Это происходит в наши дни в Питере. Именно там сейчас живет энтузиаст, Поддубный Александр Александрович (контакты: a.poddubny@mail.ru|+79817587143), которому удалось сохранить в лётном состоянии самолёт Ил-14 модификации П. Кроме него есть еще один самолёт у нашей команды. Больше в России и мире нет нигде летающих Ил-14. Но в настоящий момент его самолёт находится по угрозой изъятия для дальнейшей продажи на торгах. Судебные приставы дали 2 месяца сроку владельцу на погашение долга в 1.2 миллиона рублей. Если не уплатить их, самолёт будет выставлен на аукцион. Долг образовался из-за неуплаты транспортного налога, составляющего 470 тыс. в год. Как предполагает сам владелец, текущая ситуация это следствие деятельности неких посредников, которые хотят продать самолёт за границу. Т.е. самолёт "заказали". Купить его у владельца не получилось, поэтому пошли по пути рейдерского захвата. В случае негативного развития ситуации, скорее всего будет так: самолёт оценивается по смешной цене и на аукционе его покупают "свои" люди. А далее самолёт уходит за границу, а Саныч остается с долгами и без самолёта. Если в оценке мотивов закралась ошибка и это не рейдерство, то исход также негативный - аппарат в итоге просто порежут на цветмет.
Ил-14 "Советский Союз" RA-0543G на аэродроме Горелово. 2012 год. Этот аппарат модификации П имеет привычную аэрофлотовскую раскраску и на его борту нанесена большая надпись "Советский Союз". Оставшаяся после съемок самолёта в каком-то фильме.
Салон самолёта
Сан Саныч Поддубный
Когда-то давно, когда я не был знаком с Сан Санычем, именно пример его самолёта вдохновил и позволил решиться на восстановление Ил-14 в Тушино. Тогда я знал только одно - в Питере есть летающий борт. Единственный в мире на тот момент. Значит, это возможно. Начав работать по нашей "Голубой мечте" мы познакомились с его владельцем лично. Узнали его историю. Прошлым летом он первый раз приезжал к нам, потом члены нашей команды ездили уже к нему в гости. Обменивались необходимыми запчастями. В свой первый визит он подарил нам несколько коробок свечей, что тогда для нас было поистине королевским подарком.
Много довелось пережить этому самолёту и его хозяину, Сан Санычу Поддубному. Из этих передряг удавалось успешно выскочить. Одним из самых серьезных злоключений было многолетнее (с 2005 года) удержание самолёта в бывшем питерском аэропорту Ржевка (про это отдельный рассказ ниже). Под надуманными предлогами владельцы Ржевки не давали Сан Санычу улететь оттуда, выдвигая маловыполнимые требования и ставя всевозможные препоны. Порой доходило и до открытого вредительства. Но 9 ноября 2011 года все же удалось вырваться из плена и перебазироваться на аэродром Горелово. Казалось, что долгожданная победа одержана и аппарат снова начнет летать. Но настало время очередного испытания.
Не сказать, что беда пришла оттуда её совсем не ждали. За 3 года скопилась задолженность по транспортному налогу, размер её составил миллион двести тысяч рублей - для самолётов, также как и для обычных автомобилей, транспортный налог рассчитывается из количества лошадиных сил и для Ил-14 составляет 470 тысяч. Прошли суды и в итоге приставы как единственное имущество арестовывали самолёт. Почему так получилось и как допустил он такое? В первую очередь, потому что все материальные и моральные силы крайние годы были брошены на то чтобы вырваться из ржевского плена. А после перелёта на нормальный аэродром планировалось подзаработать и погасить долги. Но быстро это сделать не получилось. Если борт бы залетал, то Саныч сразу начал платить налоги хотя бы частями и всего этого не было. А пока самолет не залетает, снежный ком будет все время наворачиваться.
Затрудняет, ситуацию что Сан Саныч одинок, у него нет команды. За время вынужденной стоянки на Ржевке команда рассыпалась. Такое впечатление, что в Питере сочувствующих авиации нет. Из-за того что Сан Саныч один, он гораздо более уязвим для атак рейдеров. Надо сказать, что и к нам также поступали предложения продать наш самолёт, а вокруг Саныча подобные люди так вообще хороводами ходят. Причем, суммы за которые они хотят получить самолёт весьма скромные - в районе 30 тысяч долларов. За такие деньги в России трудно купить даже легкий самолёт. Да и не хочет Сан Саныч продавать. А если кто и предлагает финансовую помощь, то на кабальных условиях, в которые входят передача большей части прав на самолёт. Нам также известно о желании неких людей за рубежом приобрести Ил-14. Они по всей видимости достойные люди, но вот те посредники, к кому они обратились за помощью в приобретении, похоже люди не сильно разборчивые в методах. К слову, в интернете можно регулярно встретить объявления о продаже борта Сан Саныча, которые он естественно не размещал.
Как помочь
Помочь выплатить долг в один миллион двести тысяч рублей. Далее Поддубный дооформит необходимые документы и сможет привлекать компании для спонсирования летающего борта. Как это делается он знает и с летающим самолётом дела пойдут нормально.
Связаться с Поддубным можно по электронному адресу a.poddubny@mail.ru и телефону +79817587143.
Номер карты в Сбербанке 1. Имеется возможность перевода из "Сбербанк- онлайн " на Яндекс -кошелек (1,5% комиссии). Этим способом можно воспользоваться прямо сейчас и не ждать изготовления карты. [Spoiler (click to open)]
2. Рублевая карта Сбербанка 63900255 9010610788 Возможно понадобиться указать р/с 40817810555760084588 и ДО №9055/0712. будут готовы к четвергу-вторнику (11-12 октября). Оставляйте в комментариях или личном сообщении электронные адреса - сообщу. По непроверенной информации с московской карты на питерскую платить по номеру карты нельзя и нужно использовать платеж с указанием полных реквизитов.
Карта Visa в евро 4276 5500 1236 6897 На всякий случая к Визе дополнительные данные. В некоторых случаях могут пригодиться. р/с 40817978455760000627 swift SABRRU2P SBERBANK (SEVERO-ZAPADNY HEAD OFFICE), ST.PETERSBURG, RUSSIA
3. По этим данным можно заплатить в любом банке страны через оператора или через интернет в личном кабинете своего банка. Банковские реквизиты р/сч 30301810355006005510 Северо-Западный Банк Сбербанка РФ г. Санкт-Петербург кор./сч 30101810500000000653 в ОПЕРУ Банка России БИК 044030653 ИНН 7707083893 КПП 783502001 ОКПО 09171401 ОКОНХ 96130 Реквизиты получателя: ПОДДУБНЫЙ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ИНН 143300083474 Счет 42306810855103223759
При оплате из интернет-банкинга, по-видимому, достаточно указать БИК, ИНН, КПП и номер счета - все остальное подставится само. Нижний счет в данных это именно человека.
Яндекс.Деньги Номер счета 410011590661904 также можно указывать счет в виде e-mail aa.poddubny@yandex.ru
Платить можно через интернет, терминалы Киви, а также из интернет-кабинетов в ваших банках. Сбербанк-Онлайн также имеет функцию перевода на Яндекс.Деньги
Публичная история поступлений на счет 410011590661904. (Сведения располагаются ниже подписи Данные по счёту 410011590661904)
Оплата из-за границы PayPal в России нельзя обналичить, с чеками тоже проблемно. Когда получит Поддубный валютную карточку, тут разместим её. Случиться в районе 11-12 октября. Оставляйте в комментариях или личном сообщении электронные адреса - сообщу.
Пока номера для SWIFT-перевода. Используя эти реквизиты можно также платить через интернет-банкинг. По реквизитам для иностранцев можно и сейчас переводить в валюте - банк сам конвертирует в рубли. SWIFT code - SABRRU2P Name of the bank - SBERBANK First name, last name (and patronymic, if possible) of the recipient of the money transfer - Alexander (Alexandrovich) Poddubny Number of the recipient's account - 42306810855103223759 Name of the branch of Sberbank of Russia - (SEVERO-ZAPADNY HEAD OFFICE) ST. PETERSBURG
Что пришлось пройти для того чтобы вырвать со Ржевки известно лишь Сан Санычу. Пройдены были все круги бумажно-разрешительно ада. Чтобы улететь ему пришлось оформить Ржевку как посадочную площадку, да и это было затруднительно до тех пор пока аэродром не был выведен из реестра, а с этим тоже была проволочка. Затем проходило оформление разового разрешения - комиссия, состоявшая из людей понимающих в Ил-14, признала состояние самолёта хорошим. И тогда когда все действующие правила и предписания были выполнены, то дело начало доходить до абсурда - попытались заявить что полоса не выдержит самолёт. Как-то от этого отбились. Далее потребовалось заплатить 50 тысяч рублей за убирание машин с полосы.
Стоянка-склад Всеволожского завода Форд на территории Ржевки. Белого цвета самолёт в центре кадра - заблокированный Ил-14 "Советский Союз".
Вид из кабина на полосу заставленную автомобилями. 2 ноября 2011.
В роликах в небольшом количестве присутствует ненормативная лексика.
Взлет со а/д Ржевка для перелёта на Горелово 09.11.2011
Команда, перегонявшая Ил-14 с Ржевки в Горелово. В центре летчик-испытатель Виноградов Владимир Павлович.
История пилота
Александр Александрович Поддубный летает уже 43 года, а Ил-14 в его руках уже 19 лет. В 1971 году он закончил Черниговское военное авиационное училище, потом служил в Борисоглебске инструктором на Миг-15, Миг-17. Выпуск первых его курсантов БВВАУЛ состоялся в 1974 году. Закончив службу в армии пошёл в КИИГА (Киевский институт инженеров гражданской авиации) и выпустился в 1981 году. Затем летал в Аэрофлоте на Ан-26. В начале 90-х организовал в г.Мирном аэроклуб и занимался с подростками. И хотя всю жизнь он летал на реактивной технике ему полюбился поршневой Ил-14. Как он сам говорит - "когда первый раз сел в Ил-14, ощутил что это корабль!" Первый опыт полётов на Ил-14 у него состоялся в армии, где он использовался как связной самолёт.
Фотографии из архива Поддубного с его комментариями:
Первые курсанты в Борисоглебском училище. Аэродром"Бутурлиновка". Слева-направо курсанты Соколан Володя, П.А.А., Моисеев Александр, Кириллов Дмитрий окончил училище с золотой медалью
Наш боевой Миг-17
На спарке УТИ Миг-15, Борисоглебское ВВАУЛ. В этом полёте с курсантом выкатились из-за отказа тормозов.
На L-29 в г. Мирный (90-е).
Облет L-29 в Горелово. Лето 2012.
Поддубный и его Ил-14
История его собственного Ил-14 началась в в 1993 году. Увидел его на аэродроме в Улан-Удэ, где его должны были отправить на уничтожение - другие аппараты из подразделения уже попилили. Договорился с руководством о передаче. Сумел отыскать пилотов, которые ввели его. Перегнал его к себе в г.Мирный. Далее летал на нём на северах, перевозил грузы: рейсы выполняли в Красноярск, Новосибирск, Омск, Кызыл-Сыр (Казахстан), Кызыл-Сыр (Якутия), Нюрба, Якутск, зарабатывал деньги, тратил их на свой аэроклуб им. Антуана де Сент-Экзюпери". Учил курсантов в аэроклубе летать на реактивных элках и на Ил-14.
Знаю Сан Саныча с 1991 года по аэроклубу Мирного. Видел, какими нечеловеческими усилиями Саныч ставил аэроклуб на ноги, чтобы научить нас, молодёжь, летать. Хотя мог бы преспокойно работать линейным пилотом в авиаотряде. Саныч всегда пытался спасти что-то летающее. И "Ячёк" и "Ан-2" и "Л-ки". И учит молодых людей любить Небо. В общем, занимается Мужик настоящим делом. Относительно комментариев "не можешь владеть - отдай" скажу следующее: если вы не видите разницы между сугубо утилитарной вещью, требующей непомерных расходов и самолётом-легендой, то сути проблемы вам не понять. А вот Поддубный, наученный опытом десятилетий, понимает чётко: желающим заполучить этот самолёт не интересна ни история советской авиации, ни то, что уникальная машина летает. Народ, поймите: Сан Саныч не коммерс, он - Лётчик. Не можете помочь материально, подскажите советом: юридическим, из области налогообложения. Всё пригодится. Удачи, Саныч! Всё у тебя получится. Артём.
Когда ситуация в регионе стала ухудшаться - плохо стало с топливом (Б91-100) и с экономической обстановкой, поступило предложение переехать в Питер, где участвовать вместе со своим самолётом в музее летающих легенд. Но проект так и не состоялся, а в 2005 году Ржевка была закрыта как аэродром. Аппараты поменьше владельцы успели перегнать своим ходом или вывезли на машинах, а Ил-14 выбраться не успел. В итоге только через 7 лет самолёт своим ходом сумел улететь оттуда.
Первое знакомство. Мы забираем аппарат из Улан-Удэ и перегоняем в г. Мирный. 2 октября 1993 года.
Так выглядела кабина нашего Ил-14 с эргономикой кабины Ил-96. Потом все это было убрано и возвращен оригинальный вид кабины.
Перед первым рейсом нас провожает жена Татьяна г. Мирный.
г. Мирный, 1994 год
г. Шарыпово Красноярский край. Промежуточная посадка Мирный - Новосибирск.
Хакасия, г. Абакан
С супругой и своим Ил-14 на авиационном празднике, устроенном в г. Мирном. Ориентировочно 99-й год. Ил-14 тогда еще без надписи "Советский Союз", она появилась позже и её нанесли киношники для съемок.
Красноярский края, поселок Шушенское. подготовка к участию в авиационном празднике. 18 августа 2000 года.
В Абакане перед вылетом по машруту Омск-Пермь-Санкт-Петербург. Выпускает нас инженер аэроклуба - Мартышкин Александр. 24 октября 2003 года.
Посадка на "Ржевка" 30 октября 2003 год.
Тренировочные полеты на Ржевке. 2004 год.
Как за границей дела
В Америке и Европе исторические самолёты активно летают на авиашоу, слётах, да и просто катают желающих, на них можно проходить обучение. А в таких странах как Канада и Южная Америка грузовые исторические самолёты также занимаются коммерческими перевозками. В качестве примера свежая публикация itravel об экскурсионном полёте на DC-3. Члены нашей команды - два Сергея и Владимир недавно летали в Европу, чтобы познакомиться с нашими венгерскими коллегами, восстанавливающими Ил-14, а также прокатиться на Ли-2 (советская лицензионная копия DC-3) из Венгрии в Германию (отчёт об этом они готовят).
Теперь о нашей больной теме - налогам. Дамоклов меч ситуации, подобной той, в которую попал Саныч висит и над нами. У нас тот же самый Ил-14 с моторами АШ-82Т. Значит 470 тысяч рублей в год вне зависимости от того, летаешь ты или нет - надо платить. От транспортного налога у нас освобождены только коммерческие авиакомпании-перевозчики. Т.е. те кто имеет сертификат эксплуатанта. Весьма "дорогая" и сложная бумага.
Про Европу сейчас не готов говорить, но в Америке в законодательстве имеется понятие историческая авиация и данный тип ВС практически освобожден от налогов. Т.е. окажись Ил-14 в Америке, то его бы хозяева не платили за него такого громадного налога как у нас.
Вот тут Дима Шаповалов в зимнем интервью говорит об этом пару слов.
Это раздел добавлен специально для людей неавиационных. Таковыми можно считать всех, кто ни разу не поднимался в небо на летательном аппарате в качестве участника ознакомительного полёта или курсанта. Человек имевший возможность прикоснуться к ручке или штурвалу самолёта/планера вряд ли останется равнодушным.
Считаю, что каждый имеет право на мнение. Но перед тем как высказывать своё мнение, стоит чуть разобраться в вопросе. Поэтому делаю это отступление для тех, кто думает что самолёт это просто скоростной подвид автобуса, предназначенный чтобы возить на отдых.
Вопросы по мотивам отдельных комментариев в моем фейсбуке
- "а зачем это ведро с гайками" Это примерно как сказать, давайте распилим парусный бриг на дрова - кому эта гнилая деревяшка нужна. Самолёт это изделие по сути совершенное. С 50-х годов, когда был выпущен непосредственно этот аппарат, не сильно много чего изменилось и не сильно много было придумано. Законы аэродинамики прежние. Да и делалось тогда все с таким запасом, что при нормальной эксплуатации и ремонте на нём наши внуки летать смогут.
- "не можешь содержать - продай" Вы всегда говорите себе, у меня не получается, надо бросить? Сан Саныч уже 19 лет успешно владеет этим аппаратом, в его руках он летает и содержится в хорошем состоянии. По-моему, вопрос о неумении содержать отпадает. Кроме того, друзей и родных обычно не продают. Даже если они в беде.