Пишу цикл про мой опыт воспитания ребёнка, возможно, кому-то пригодится. Пишу не по порядку, по порядку не осилил.
Предыдущие посты в этом цикле:
Про воспитание ребёнка: Аксиома 1 - про вклад всех в семью.
Про воспитание 4. Благодарность или должны? Читая про разные области воспитания ребёнка по отдельности, может показаться где-то что я слишком его балую, прочитав другую часть - что я слишком суров с ним, прочитав третью - что я даю ему слишком много свободы и т.д. В жизни это действует всё сразу и уравновешивает друг друга Самые важные части с 1 по 3, остальное приложение. Поэтому ч.1-3 так трудно писать.
______________________________________________
Поскольку дети всё происходящее в семье воспринимают как норму, у родителей есть замечательная возможность - устанавливать правила для ребёнка, которые сильно облегчают всем жизнь.
Вот примеры правил, которые вводил я:
1. Слушаться родителей после первого указания, без повторения. Оно сильнее всех бережёт родительские нервы по опыту воспитания моих предыдущих троих детей. Начиналось это так - года в три я с удивлением сказал ребёнку: «Я тебе что, два раза повторять должен?». И ребёнок усвоил это как норму.
Тут тоже не всё так просто. Например, когда сын был совсем маленьким, прежде чем сказать ему что-то, я ждал, когда его внимание будет сосредоточено на мне. Если он на меня не смотрел, я легонько хлопал его по голове, чтобы привлечь его внимание и только после этого что-то ему говорил. Вообще, уметь в коммуникацию это великая вещь. Говорить что-то другому, сначала не построив канал внимания между собой, это способ, чтобы тебя не услышали, с разборкой потом, кто что сказал/не сказал и прочее. Мы с недопониманием с женой боролись долго - я, например, говорил ей, что если после инструкции есть уточняющие вопросы, то это хреновая инструкция (Надо купить картошку. Уточнения: сколько надо купить картошки по весу? Есть предпочтения по размеру/типу картошки?). Моя же жена теперь говорит мне, зная нашу мужскую слепоту «Возьми пирожки в холодильнике, они на средней полке справа». Отвлёкся.
В этом правиле имеет значение не только простроенная коммуникация, но и вопрос власти в семье (кто главнее - ребёнок или родители?) и многое другое. Но главное- это работает и работает хорошо. Многие знакомые бывают удивлены отсутствием капризов и исполнительностью ребёнка.
2. Когда мы подходим к дороге, чтобы перейти её, за два метра мы замолкаем и смотрим только на автомобили, пока не перейдём дорогу - это про безопасность перехода и формирование правильной привычки.
3. Когда ребёнок бежит впереди меня, он не отбегает дальше 15 метров и не поворачивает налево или направо, чтобы я его видел постоянно - чтобы мои нервы были в порядке.
4. Сын не имеет права перебивать беседу родителей, подшучивать над нами и передразнивать нас - так воспитывается уважение к родителям.
5. Было временное правило - никто не начинает есть, пока папа не начал есть. Патриархат? Просто сын, когда голодный садился за стол и раз двадцать спрашивал за три минуты«А сейчас можно уже есть?» «А сейчас?» «Ну я очень хочу есть» и т.д. Правило отменили, когда сыну исполнилось 8 лет и нужда в нём отпала.
6. Формулирование правил должно быть простое, чтобы ребёнок понимал их. Например, когда менять футболки? Когда они грязные? Но понятие «грязное» даже для меня и моей жены разные, не говоря и ребёнке. Поэтому правило про одежду сформулировано так: «Носки меняются каждый день, футболки через три дня, душ у сына во вторник и субботу». Всё понятно и работает.
7. Ребёнок учится каждый день - если мы уехали из дома, в рабочие дни, то 3 урока по 40 минут, а если выходные или каникулы, то по 3 урока по 20 минут. Почему мы ввели это правило? Ребёнка было жалко. После выходных ему нужно было два дня на перестройку опять учиться и это давалось ему тяжело. Дополнительная выгода - сын занят, а мы от него отдыхаем. Кто возмущён и удивлён, хочу напомнить, что изучение нового это интересно и делать занятия каторгой, убивая интерес к познанию, это огромный грех, на мой взгляд. Летом один из уроков это часто документальные фильмы ВВС, которые теперь он сам себе выбирает. Те курсы, которые ему не нравятся, он не проходит. Рекомендую три источника занятий:
- Яндекс- учебник. Я там зарегистрировался учителем, сына - учеником, и при отъезде даю ему электронные задания оттуда. Поскольку Яндекс-учебник сделан по тому же стандарту, что и обучение в школе, мы со всеми проходим одну и ту же программу, а домашку скидывает учитель всем в Вотсап. В итоге, мы можем уезжать и обучать сына без вреда для учёбы. Сын воспринимает обучение на планшете скорее как игру, чем как обязанность.
- Фоксфорд. Там мы платим 1,5 тыс в месяц и имеем доступ к 80, кажется, видам курсов. Очень вовлекающее обучение, на уровень увлекательнее, чем в школе.
- skladchik.org - Складчик, где за совсем маленькие деньги можно купить отличные курсы.
Понятно, что правил больше, все не вспомнил, да и не надо. Жаль, что таким способом управления ребёнком пользуется мало, а если пользуются, часто правила вводят на эмоциях и они не очень эффективны.
Да, забыл ещё - за выполнением/не выполнением правил надо следить, потому что дети хитры. Правило, при нарушении которого родители не отреагировали, размывается и оказывается плохим примером для соблюдения остальных правил.
Я практически смысл всех правил объясняю ребёнку, чтобы он понимал, что это не прихоть, а здравый смысл и в его интересах.