Скрипка vs Фортепиано 3:0

May 25, 2022 18:18

У нас в общественном центре вчера был благотворительный концерт в пользу Украины. И мы пошли, потому что классическую музыку иногда хочется живьем услышать. Программу концерта выдали на входе, так что я в последний момент узнала, что играть будут только скрипки. Ну и хорошо, я не против. Собственно говоря, можно было бы и догадаться, что пианистов не ждут, когда в наш центр за пять дней до того завезли пианино. Не рояль... Sapienti sat.



Концерт давали юные дарования: младшей девочке было одиннадцать, остальные - не старше 20 - я плохо возраст определяю, извините. Дети все разного... происхождения (сегодня не знаешь, как и описать человека: все намеки запрещены), отсюда у них и разная манера исполнения. Афроангличанка (ой) отличалась размашистыми и свободными жестами, которые, однако, не граничили с небрежностью. Английский мальчик с лицом Адониса поражал классической позой и классическим же ухватом инструмента - было приятно даже просто смотреть на его руки. Испанская девочка была одновременно строгой и страстной, но, пожалуй, чересчур академичной. Шотландец выглядел таким высоким, тонким и хрупким и выделывал такие странные пассы смычком, что я боялась, как бы он не переломился пополам. Китайские музыканты оказались типичными вундеркиндами. Особенно мальчик постарше: он просто отсутствовал мысленно с нами, только он и скрипка, остальное - за пределами его сознания и интересов. Выглядел он в точности как Гарри Поттер, который вместо того, чтобы валять дурака и заниматься идиотским спортом без правил, взялся в Хогвартсе за ум и поступил на класс скрипки. Индийский мальчик был богом в прошлой жизни, и в этом же божественном обличье появился и в этой жизни: то, что он творил со скрипкой, находится за пределом моих описательных возможностей.

Всех объединило общее прошлое/настоящее под руководством украинской преподавательницы Виктории Григорьевой, и аккомпанировала им украинская пианистка. Обе давно живут в Англии.

Программа была очень интересная. Были и концерт Мендельсона, в камерном варианте, конечно, Сарасате и Сен-Санс, Шуберт и Элгар, вариации на темы из Кармен и музыка из кинофильма Дамы в лиловом (который я совершенно случайно видела). Большинство узнаваемых мелодий, что-то из старого, что-то из современного, что-то посередине. Исполнение от очень хорошего до талантливого. Одним словом: два часа чистого наслаждения. Но кроме пребывания в восторге я много думала. Вероятно, меньше, чем после чтения пейджера, но хватит на маленькую статью.

Я думала про скрипачей, как все таки далеки они от народа отличаются они от пианистов. Как будто с другой планеты. Вообразите себя, изучившего все европейские языки и вдруг, столкнувшегося с китайским. В котором ВСЁ по-другому: и лексика, и произношение, и даже способ отображения слов (?) на письме. Это как из плоскости шагнуть в трехмерное пространство!

Фортепьяно (даже в самом компактном его варианте) - устройство замысловатое. Звук получается путем ударения молоточков по струнам. Так что фортепьяно одновременно и струнный, и ударный инструмент. Но музыканта эта инженерия нисколько не затрудняет, потому что все, с чем он сталкивается, это клавиши, кнопки, другими словами - как в его мобильном телефоне. И все, что нужно сделать - это нажать на них. Одна клавиша - один тон. И он останется таким, даже если по клавише долбить без отдыха 24/7. Правда, иногда потребуется настройщик, который попеняет вам за неравномерное использование инструмента, а для электронного пианино даже настройщик не нужен.

Запомнив порядок нот, любой начинающий дятел без натуги выдаст гамму. Даже в отсутствие музыкального слуха можно выучить Собачий вальс, а за виртуозов сойдут те, кто сыграет его в четыре руки (впрочем, там и трех хватит). Одним словом, сложности инструмента музыканта не касаются.

Мне вдруг открылась во всей полноте истина, что скрипка - полная противоположность фортепьяно. Во-первых, это достаточно простая конструкция: минимальное количество составных частей, технология производства, не только не сильно изменившаяся за прошедшие несколько веков, но и упростившаяся. Дада, все эти Страдивари и Амати делали точно такие скрипки, что и сейчас могут сделать на приличной фабрике музыкальных инструментов. Звучат современные скрипки по-другому, но вряд ли намного хуже: 99% слушателей не смогут это определить на слух. Попытки найти древний секрет уперлись в состав лака, который, будучи полностью, до молекулы, синтезированным, так и не дал ответа на вопрос. После чего ученые нашли другую причину, но это уже и не важно. Более того, опровергнуты все умозаключения об особой форме или материале. Ничто из этого не имеет решающего значения. Имеет ли тут место маркетинговый ход или переоценка бренда? Отчасти да, наверное.

Вернемся к главному: примитивный (я не пытаюсь никого оскорбить, правда) инструмент с четырьмя струнами и смычком требует от «оператора» куда больших интеллектуальных усилий, более точного пространственного мышления, ловкой координации пальцев и тонкого слуха, чем от пианиста (про ударников мы вообще помолчим, чтобы не заработать обвинений в клевете, но ведь им и вправду слух не обязателен, только чувство ритма).

Оставим в покое гениев, которым ничего из перечисленного не нужно, они сидят на более сильном наркотике колдунстве. Среднестатистический скрипач, не ловящий звезд с неба, выступающий за низшую лигу любителей в школьном оркестре, заочно приводит меня в изумление своей способностью извлечь звук из своего божественного инструмента. Потому что мне НЕПОНЯТНО, как он это делает. И все мои (ничтожные) знания и понимание принципов игры на скрипке, не помогают мне представить это действо обыденным и ординарным.

Начнем с того, что одна струна - один звук со скрипкой точно не работает. Хотя у всех струн есть название, соответствующее стандартному эталонному тону (кажется, струна ми у них главной зовется). Но тон извлекаемого звука... переменный, причем недискретно. Он зависит от того, в каком месте грифа вы пережмете струну. Вот у пианиста все ясно: минимальный интервал между звуками - полутон, клавиши с обозначением 7 ¾ вы не найдете. А скрипка позволит получить четвертьтоновый и сколькоугодно-тоновый интервал (если я правильно это понимаю). И тут у меня сразу возникает первый неразрешимый вопрос: означает ли это, что одна и та же струна может служить для извлечения звука... любой частоты и в то же время один и тот же звук можно получить, терзая любую струну?



Логика подсказывает мне, что ответ на обе части этого двойного вопроса «да». Тогда четыре струны просто позволяют в четыре раза увеличить количество последовательно перебираемых нот или в четыре раза замедлить движение пальцев для перебора. В этом случае становится абсолютно объяснимой легенда о Паганини, который смог исполнить произведение на инструменте, на котором последовательно порвались три струны из четырех. Он просто быстрее шевелил пальцами!

Кстати, забудьте о четверть-тонах: насколько я знаю, музыки для таких интервалов не пишут, иначе полосок на нотном стане было бы заведомо больше пяти, а музыканты сходили бы с ума, отсчитывая их.

Вопрос второй, даже не очень и важный: зачем тогда каждой струне присваивается изначальный тон и производится их настройка? Если вы когда-либо слушали, как настраивают скрипки перед игрой (неважно для сольной игры или для ансамбля): это всегда одни и те же звуки/частоты.

Вопрос третий, совершенно вздорный: почему настройка не производится каждый раз не по эталонным нотам, в тональности, которая подходит для исполнения конкретного произведения? Любой скрипач при этом вопросе имеет право выйти из квартета и треснуть меня чем-нибудь по голове (нет, конечно не скрипкой, потом снова настраивать ее придется) за мои тупые вопросы. Но мне представляется, что это было бы удобнее... Ну нет, так нет, я просто предложила.

Вопрос четвертый, самый сложный: как... нет не так... КАК скрипач определяет, в каком месте пережимать струну. Зуб даю, среднестатистический профан видел и даже щупал гитару куда чаще, чем скрипку или виолончель, даже если ему не позволили на ней играть. Так вот с гитарой все понятно: гриф у нее проградуирован, там видно, куда ставить пальцы, чтобы из стандартного тона А получить измененный тон В. Но в скрипке такого нет. Более того, если вы представите себе позу скрипача, расположение его пальцев и относительное положение скрипки и глаз музыканта, то вы можете понять, что видеть гриф со струнами на нем в данной проекции, с данного угла зрения он не может без опасности непоправимо окосеть.

Почему-то я никогда не задумывалась об этом, но получается, что музыканты определяют точно место пережатия струны по памяти, на слух, и на ощупь! Но КАК?! Как этому учат самых маленьких и самых новеньких? «Да нажми где-нибудь вот там и получишь соль диез!». Вот это для меня секрет за семью печатями, почище химического состава лака для скрипки.
/Update: заглянув одним глазом в руководство по извлечению звуков из скрипки, я получила сакральное знание, что скрипка соответствующего вам размера устроена так, что пальцы автоматически попадают на нужные участки струны. Чтооооо?! В-общем, паршивое пояснение, если честно./

Жаклин ДюПре доказала, что не только форма скрипки не имеет значение, но и то, как ее держать. Но она же, с сожалением приходится это констатировать, вынуждена была визуально координировать положение пальцев при игре на виолончели, когда не могла уже вполне контролировать свои руки. Это только еще раз подтверждает, что ОБЫЧНО музыканту-струннику не надо видеть, куда он ставит пальцы. Чудеса!

Это только те вопросы, которые для меня являются наиболее животрепещущими и неразрешимыми. А ведь есть и другие, пусть более или менее понятные, аспекты. Мы ведь все время говорим о левой руке (для правшей), которая варьирует частоту звука, а есть еще и правая, которая держит смычок, извлекающий звук. Им можно бить по струнам, чиркать или проводить по ним, делая звук длиннее (если длины рабочей части смычка недостаточно, то смычок просто двигают в обратную сторону, продлевая звучание). Если вы посмотрите партитуры для скрипки, то они обычно выглядят как мелодия в один голос. Но скрипка может «брать» и аккорды. Представьте на секунду, как это все усложняет: для обеих рук, для пальцев левой, для мозгов! Позвольте я присяду, голова закружилась. Нет, я не забыла про пиццикато, когда вместо пиления смычком правая рука щипает струны. Гитаристы именно так делают, даже когда называют это перебором.

Вот и побывала я на струнной планете и возвращаюсь обратно, так ничего и не выяснив. Ну почему, почему я ни разу не попросила скрипачей из нашей музыкалки дать мне хотя бы один раз подержать скрипку в руках? Провести смычком по скрипке, зажать хоть одну струну, положить скрипку на свое плечо и представить, что это такое - побывать хотя бы гостем в их загадочной, непонятной, чужой и такой замечательной стране!

/Посмотрела цены на Амазоне на учебную скрипку полного размера. Черт побери, я могу себе ее позволить. А потом отдать ее в хорошие руки, если у меня ничего не выйдет - хаха! КОГДА у меня ничего не выйдет./

музыка

Previous post Next post
Up