Mar 27, 2009 21:55
Выдержки из книжки "Вы, конечно, шутите, мистер Фейнманн".
Конференция по вопросам философии, где принимал участие Фейниманн
Подгруппа, к которой я относился, должна была обсуждать "этику
равенства в образовании". На наших встречах иезуитский священник постоянно
талдычил о "разделении знания". Он говорил: "Настоящей проблемой этики
равенства в образовании является разделение знания". Этот иезуит постоянно
вспоминал тринадцатый век, когда за образование отвечала Католическая
церковь и весь мир был простым. Был Бог, и все пришло от Бога; все было
организованно. Но сегодня понять все не так легко. Поэтому знание
разделилось на отдельные куски. Я чувствовал, что "разделение знания" никак
с "этим" не связано, но "это" так и не было определено, поэтому я не видел
способа доказать свою точку зрения.
Наконец я сказал: "Какая же проблема этики связана с разделением
знания?" В ответ я получил клубы тумана и сказал: "Мне не понятно", однако
все остальные сказали, что им понятно и попытались объяснить мне, но у них
ничего не вышло!
На конференции был один социолог, который написал работу, чтобы ее
прочитали все мы - он написал ее предварительно. Я начал читать эту
дьявольщину, и мои глаза просто полезли из орбит: я ни черта не мог в ней
понять! Я подумал, что причина в том, что я не прочел ни одной книги из
предложенного списка. Меня не отпускало это неприятное ощущение "своей
неадекватности", до тех пор пока я, наконец, не сказал себе: "Я остановлюсь
и прочитаю одно предложение медленно, чтобы понять, что, черт возьми, оно
значит".
Итак, я остановился - наугад - и прочитал следующее предложение очень
внимательно. Я сейчас не помню его точно, но это было что-то вроде:
"Индивидуальный член социального общества часто получает информацию чрез
визуальные, символические каналы". Я долго с ним мучился, но все-таки
перевел. Знаете что это означает? "Люди читают".
Затем я перешел к следующему предложению и понял, что его я тоже могу
перевести. Потом же это превратилось в пустое занятие: "Иногда люди читают;
иногда люди слушают радио", - и т.д. Но все это было написано так
замысловато, что сначала я даже не понял, но, когда, наконец, расшифровал,
оказалось, что это полная бессмыслица.
На этой встрече произошло всего одно событие, которое доставило мне
удовольствие, или, по крайней мере, позабавило. Каждое слово, которое
произносил каждый выступающий на пленарном заседании, было настолько важным,
что был нанят стенографист, который печатал всю это чертовщину. День,
наверное, на второй, стенографист подошел ко мне и спросил: "Чем Вы
занимаетесь? Вы, конечно же, не профессор".
- Я как раз профессор.
- Чего?
- Физики - науки.
- О! Так вот в чем, должно быть, причина, - сказал он.
- Причина чего?
Он сказал: "Видите ли, я - стенографист и печатаю все, о чем здесь
говорят. Когда говорят все остальные, я печатаю все, что они говорят, не
понимая ни слова. Но каждый раз, когда встаете Вы, чтобы задать вопрос или
что-то сказать, я понимаю все, что Вы имеете в виду - в чем суть вопроса или
что Вы говорите - поэтому я и подумал, что Вы просто не можете быть
профессором!"
Так что давайте говорить на нормальном человеческом языке))))
гуманитарии,
Фейнманн