-bil-chelovekom-ogromnogo-smisla-svetlana.html Басилашвили:
"Я помню Баталова с очень давних пор. Он окончил Школу-студию Московского художественного театра, был артистом художественного театра… И я думаю, что именно та правда, которую проповедовали Константин Сергеевич Станиславский, Немирович-Данченко, которая царила в свое время на сцене Московского художественного театра - МХАТа, она как бы вошла в гены к Леше Баталову, и он прославил наше искусство новым шагом в актерском мастерстве. Он был очень порядочный, честный, хороший человек, настоящий русский интеллигент"
http://philologist.livejournal.com/9392224.html