Про вчерашнюю постановку «Руслан и Людмила» и непотерянное поколение.

Nov 04, 2011 19:39

Искал про вчерашнюю постановку «Руслан и Людмила» в Большом и нашёл очень содержательный отзыв. И что очень приятно, написанный юной девушкой, совершенно с ясным и не предвзятым взором. Привожу в полном объёме:

«Вчера посчастливилось мне побывать в Большом театре. Вернее, «посчастливилось» - в кавычках. На, скажем так, спектакле «Руслан и Людмила». Спектакле - потому что назвать это оперой язык не поворачивается. Нет, если чисто в музыкальном смысле - то пожалуйста. Но поскольку здесь большой акцент ставился именно на постановку - то нет, нельзя назвать оперой.

А ведь каким многообещающим было начало! Просторные палаты, князь с приближенными отмечают свадьбу Руслана и Людмилы, вся обстановка абсолютно соответствует древнерусскому времени. Волшебная музыка Глинки, прекрасные вокальные данные главных исполнителей. Правда, Людмила позволяет себе некоторые вольности в обращении с окружающими - садится на колени к отцу, хлопает по плечу Фарлафа. Но это уж мелочи, ничего серьезного.

Первый настораживающий момент - в разгар веселья на сцене появляются трое мужчин в черных костюмах, напоминающие охранников. Сначала даже непонятно - может, что-то случилось, они должны передать что-то очень важное актерам? Нет, по-видимому, это все по сценарию, и они исчезают со сцены так же внезапно, как и появились. Дальше все проходит спокойно, артисты допевают свои арии и опускается занавес.

В этот момент происходит вторая, уже очень настораживающая вещь. На черный занавес начинают проецировать видео - лица мужчины и женщины крупным планом. Без звука. Сначала вообще непонятно, что это все значит. Потом на экране появляется пара реплик, из которых становится ясно, что женщина - это Наина, а мужчина - Финн. Ладно, ждем, что что-то с ними будет происходить. Ан нет. Минуты три-четыре показывают только их лица крупным планом, и все. Причем в тишине. Все сидят в недоумении и пытаются понять, а что, собственно говоря, происходит? Видеоролик успеваетпрокрутиться полностью и опять пойти по новой.
Тут наконец открывается занавес, все облегченно выдыхают и наблюдает за дальнейшим действием, которое разворачивается совсем не тривиально. На сцене появляются Финн и Наина в современной одежде. И Руслан. В джинсах и пуховике.

После этого все внимание захватывает Фарлаф в кожаной куртке и джинсах, с пивной бутылкой, исполняющий что-то вроде танца на столе. Затем очередная видеоинсталляция с Наиной и Финном. Во мне еще живет надежда, что это же все-таки Большой театр, они же не позволят себе вмешиваться в классику постановки, дальше все будет как надо, в традиционном древнем стиле. Вновь поднявший занавес жестоко разрушает все мои иллюзии. На сцене - нечто вроде скалы, на которой - трупы людей в камуфляже. На скалу выбирается Руслан. Естественно, в тех же джинсах и пуховике. До меня потихоньку начинает доходить, что что-то тут не так, постановка явно будет продолжаться в совсем не традиционном виде. Проекция говорящей головы прямо на сцену (причем весьма странная проекция, с помехами) успешно подтверждает это. В некотором состоянии шока досматриваю первое действие,закончившееся тем, что «трупы» дружно поднялись и ушли.

По реакции окружающих явно чувствуется, что все явно в замешательстве. В антракте, как всегда, количество зрителей резко уменьшается (правда, в этот раз гораздо сильнее, чем обычно, уменьшается), появляется куча свободных мест, при желании можно спокойно сесть в партере. Часть возмущенных зрителей покидает театр.

Второе действие, происходящее в чертогах волшебницы Наины. То есть, это у Пушкина и в традиционных постановках в чертогах Наины, а у нас - в ...борделе. Ведь мы же живем в современном мире, времена легенд и волшебников давно прошли, вдруг зритель не почувствует атмосферу? Так упростим же ему задачу - «осовременим» сказку.

Собственно, все действие пребываю в культурном шоке, наблюдая, как девушки в весьма не скромной одежде устраивают на сцене какой-то балаган. Они жонглируют, катаются на роликах, запускают самолетики, показывают представление непонятно каким образом забредшему в этот притон Руслану (кстати, уже в запачканном белом пуховике), запускают радиоуправляемый вертолет - в общем, развлекаются. Танцевальная часть этого действия, видимо, готовилась примерно так: «Девочки, станцуете там чего-нибудь сами.» Руслан, тоже, по-видимому, находящийся в шоке от происходящего, скидывает меховые тапочки и сбегает.

Кажется, примерно во время этого действия из зала раздаются крики «Позор Большому», дружно поддерживаемые аплодисментами. После антракта количество зрителей еще раз уменьшается, однако остается их приличное количество. Видимо, всем интересно, до чего может дойти режиссер, есть ли пределы его фантазии? И он полностью оправдывает ожидания.

Третье действие. Уже не питаю никаких радостных надежд, наблюдаю за происходящим, веря, что по крайней мере пошлостей они себе не позволят, и все останется в рамках приличия. Начало третьего действия. На сцене - психбольница. Временами, правда, напоминающая современный спа-салон. С тоской вспоминаю «Кармен» ( в постановке Большого, кстати) с современными плазменными экранами, транслирующими бои быков прямо на сцену. С грустью вспоминаю Лоэнгрина-мулата в белом костюме, разгуливающего по сцене с бумажным журавликом, имитирующим лебедя («Лоэнгрин», Новая опера), Виолетту, разъезжающую на велосипеде («Травиата», Новая опера). А что, собственно, вполне себе классические постановки, ну позволил себе режиссер немного вольностей, ну с кем не бывает? Невыразимо далекими кажутся «Турандот» и «Тоска» (Большой театр), «Князь Игорь» (Новая опера) - кажется, они были просто идеально классическими постановками.

На сцене тем временем разворачивается что-то страшное. Людмилу начинают искушать - то маникюр делают, то тайский массаж, то шампанским поят. Потом заставляют ее наблюдать за чужим развратом. В довершение ко всему на сцене появляется воплощение женских грез о принце на белом коне - выходящий из ванной полуголый татуированный мачо с полотенцем на плече. Зал встречает его громкими аплодисментами. Что же будет дальше? Обольститель начинает делать Людмиле массаж, а затем (неожидайчик!) внезапно начинает танцевать лезгинку. «Танец» внезапно сходит на нет, мачо подходит все ближе и ближе к Людмиле, она отбивается. Потом оба внезапно исчезают со сцены. Однако действие даже без них становится все захватывающее - на сцене появляются сначала полуголые, а потом и просто голые девушки. На ум приходит «Мастер и Маргарита», бегство полуголых женщин из Варьеьте. Потом оно переходит во что-то вроде безумного шабаша, когда все носятся туда-сюда, и вообще не разобрать, что происходит.

Очередная видеоинсталляция (кстати, во время нее выясняется: а Финн - то курит!). После нескольких соблазнительных затяжек Финна еще немного показывают Наину, и тут нас ждет очередной шок: на сцене - опять древнерусские хоромы, дружина князя... Правда, главные герои не обременяют себя переодеванием: Руслан все в той же куртке, Фарлаф все с той же бутылкой... Хотя, может, и не с той же... В общем, спасти ситуацию это уже не может - всем уже абсолютно по барабану, что там дальше в каком стиле будет, все самое худшее уже показано. В финале Финн с помощью инъекции (проблема наркотиков в современном мире!) пробуждает Людмилу ото сна, все счастливы.

Собственно, что сказать еще об этой постановке?
Не ожидала я от Большого такого, не ожидала. Ладно Новая Опера, другие театры, которые осовременивают постановки. Но это ведь Большой, это символ нашей культуры! Это премьера на исторической сцене! Это первый спектакль, открывающий новый сезон после длительной реконструкции! Как можно было позволить так опошлить классику, превратить волшебную сказку в помесь сумасшедшего дома с публичным?

Естественно, при такой постановке почти невозможно было нормально воспринять, собственно, главное - оперу Глинки. Которая, к слову сказать, в музыкальном смысле исполнялась прекрасно, артистами с отличными вокальными данными. Но полноценно почувствовать ее можно было только лишь закрыв глаза и не открывая их на протяжении всей оперы...
На ум приходит воспоминание о поездке в Рим.

Там, на Римском форуме, среди руин древних храмов и прекрасных дворцов, устроили выставку современных произведений искусства - громадные уродливые головы белого цвета, непонятные сооружения цвета ржавчины... И все это на фоне прекрасных образцов старинной архитектуры. Кажется, что кто-то специально затеял это, чтобы мы посмотрели и поняли, каким было старинное искусство, и что есть современное, наше.

Кстати, Елена Образцова, заявленная в составе исполнителей в партии Наины, объяснила, что в постановке больше не задействована: «Я участвовала, но я ушла, потому что мне было неприятно - моя художественная душа не приняла этого».
«То, что музыка в этом спектакле победительна - признак того, что режиссер понимает, что нельзя ее убивать театральными аттракционами.» - сказал Швыдкой. По-моему, как раз наоборот - музыка была просто убита тетральной постановкой.
Пусть некоторые театральные деятели (далеко не все, между прочим!) восхищаются этой оперой и говорят, что московская публика их разочаровала.

У меня нет ощущения, что я приобщилась к прекрасному. У меня нет ощущения, что я была в Большом театре.»

Большой театр. Долгожданное открытие.
автор: Светлана Быковская

цитата, поколение, большой театр, хроники времени

Previous post Next post
Up