ЛИКБЕЗ ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ

Apr 03, 2013 18:59

Оригинал взят у smelding в ЛИКБЕЗ ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ
Конкретно для тех, кто рисует по былинам или истории русского средневековья.
Ошибка номер один,самая распространенная.
Шлем впритирку на "босу голову".


Известное изображение Глазуновым Рюрика.Я сейчас даже не спрашиваю, что это за шлем, и откуда художник такой взял.


Вениамин Лосин, "Застава богатырская". Несколько более историчные шлемы, сплошь и рядом надевающиеся также.
Ну ладно когда так рисовали Васнецов и Билибин, ещё археология находилась в зародыше, а историческая реконструкция отсутствовала как факт.
А сейчас-то? Очень хочется попросить уважаемых живописцев надеть вот этак шлемы - и от души врезать по шлемам... хотя бы палкой (ну не душегубы же мы) .
Шлем а)надевался на подшлемник, и потому всегда был на размер-другой больше головы б)закреплялся ремнем.

Ошибка номер два.Тотальная путаница эпох.
Кстати, Лосин и её допустил на картинке.
Могут сказать, что былины - плод многих эпох, какая там историческая точность.Что ж, может и так, но а) поскольку столица в былинах всё же Киев (опустим пока вопрос, тот ли Киев), а глава государства - князь, то доспехи и оружие Московского Царства на иллюстрациях к былинам или рисункам по ним выглядят... странновато. б) Ровно то же самое творят художники, рисующие историческую Киевскую Русь, события "Слова о полку Игореве" или первые битвы с татарами.


Вот это, например, изображение Коловрата. Между тем на переднем плане мы видим два предмета защитного вооружения, которые появились веками так двумя-тремя позже гибели Рязанского воеводы.


Вот русские шлемы. Смотрим внимательно. на рисунках Лосина и Фомина во множестве присутствуют выдвижные стрелки, закрывающие нос. У Фомина - воевода и один из воинов на заднем плане, за левым плечом воеводы, у Лосина - витязь слева внизу и один из витязей справа вверху. Теперь смотрим ещё раз на картинку со шлемами - такими выдвижными стрелками оснащены "Шапка бумажная. XVI в" и ерихонка, XVII в.  Датировку видно отчетливо? Такие наносья уместны при изображении дружины Ермакаили оплочения Минина и Пожарского. В иллюстрации к былинам или истории Коловрата им делать решительно нечего. Нос же тогда защищало наносье - длинный выступ края шлема (в центре рисунка, справа). Кстати, у Фомина он есть - слева от Коловратовой рукавицы.
Кстати же.На том воине справа вверху "Богатырской заставы", что со стрелкой, шлем ещё и с наушниками.Теперь смотрим на картинку со шлемами.И видим, что наушники на русских шлемах тоже появляются в XVI веке. Как и козырьки - чтоб два раза не вставать.
На спутнике Коловрата мисюрка - найдите её на рисунке со шлемами. Да, правильно, XV век. Чуть ближе, чем с подвижным наносьем, художник промахнулся всего лет на полтораста-двести. Ну как гренадера Екатерины Великой нарисовать в будённовке.
Теперь снова смотрим рисунок Лосина.Тот же витязь в левом нижнем углу. Кроме нацепленного без ремня впритирку на босу голову шлема с московской стрелкой художник оснастил его доспехом типа калантырь (или колонтарь). Это кольчуга, укреплённая такими здоровыми квадратными пластинами на груди.
Этот доспех (а равно и прочие ему подобные - куяк, юшман - художники просто обожают. Автор памятника основателям Киева на Майдане Незалежности обрядил в такой аж Кия!
Дорогие мастера карандаша, кисти и планшета. Не надо загораживаться авторитетом Васнецова, обрядившем в такой же павшего богатыря посреди "Побоища Игоря Святославича", "Витязя на распутье" и Алёшу Поповича на знаменитой картине "Три богатыря". Васнецов рисовал сто лет назад, и всех материалов у него было - Оружейная палата московского кремля.





Внимательно посмотрите на эти доспехи, уважаемые художники.Посмотрите на даты.И запомните, что не то что во времена Кия, но даже во времена Коловрата подобным доспехам делать решительно нечего!Колонтарь-калантырь ещё может появиться на Куликовском поле,а куяку с юшманом не грех и ещё век погодить.
В до-монгольское время доспех на Руси был и л и пластинчатым.И л и кольчатым.


Одно из двух.
Честное слово, надоедает.
Пока реконсы воспевают Федорова и предают анафеме Дзыся, абсолютное большинство живописцев и иллюстраторов ориентируется на Билибина и Васнецова.

Оружие, Наша История, 2013 год, КультПросвет, Интересное, Арт, Творчество, Мысли Вслух, РусЪ, Вопросы-Вопросы..., Репост

Previous post Next post
Up