В. Ю. КАТАСОНОВ. ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ КНИЖНИКИ И ФИЛОСОФСТВУЮЩАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ - 1.

Apr 29, 2017 09:09



Действительно ли интеллигенция возникла в России? Представляем главу из книги «ФИЛОСОФИЯ И ХРИСТИАНСТВО». Краткий обзор работы см. в СТАТЬЕ (кликабельно) Игоря Гревцева

Иван Солоневич,  наш известный  публицист  первой половины прошлого века, многие свои работы посвятил исследованию феномена под названием «российская (русская) интеллигенция».   В  большой статье «Русские интеллигенции» Иван Лукьянович дает определение этой части нашего общества:

«…русская революционная интеллигенция есть слой второсортных работников книжного (то есть не умственного вообще) труда, оторванных от всякой реальной деятельности и от всяких реальных познаний, слой, посвятивший все свои силы ниспровержению самодержавия и строительству социализма - разного социализма в разные десятилетия, - слой, который больше чем что бы то ни было привел нас к катастрофе - и погиб в ней сам»[1].

Автор указанной статьи раскрыл особенности интеллигенции как феномена почти исключительно российской жизни[2].

Солоневич, конечно, внес громадный вклад в изучение феномена интеллигенции и   роли ее  в российской трагедии 1917 года. И все-таки в одном моменте я с ним согласиться не могу. Феномен интеллигенции не является исключительно российским и относящимся лишь к последним двум-трем векам истории (по Солоневичу, интеллигенция родилась в результате реформ, которые начал Петр I).

Философствующая интеллигенция как феномен древних евреев.


К сомнению в тезисе об уникальности российской интеллигенции я пришел, перелистывая работу другого русского мыслителя. Речь идет о Льве Александровиче Тихомирове (1852-1923)  и ее фундаментальном труде «Религиозно-философские основы истории».    Описывая историю древних евреев, древних государств Израиля и Иудеи, Тихомиров особое внимание уделил такой социальной группе еврейского народа, которая в Новом Завете называется «фарисеи». Любой грамотный человек имеет некоторое представление о том, кто такие фарисеи, потому что они - действующие лица очень многих евангельских историй и постоянно упоминаются Спасителем. Так вот, Лев Александрович многократно называет их  интеллигенцией - еврейской, или народной.  Как отмечает Тихомиров, «народная интеллигенция» в Иудее  -  «ученые, знающие Закон»[3]. Примечательно, что фарисеи - не просто знатоки Закона и пророков.  Они люди творческие - умеют толковать книги Ветхого Завета, а также защищают веру еврейского народа от влияний язычества, в том числе различных философских учений, проникающих в еврейский народ извне. Кроме того, они «творчески» развивают и дополняют Закон и пророков своими собственными идеями. Поэтому многие авторы (не только Тихомиров) называют фарисеев «философами».  Так, известный еврейский историк и писатель Иосиф Флавий (37-100 гг. по Р.Х.) в своих трудах «Иудейская война» и в «Иудейские древности» называет фарисеев «философской школой»[4].  Не будет натяжкой, если мы, опираясь на Льва Тихомирова и Иосифа Флавия, назовем фарисеев «философствующей интеллигенцией» иудейского народа. Термин «философствующая интеллигенция» мы встречаем в работах Ивана Солоневича, он его использует  при  описании наших «второсортных работников книжного труда». В нем просматривается ирония Ивана Лукьяновича: российские интеллигенты не были настоящими философами, они были «умничающей публикой», играющей в философию.    Они были слепыми и порой фанатичным  почитателями заимствованных на Западе философских теорий.  Пожалуй, наибольшего градуса фанатизм нашей интеллигенции достиг во второй половине 19 века, когда началось повальное увлечение марксизмом.

Попробуем сравнить «философствующую интеллигенцию» древнего еврейского народа, являющуюся важным действующим лицом  евангельской истории,  и российскую интеллигенцию, существующую у нас на протяжении примерно трех столетий. Такое сравнение может оказаться полезным для более глубокого понимания того, какое влияние наша интеллигенция оказывала и еще может оказать на наше российское общество.

Вавилонский плен: время рождения еврейской интеллигенции.

Напомним, что в учебниках и словарях «фарисеев» обычно  определяют как  религиозно-общественное течение в Иудее в эпоху второго Храма.     Возникло оно  после возвращения евреев из Вавилонского плена,  где они находились на протяжении нескольких десятков лет (6-5 вв. до Р.Х.)[5]. Этот плен привел к серьезной духовно-религиозной мутации еврейского народа.  Хлесткую оценку дал немецкий историк 19 века Ю. Вельгаузен: «Из плена вернулась не нация, а лишь религиозная секта»[6]. Это признают и авторы «Электронной еврейской энциклопедии»: «Период пленения Вавилонского наложил отпечаток на культурную, духовную и религиозную жизнь еврейских изгнанников. Так библейская литература восприняла арамейский язык, который в 8-7 веках до нашей эры получил распространение в Ассирии, Вавилонии, а с 6 века до н.э. превратился в lingua franca персидской империи; арамейский шрифт сменил древний еврейский шрифт».

Возникла угроза «растворения» евреев среди других народов. По причине того, что стал уходить в прошлое древний еврейский язык, замещавшийся арамейским. Кроме того, сильно было влияние языческих религий и философских школ других народов. Особым вниманием со стороны   части евреев пользовалась греческая философия, а также зороастризм[7].   Еще до вавилонского пленения между священничеством и пророками еврейского народа уже возникли сильные напряжения. Священники уже склонялись к тому, чтобы на первом месте в иудаизме  должны быть обряды. Пророки призывали к духовному совершенству человеку. Более того, они полагали, что не только еврейский народ, но и все остальные могут быть угодны Богу и получать от Него благодать, если будут совершенствоваться в нравственно-духовном плане. А еврейский народ должен нести правду о Боге всем народам. Пророков гнали. В том числе и, в первую очередь, представители духовной и светской власти еврейского народа. Такие проповеди пророков подрывали монопольную их власть над еврейским народом. После вавилонского плена голоса пророков замолкли[8].

Отношения между собой стали выяснять появившиеся на арене общественной жизни еврейского народа  партии  саддукеев и  фарисеев. Саддукеи -  родовая и денежная аристократия, из их среды выходили первосвященники. Под их контролем находился Иерусалимский храм. Выражаясь современным языком, им принадлежал «административный ресурс».  Саддукеи были людьми прагматичными, материалистами, в бессмертие души не верили.  Считали Божественный закон неизменяемым и настаивали на исполнении его во всей его строгости; для облегчения его тягости они требовали лишь отмены всех тех дополнений и наслоений, которые он получил в народной практике. Вместе с тем, популярностью в народе не пользовались.

Уже упоминавшиеся нами фарисеи были людьми, вышедшими из глубины народной массы и поднявшиеся на её поверхность благодаря своему умственному развитию. Фарисейское движение сформировалось в борьбе против контролировавших храмовый ритуал саддукеев. Возникновение в этот период синагогальной литургии было, по-видимому, выражением стремления фарисеев подорвать религиозную монополию саддукеев: религиозный ритуал и молитва, которые исконно были частью храмового культа, стали отправлять в домах, получивших названия «синагоги» (ниже мы еще об этом скажем).  Знатоки закона Моисеева и пророков, не принадлежавшие к священническому сословию, стали просвещать народ, начали играть важную роль в религиозной жизни  простых евреев.   Отношение фарисеев к народу было противоречивым. На словах они радели за его интересы, отстаивали их от посягательств господствующего класса, т.е. саддукеев. В то же время они считали народ необразованным, смотрели на него свысока, но старались сильно не афишировать своего презрения к простым людям. Якобы из любви к народу и из уважения к древним традициям они признали обязательность всех постановлений законоучителей и всех народных обычаев, совокупность которых получило название «устного закона», в противоположность писаному - Моисееву. Особенно большое влияние в обществе фарисеи получили в эпоху Маккавеев (2 в. до Р.Х.). Тогда фарисеи уже окончательно сложились как политическая партия.

После вавилонского плена сложилась еще  одна партия - ессеев. Но они явно в общественной жизни еврейского народа не участвовали.   Считали закон неизменяемым, но так как условия жизни в стране перестали отвечать древнему закону, то они предпочитали удаляться от этой жизни и уходили в пустыню и в деревню, где ничто не мешало им доводить соблюдение Моисеева закона до крайней щепетильности.

(продолжение следует)

http://reosh.ru/v-yu-katasonov-vetxozavetnye-knizhniki-i-filosofstvuyushhaya-intelligenciya.html

Солоневич, евреи, статьи об интеллигенции, Катасонов

Previous post Next post
Up