Пришлось мне недавно поучаствовать в сетевых дискуссиях. Где мне был задан вот такой вопрос:
"Допустим я приводил пример с руками человека, разве правая рука не противоположна левой? Если так, то где же борьба между ними и какое же снятие с удержанием нам ожидать от взаимодействия между правой и левой рукой? В той же формальной логики есть чёткие
(
Read more... )
1) "я не знаю ТРИЗ" Ну кто же вам мешает его освоить, если не весь, то хотя бы в плане формулировки и разрешения противоречий?
В ТРИЗ выделяют 2 типа противоречий: "техническое" (противоречие условий) и физическое (противоречие требований).
Рассмотрим это на простом и понятном примере.
Когда появились первые автомобили, люди столкнулись с тем что они часто сталкивались между собой и пассажирами (при том, что скорость по нынешним меркам была смехотворной - около 30 км/час .
Рассмотрим, какие противоречия здесь с точки зрения ТРИЗ.
"Техническое". Его бы я сформулировал так:
ТП1: если машины ездят быстро, то они доставляют грузы и людей вовремя, но при этом случается большое число аварий.
ТП2: если машины ездят медленно, то аварий можно избежать, но тогда и доставлять людей и грузы мы будем с большим опозданием.
ТРИЗ учит, что в основе технического лежит физическое противоречие, когда мы к объекту применяем противоположные физические требования: быть и не быть, быть легким и быть тяжелым и так далее.
В данном случае наше противоречие можно сформулировать так: нужно ехать быстро и нужно ехать медленно (в пределе вообще стоять).
Далее рекомендуется разделить противоречивые требования - во времени, в пространстве, в надсистеме или еще каким-то образом.
Поскольку данные решения известны уже лет 100, то рекомендую самостоятельно вспомнить как эти противоречия были разрешены (во времени и в пространстве). Причем разрешение произошло именно в усиленной формулировке - авто именно что и стоит и движется (но при этом нет таких ограничений, что в одно и то же время, двигаться и не двигаться оно вполне может и в разное время). Но это потребовало регламентации - когда двигаться можно, а когда нельзя.
Разделение в пространстве означает, что автомобиль и пешеход (или автомобиль и другой автомобиль) должны двигаться в разных пространствах, что предотвратит их столкновение - и это действительно тоже реализовано на практике.
Reply
Leave a comment