Отклики христианской иконографии в живописи русского авангарда 1909-1917

Apr 24, 2015 01:10

"Законченная, совершенная светскость - это понятие-монстр. …В произведении искусства всегда присутствует нечто сакральное" [1], - говорил Х. Г. Гадамер. Это утверждение перекликается со словами В. Кандинского о том, что родство произведений состоит "в корне всех основ - в мистическом содержании искусства" [2]. Крупнейшие художники начала прошлого века в большей или меньшей степени испытали влияние иконописи.

Д. Сарабьянов замечал, что сравнение авангардной живописи с иконами в искусствоведении "стало в последнее время общим местом, … приобретая подчас поверхностный характер" [3]. Если попытаться установить степень влияния христианской иконографии на авангардную живопись начала XX в., то можно выявить группы произведений как практически цитирующие иконографические схемы, так и содержащие лишь отдельные аллюзии. В сюжетах прослеживается актуальность определенных тем и хронологический порядок обращения к этим темам, во-первых, относительно самой библейской истории, во-вторых - в определенные периоды биографий самих художников.

Даже при чисто формальном подходе разбор "общих мест" позволяет условно классифицировать произведения по степени влияния на них как христианских текстов, так и иконописи.

1) Произведение содержит религиозный сюжет и совпадает с традиционной иконографией этого сюжета в иконах или (иногда) в западной религиозной живописи (что актуализирует вопрос, в силу каких причин для художника оказывается значима именно та или иная модель). Здесь, в первую очередь, следует говорить о творчестве Н. Гончаровой - "Спас в силах" (1910-1911), "Богоматерь с младенцем",  "Рождество" (1910),  разумеется, знаменитые "Евангелисты" (1911), "Архангел Михаил" (1910 и 1914), "Георгий Победоносец" (1914). Ранняя работа М. Шагала "Адам и Ева" (1912) также отчасти попадает в эту категорию.



Н. Гончарова. Евангелисты. 1911.


Н. Гончарова. Богоматерь (с орнаментом). 1911.


Н. Гончарова. Спас в силах. 1910.


М. Шагал. Адам и Ева. 1912.
2) Религиозный сюжет подан в неканонической композиционной схеме, при этом также возможны два варианта:
а) Прямая отсылка к библейскому сюжету через название картины и ее содержание. Например, "Адам и Ева" Ю. Анненкова (1913) и представителей украинского авангарда - В. Баранова-Россине (1910) и С. Фазини (1915). Здесь же необходимо упомянуть работы В. Кандинского "Всадник Апокалипсиса" (1910), "Все святые I" (1911) и "Всадник Святой Георгий" (1915-1916). Нельзя обойти и несколько особняком стоящего П. Филонова с его "Крестьянской семьей (Святым семейством)" (1914), и некоторыми другими полотнами, а также картину Н. Гончаровой "Старец с семью звездами (Апокалипсис)" (1910).



В. Баранов-Россине. Адам и Ева (Ритм). 1910.



В. Кандинский. Всадник Святой Георгий. 1916.



П. Филонов. Крестьянская семья (Святое семейство). 1914.



Н. Гончарова. Старец с семью звездами. 1910.б) Косвенная отсылка:
- По названию: В. Кандинский "Ангел Страшного Суда" (1911), П. Филонов "Без названия (Георгий Победоносец)" (1915), В. Татлин "Мадонна (Анализ композиции)" (1913).



В. Кандинский. Ангел Страшного суда. 1911.



П. Филонов. Без названия (Георгий Победоносец). 1915.



В. Татлин. Мадонна (Анализ композиции). 1913.
- По содержанию: апокалиптические циклы Н. Гончаровой "Сбор урожая", "Жатва", П. Филонов "Без названия (всадники)" (1913) и др.



Н. Гончарова. Урожай (из жикла "Жатва"). 1911.



П. Филонов. Без названия (Всадники). 1913.3) Сюжет:
а) Вписан в какую-либо каноническую схему: Н. Гончарова "Электрические лампы" (1913), П. Филонов "Пир королей" (1913), М. Шагал "Материнство" (1913), К. Малевич "Портрет Клюна" (1913), Д. Бурлюк "Портрет В. Каменского" (1917).



Н. Гончарова. Электрические лампы. 1913.



М. Шагал. Материнство. 1913.



К. Малевич. Усовершенствованный портрет строителя (Портрет И. В. Клюна). 1913.



Д. Бурлюк. Портрет поэта-футуриста Василия Каменского. 1917.б) Выражен некими характерными художественными приемами, определенной техникой и т.п., как "Натурщица" В. Татлина (1913) или "Прачки" Н. Гончаровой (1911). Работа темперой, "оживки", контуры и т.п.
в) Содержит (или, как в случае с Кандинским, не содержит) отдельные библейские мотивы: В. Кандинский "Москва. Красная площадь" (1916) (отсутствие Георгия); Н. Гончарова "Композиция" (1913-1914), которая, согласно моей интерпретации, представляет собой своего рода "апофатическое" Распятие.
г) При определенном способе репрезентации произведения позволяет сравнение с бытованием икон или их литургической функцией: прошу прощения за пошлость, но это "Черный квадрат" К. Малевича, экспонировавшийся на последней футуристической выставке картин "0,10" в "красном" углу. На эту тему есть сколько-то статей,  и я склонна согласиться с этой точкой зрения.



Экспозиция К. Малевича на "Последней футуристической выставке 0,10. 1915. Петроград. Декабрь 1915 - январь 1916.

Данная классификация весьма и весьма условна, а примеры далеко не исчерпываются приведенным списком. Была упомянута лишь малая толика произведений нескольких представителей "боевого десятилетия" русского авангарда, с ограничением 1909-1917 гг. Не рассматривалась, за одним досадным исключением, беспредметная живопись.

Д. Сарабьянов в ряде статей рассматривает икону как источник народного мировоззрения, ориентация на который стала для авангардистов "обретением традиции". Он отмечал прямое влияние иконописи не только на творчество Гончаровой, Кандинского, Филонова, но и находил ее отклики в живописи Лентулова, в супрематизме Малевича, в цветописи Розановой и творчестве других художников русского авангарда.

Е.С.
__________________
[1] Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988. С. 199.
[2] Кандинский В. В. О духовном в искусстве. М., 1992. С. 61.
[3] Сарабьянов Д. В. Авангард и традиция // Русская живопись. Пробуждение памяти. М., 1998.

Малевич, Гончарова, украинский авангард, Бурлюк, русский авангард, Шагал, Сарабьянов, Кандинский, Филонов, Татлин, христианская иконография

Previous post
Up