Исследую грани теории «всегда говори «да». Благодаря последнему такому "да" я оказалась в Крыму возле Судака в детском творческо-спортивном "лагере" ЭкстреМал. Лагерем это место язык не поворачивается назвать, скорее - пространство для духовного, интеллектуального, творческого и спортивного развития детей. Такие места появляются, когда в создателе и вдохновителе сочетаются большое любящее сердце, смыслы, ценности, умение, навыки, видение, храбрость и желание сделать что-нибудь с большой буквы. Да, таких мало, поэтому и мест таких - соответственно. Я, по крайней мере, больше не знаю...
Дети занимаются по 12 часов в сутки актерским мастерством, фотографией, горной подготовкой, скалолазанием, английским. 1 час купаются в море, 1 час спят под соснами и ни минуты не тратят напрасно. Необычно, непривычно, сложно, но дети ловят кайф … от себя, от своих результатов, от отношений между собой и к себе со стороны инструкторов и преподавателей … и возвращаются 4,5,6 … раз. Простите, школы, но вам и не снилось…
Мне посчастливилось на себе ощутить разницу между "почесать языком" на тему детей и как это по-настоящему важно и ценно и тем, чтобы окунуться в процесс работы и общения с детьми с головой и, как говорится, попытаться to make the difference. Что я вам могу сказать - это 2 большие разницы.
Меня давно манил этот опыт.
Работа с детьми - соприкосновение с первоисточником. Мучительное разгребание всех убеждений и стереотипов во взрослом возрасте напоминает борьбу с простудой: можно долго пить жаропонижающие, но пока не искоренишь вирус - симптомы не исчезнут. Нам никогда не "оздоровить" общество, пока мы не научимся по-настоящему любить, уважать и поддерживать ЖИЗНЬ в самом ее начале.
Сознаюсь - я даже не представляла себе, насколько это окажется тонкой и сложной субстанцией именно для меня. Кто-то относится легче и веселее, возможно, для меня же это было очень ответственно. Хотелось проплыть по морю смыслов, раз уж шанс такой представился, и не утонуть, а еще важнее - никого не утопить.
Даже понимая, что вступаешь в процесс с нужными предпосылками: чувствительное сердце, умение слушать и слышать, быть искренней, вызывать доверие, вдохновлять и открываться; на практике детский мир разрушает все твои представления об умениях коммуницировать, держать динамику, быть ВСЕГДА интересной и нескучной, творчески мыслить, быстро реагировать на нестандартные вопросы, уделять внимание всем и чувтствовать настроение каждого...
Я "учила" и училась!
Каждое слово - ценно. Если сумеешь найти правильные состояния, эмоции, посылы, сразу чувствуешь открывающиеся сердца и радуешься этому мгновению, потому что доверие высоко и можно не жалея вливать любовь, смыслы... главное, в общем! Чуть больше интеллектуализации, чуть меньше сердца и искренней энергии - и перед тобой мгновенно 14 закрытых ракушек.
Масок нет! Дети - потрясающая лакмусовая бумага.
Мои "занятия" носили чуть пугающе стереотипное название "психология". Я бы изменила, но это совсем не зона моей компетенции, да и суть не в названии, поэтому я справилась со своими стереотипами и сосредоточилась на смыслах. Я совсем не психолог, но интуиция и опыт последних нескольких лет подсказывал, что найду подход поговорить с детьми "о главном". Даже не так, чтобы самой поговорить, а сделать так, чтобы они поговорили, возможно, впервые в своей жизни.
Смыслы выстроились таким образом, что группа людей в возрасте от 8 до 17 лет должна соприкоснуться с опытом работы команды как единого организма, достичь определенных результатов, назвать и запомнить все, что с ними происходило, и изменить хотя бы минимально свои поведенческие привычки.
Краткая версия цели - интеграция, не смотря ни на что.
Для меня интеграция - это нечто большее или можно даже сказать иное, чем просто построение эффективной команды для достижения единой цели. В этом слове лично я слышу множество ценностных ступеней, таких как принятие, доверие, умение просить и спрашивать, умение слушать, молчать, настраиваться на другого человека, уважение и ответственность, наконец.
“Логично” - скажут многие. Hо самое страшное, что это логично живет в большинстве случаев лишь в наших головах, а на практике - команды, которые вытягивают проекты лишь на одном принципе: "надо сделать, потому что попадем на деньги". Потому что можно построить временную команду, закрутив гайки и запугав провалом. В итоге - люди ненавидящие другдруга пытаются сделать что-то вместе. Знаю, сама там была.
Сначала я болела и не понимала, потом пыталась называть вещи своими именами, потом научилась влиять. Но только в лагере я так отчетливо осознала, что все мы таки родом из детства. Не заложено - не прорастет. Все родители немного Боги в этом отношении, но как немногие отдают себе в этом отчет. Я очень надеюсь не забыть этот опыт, когда придет время.
Финальный результат ребят (в моей группе в виде собственной полномасштабной выставки фотографий) был безусловно важен, особенно как мерило проделанной работы, как признание их труда и достижений. Но для меня было важнее попробовать заложить на занятиях некоторые кирпичики той самой ценностной лестницы, которая может привести к интеграции в рамках лагеря, а еще важнее - за его рамками, в уже совершенно других коллективах.
Тех самых «не смотря на» оказалось достаточно много.
Во-первых, сильная разница в возрасте детей не оставляла возможности для унифицированного подхода, во-вторых, по «счастливой» случайности абсолютное большинство группы - интроверты. Портрет группы по коду Адизеса твердил, что интеграция для этих детей - сверх задача, как и достижение единой командной цели. Ну и стереотипы и разделения на старший-младший, понятный-странный, старательный-разгильдяй тоже процветали.
Предпосылки пугали, но как женщина-осень я решила разбираться по ходу действия, точнее ВЗАИМОдействия. И такая тактика, как оказалось, - единственно возможная, если хочешь поддержать естественное развитие этого «организма».
Я продумывала одно занятие согласно ценностной лестницы, которая должна привести к интеграции, и внимательно следила за ребятами. Как правило, в процессе работы новые требующие внимания грани сами проявлялись, и у меня была готова новая тема для проработки.
Основные принципы работы, которые нарисовала для себя я - оставаться в коучинговом, а не экспертном режиме и всегда показывать возможность и ценность выбора, о чем бы не шла речь. Все остальное я разрешила себе делать так, как чувствовала, и как диктовал сам живой «организм».
Про экологичность своих выборов и подходов я не волновалась - дети - одна из высших ценностей для меня, а это значит, что я все делаю сердцем, а если я не знаю, что делать, включается принцип «не навреди».
Несмотря на возможность получить помощь, поддержку и подсказки от более опытных учителей, я понимала, что степень моей энергетической вовлеченности в занятие будет максимальной, если я прочувствую и создам свой личный метод и подход.
Через какое-то время я его нащупала. А когда в конце на мой вопрос что ребята "заберут" с собой "на большую землю", они один за другим отвечали фразами с тех занятий, где присутствовал мой личный опыт, я поняла, что не ошиблась, а смысл фразы "не воспитывайте детей, воспитывайте себя, они и так будут на вас похожи" - стал особенно понятен. Хоть я и не родитель пока, мне посчастливилось прочувствовать, что это значит.
Моя поездка в Азию за несколько месяцев до работы в лагере не просто так ведь была наполнена жизненными уроками про
принятие такого разного мира во всех его проявлениях, и про
преодоление страхов , и
про мечты и цели , про умение просить о помощи и принимать ее.
Когда я осознала, что нет лучше метода, чем поделиться всем этим и показать, к чему приводит тот или иной выбор в жизни, мой энергетический посыл возрос в разы.
«Я ведь обожаю тему про принятие, почему я так долго думала, как ее подать», - думала я, вырисовывая круги познанного и непознанного, придумывая упражнения, выискивая фотографии самых разных и странных «причуд» этого мира, перелистывая блог в поисках самого яркого примера принятия непознанного.
А про мое падение со скутера и преодоление страхов ради мечты дети спрашивали до конца смены.
Так как иногда темы для занятий были продиктованы потребностями (например, дети боятся лазить по скалам), на занятии про страх, что это такое, и что с ним делать - примеры про собственные преодоления и к чему они приводят, были гораздо более красноречивыми, чем слова.
Искренне благодарна моему коучу Диме, от которого переняла коучинговый метод работы и получала невероятную поддержку, Сергею Чумаченко - создателю и вдохновителю лагеря, за поддержку, подсказки, доверие, новые знания и опыт, и Гале, которая трудилась вместе со мной с другой группой, за то, что мы такие разные, за то, что поддерживали друг-друга, за пережитые эмоции и состояния.
Если бы меня попросили в одном предложении описать ощущения от работы в лагере, я бы ответила так: «Можно долго размышлять про миссии и предназначения, стремиться к великим важным делам, а через минуту - ты получаешь шанс своими конкретными действиями реально изменить мир к лучшему, вот так просто - здесь и сейчас - что ты можешь сделать для этих детей, а значит для мира в целом?».
Удалось или нет? На самом деле, ты можешь только отдать частичку сердца, опыта и надеяться.
Но эгоизм, конечно же, подсказывал спросить: ну как? что запомнилось? что изменилось?
И ответы стоили всего пережитого: «теперь я знаю, что в каждом есть какой-то огонек, главное его найти», «чтобы расширить свой мир, нужно познавать миры других людей» или фраза восьмилетнего мальчика Аскольда «это был лучший праздник в моей жизни» после того, как мы на занятии разукрасили весь лагерь и другдруга красками, и т.п.
Спасибо вам большое за еще одно немного познанное непознанное.