Поскольку в своих книгах и статьях Александр Зиновьев изображал и анализировал советское общество, его работы весьма ценны для понимания феномена интеллигенции. Здесь я привожу лишь одну небольшую главку из его книги "На пути к сверхобществу" (1998).
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
Термин "интеллигенция" многосмыслен, причем в каждом случае смысл
довольно неопределенен. И дело тут не просто в игнорировании требований
логики к терминологии, а в сложности социальной структуры населения, в ее
изменениях и многоплановости.
До революции в интеллигенцию включали писателей, художников, ученых,
врачей, инженеров, учителей, профессоров и т.п., короче говоря - более или
менее образованных людей, занимавшихся интеллектуальным трудом или по
крайней мере трудом, требовавшим образования и интеллектуальных усилий.
Таких людей было сравнительно немного. Они образовывали особую социальную
категорию. Их социальную роль видели в просвещении "народа" и в его
идейно-моральном улучшении. Они сыграли огромную роль в критике
дореволюционного общества и в идейной подготовке революции 1917 года.
После Октябрьской революции еще имела место какое-то время инерция
дореволюционного статуса этой категории граждан общества. Однако вскоре
вступили в силу новые факторы. Во-первых, общее и профессиональное
образование стало достоянием миллионов людей, так что этот признак уже не
выделял интеллигенцию в старом смысле из прочей массы людей.
Во-вторых, сферы деятельности, ранее считавшиеся сферами интеллигенции,
разрослись настолько, что число занятых в них людей стало исчисляться
сотнями тысяч и даже миллионами. Причем и их коснулись общие законы
социального структурирования. На первый план вышли социальные различия
людей, занятых в совокупности в одном и том же виде интеллектуальной,
творческой, культурной и т.д., в общем - "интеллигентской" деятельности.
Например, в науке установилась многоступенчатая иерархия социальных позиций
от академиков, принадлежавших к самым высшим и привилегированным слоям
общества, и до младших научных сотрудников, технического персонала и всяких
подсобных работников, принадлежавших к низшим слоям. Разница в жизненных
благах для них достигла колоссальных размеров. Аналогичная ситуация
сложилась и в других сферах "интеллигентского" труда.
И в-третьих, высоко образованные люди заполонили все прочие,
"неинтеллигентские" сферы общества - государственные учреждения,
управленческий аппарат, органы государственной власти, милицию, юридические
учреждения, армию, спорт и т.д. Большое число ученых, писателей, художников,
музыкантов, профессоров, юристов, врачей и т.д. заняли в обществе такое
положение, что их скорее следовало отнести к категории чиновников системы
власти и управления, чем к интеллигенции в старом смысле.
Тем не менее в послесталинские годы сложилась определенная категория
людей, которую можно назвать интеллигенцией. В широком смысле слова. В эту
категорию вошли люди с высшим и специальным средним образованием, занятые
трудом по профессии, приобретенной благодаря образованию (научные работники,
преподаватели, врачи, инженеры, журналисты и т.д.). Для них источником
средств существования и жизненного успеха стало именно их профессиональное
образование и успехи в профессиональной работе. Многие из них заняли
довольно высокое положение в обществе, большинство - среднее, прочие имели
шансы както повысить свой статус и улучшить свои жизненные условия. В целом
эта категория имела целый ряд преимуществ перед другими - сравнительно
обеспеченное положение, легкая и интересная работа, минимум или отсутствие
риска, гарантии положения, возможности улучшений, доступ к культуре, среда
общения и многое другое. Кто-то пустил в ход слово "образованщина", вполне
подходящее для этой категории.
С моральной точки зрения "образованщина" была (и остается) наиболее
циничной, приспособленческой, трусливой и подлой частью населения. Она была
лучше других образована. Она была уверена в своей профессиональной нужности
и ценности. Ее менталитет был гибок, изворотлив. Она умела представить любое
свое поведение в наилучшем свете и найти оправдание любой своей подлости.
Она стала добровольным оплотом режима. Она была не жертвой режима. А его
носителем, его слугой и хозяином одновременно. Она была социально
эгоистичной, думала только о себе. Ее роль представляется двойственной. С
одной стороны, она поставляла людей в оппозицию к режиму, сочувствовала
диссидентам и даже поддерживала их, была подвержена влиянию западной
пропаганды. А с другой стороны, она поддерживала антиоппозиционные действия
властей и сама активно громила диссидентов и "внутренних эмигрантов".
Одновременно с рассмотренным процессом происходило формирование
сравнительно немногочисленного слоя, который можно назвать (и часто
называют) интеллигенцией в узком смысле слова или "интеллектуалами". К концу
брежневского периода этот слой стал весьма ощутимой силой в обществе. В него
вошли представители науки, литературы, музыки, журналистики, профессуры,
театра, изобразительного искусства и других сфер культуры. Это - известные
личности, имевшие более или менее широкое и сильное влияние на умы и чувства
людей. Но не только они. В этот слой вошли и многие тысячи людей "помельче",
рангом ниже, но на своем уровне, в своем регионе и в своей сфере выполнявшие
сходные функции, занимавшие сходное положение. И так вплоть до самых
"маленьких", своего рода "солдат" и "чернорабочих" этой армии
интеллектуалов, которые выполняли функции распространителей влияния
интеллектуальных "офицеров" и "генералов", а также служили резервом
воспроизводства этого социального монстра.
Этот слой "властителей дум" советского сверхобщества был базой западного
идейного наступления на советское сверхобщество, поставщиком в пятую колонну
Запада в Советском Союзе. Одновременно его "генералы" и "офицеры" делали
успешную карьеру, добивались успеха, наживались, приобретали репутацию
борцов за прогресс, умело использовали конъюнктуру дома и на Западе. В этой
среде вызрела идея: элита общества должна жить по-западному, для чего надо
"народ" заставить работать на нее тоже по-западному.
http://www.biglib.com.ua/read.php?pg_which=87&dir=0022&f=22_34&book_id=3550