Классики vs современники, или Ложь как основа сюжета

Oct 19, 2010 01:12

На прошлой неделе посмотрел два замечательных спектакля в киевском театре имени Леси Украинки - «Доходное место» Александра Островского и «Ревизор» Николая Гоголя. Оба спектакля строго выдержаны в классическом стиле и следуют авторскому тексту, поэтому в отличие от «осовремененных» постановок на них хочется ходить не один раз - собственно чем я и занимаюсь :) Оба спектакля я уже видел ранее, но больше всего восхищают даже не сами постановки, а литературные первоисточники. Очень уж мне нравится как оба автора нашли практически идеальные формы и сюжеты для выражения своих мыслей относительно высмеивания порочных явлений. Правда, последних от этого не стало меньше, но это уже другой вопрос.

Совершенно случайно на этой же самой неделе под руку подвернулось ещё и современное творение американских кинематографов, которое восхитило меня не меньше классических произведений. Прежде всего крайне простой, но очень удачной идеей про «утопический» мир, в котором нет лжи (в некотором смысле идея противоположна «Ревизору», в котором ложью персонажей пропитано всё произведение и только в конце обнаруживается правда). На мой взгляд, идея использовать в сюжете людей, которые не умеют врать, настолько продуктивна, что имеет прекрасные перспективы превращения в многосезонный сериал. Но это дело будущего, а на сегодня имеем фильм под названием "Изобретение лжи" (The Invention of Lying, 2009). Фильм с не очень большим для США бюджетом ($4'000'000) и не очень известными актёрами - тем не менее и среди таких фильмов попадаются настоящие бриллианты.

По сюжету все персонажи этого фильма говорят друг другу правду и только правду, поскольку в принципе не подозревают о существовании даже возможности лжи. Благодаря такому обстоятельству создатели фильма показали каким бы мог быть наш мир и окружающие нас явления если бы на каждом шагу не было обмана. Больше всего авторы поглумились над человеческими отношениями, рекламой и религией. Не хотелось бы сравнивать напрямую классиков с современниками, но и американцам удалось создать ту форму произведения, которая как возможно максимально раскрывает недостатки человека и общества. Зритель сначала видит приближённое к идеальному устройство социума, а потом наблюдает как влияет на него человек, которому только одному известно что такое говорить вместо правды нечто другое (слова ложь, обман или врать в фильме не употребляются).

Нечто другое - это, в том числе, и то, что мы в нашем обычном «вральном» мире называем религией. В киношном мире без лжи религии не существует, пока её не выдумывает (в благородных целях) главный герой фильма. Через образ «человека на небесах» (так в фильме) и созданный вокруг него культ авторы показывают, что они не просто насмеиваются над религией, но противопоставляют её... правде. А выводы, как говорится, делайте сами. В американских кинолентах несчётное количество раз высмеивали религию, но в этом фильме сатира на христианство особо изощрённая и едкая. Респектище авторам за идею с «заповедями», написанными на коробках из-под пиццы - очень смелое решение и незабываемое зрелище! :))) Чувства христиан наверняка оскорблены, но зато сколько удовольствия для атеистов! В общем для любителей хорошей социальной сатиры и жанра антиутопии фильм настоящая находка. Кто не смотрел - советую!

театр, кино

Previous post Next post
Up