… силу захвата нашей души помыслами святые отцы изображают так.

Nov 28, 2012 13:35

1. Вначале является так называемый прилог. Этим именем называют всякий простой помысел, или представление какого-либо предмета, или какую-либо мысль, пришедшую на ум человека. Как таковой, прилог называют безгрешным, не заслуживающим ни похвалы, ни осуждения, пока он не вызывает в нас того ли другого к себе отношения.

2. Второй момент наступает тогда, когда мы замечаем этот предмет или эту мысль, начинаем присматриваться к ним, или, по выражению святых отцов, начинаем с ними беседовать страстно или нестрастно. В этом случае мы не отталкиваем помысла и дозволяем ему остаться в нас, хотя и не принимая его. Это называется сочетанием. Это святые отцы почитают уже не всегда безгрешным, но оно может и похвально в том случае, если это рассматривание помысла совершается богоугодно, то есть когда мы отвергаем его, усматривая его греховность.

3. Третий момент бывает тогда, когда к возникающему помыслу мы начинаем относиться сочувственно, склоняемся к нему и готовы последовать ему. Это называется сложением, или соглашением с помыслами. Но в этом случае могут быть два исхода:

- после временного склонения в сторону помысла мы можем опомниться и, раскаиваясь и исповедуя Богу свой мысленный грех, мы преодолеваем помысел;

- другой же исход, по слову святого Григориана Синаита, бывает тогда, «когда кто волею своею принимает от врага наносимые мысли и, согласуясь и сдружаясь с ними, побеждается ими так, что уже не только не противится им, но и решается сделать все по их внушению; если не исполнит своих решений на деле, то не по чему-либо другому, как потому, что времени или места не было, или по другой причине, которая не позволяла выполнить намерение». Это уже явный грех.

4. Четвертый момент тот, что помысел невольно или принудительно овладевает нашим сердцем, сливается с ним как бы в одну жизнь, удерживается в нем и разрушает наше доброе устроение. Этот момент называется пленением. Но и в этом случае плененный помыслом ум при помощи Божией может освободиться от него. Бывает, однако, что ум, как бы уносимый бурею и волнами и увлекаемый лукавыми мыслями, не может уже опомниться и прийти в доброе устроение.
Это особенно бывает от суеты и от многих бесполезных бесед.

5. Наконец, высшая степень овладения нами помыслом именуется страстью. Это происходит тогда, когда долгим временем угнездившийся в душе нашей злой помысел становиться как бы ее нравом и постоянной привычкой. В такое состояние человек приходит по собственной воле, и в нем он постоянно обогревается страстными помыслами, влагаемыми врагом и укореняющимися от постоянного упражнения и мечтательности. Избавиться от этого состояния можно только путем покаяния, в противном случае человек подлежит вечной муке.

Из книги "Опыт построения исповеди", архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

грех, грехопадение, архимандрит Иоанн (Крестьянкин), сочетание, прилог, страсть, сложение, помысел, Григориан Синаит, пленение, Опыт построения исповеди, захват души

Previous post Next post
Up