Давайте поговорим о России. Сегодня было сделано важное заявление: президент Обама отменил встречу с Владимиром Путиным, назначенную на следующий месяц в Москве, которая должна была пройти в рамках саммита. Накануне, еще до этого утреннего заявления, президент побывал на The Tonight Show, где обсуждались американо-российские отношения. И президент сказал следующее.
БАРАК ОБАМА, президент США: Временами они скатываются обратно к мышлению эпохи холодной войны и к умонастроениям холодной войны. Я им постоянно говорю, говорю и президенту Путину: «Это - прошлое, а нам нужно думать о будущем. Нет никаких причин, которые бы нам препятствовали сотрудничать эффективнее, чем сейчас».
ДЖЕЙ ЛЕНО, ведущий The Tonight Show: А Путин мне кажется таким парнем из КГБ старой закалки.
БАРАК ОБАМА: Ну да, он и возглавлял КГБ.
Что имеет в виду президент, говоря, что у Путина мышление эпохи холодной войны?
ДЖЕННИФЕР ПСАКИ, официальный представитель госдепартамента США: Мне кажется, что президент хотел сказать, что наши отношения с Россией временами походят на американские горки. Есть пункты, по которым мы не согласны друг с другом. Это, конечно же, и их решение предоставить Эдварду Сноудену временное убежище, когда мы ясно обозначили свой интерес в нем. У нас разногласия по вопросу противоракетной обороны и целому ряду других вопросов. Но есть области, в которых мы достигли взаимопонимания, и где нам следует продолжать совместную работу: Северная Корея, Иран, вывод наших войск из Афганистана. Мы пытаемся соблюсти этот баланс.
Высокопоставленные чиновники из администрации президента утверждают, что встреча в любом случае, скорее всего, была бы отменена из-за разногласий в вопросах, о которых вы только что говорили: ПРО, Сирия, сокращение ядерных вооружений, вопросы экономики, торговли между странами и защиты прав человека.
В 2012 году вы принимали участие в президентской кампании Обамы, и вы все высмеяли Митта Ромни, когда он заявил следующее.
МИТТ РОМНИ, экс-кандидат в президенты США: Россия, вне всякого сомнения, - наш геополитический враг номер один. Она всегда поддерживает худших в мире. Идея о том, что Обама после президентских выборов будет обладать большей гибкостью в отношениях с Россией, очень беспокоит.
Не был ли губернатор Ромни прав в том, что Россия, если не враг номер один, то хотя бы наш геополитический враг? Вы сами сравнивали отношения США и России с американскими горками. То есть сейчас в отношениях между странами возникли проблемы.
ДЖЕН ПСАКИ: Ну, Джейк, тут важно отметить, что секретарь Керри все же встретится со своим российским коллегой в пятницу, так как это действительно важные отношения. Решение относительно саммита, который намечен на сентябрь, было принято в понедельник с учетом нескольких факторов. Конечно же, Сноуден остается одним из факторов, но еще до него обсуждалось, станет ли прогресс в отношениях обеих стран достаточным, для того чтобы гарантировать встречу на президентском уровне.
Поэтому госсекретарь Керри надеется продолжить обсуждать вопросы, по которым между нами существует согласие, вопросы, по которым наши мнения расходятся - вы многие из них упомянули в пятницу. И может быть, в будущем состоится встреча на высшем уровне, но сентябрь - неподходящее для этого время.
Я хочу поговорить об Олимпиаде и о некоторых комментариях, которые прошлым вечером сделал президент, касаясь недавно принятых в России антигейских законов… особенно рассматривая их через призму Олимпийских игр. Как далеко президент готов зайти, принимая во внимание его озабоченность тем, как в России, возможно, будут обращаться с атлетами-геями и -лесбиянками?
ДЖЕННИФЕР ПСАКИ: Полагаю, что заявление президента, сделанное им вчера вечером, говорит само за себя. Эти проблемы геев и лесбиянок, живущих во всем мире, - вопросы прав человека. Тут нужно принять в расчет моральное обязательство. Вопросы прав человека - это одна из тех тем, по которой у нас с Россией существуют наибольшие разногласия. Определенно эту тему будут обсуждать в пятницу, и ее всегда обсуждают. Мне кажется, что президент хотел сказать, что многие… что в правительстве мы все понимаем: проблемы ЛГБТ - это проблемы прав человека, и они должны быть одной из главных тем переговоров.
И, между тем, ни эта, ни любая другая проблема, существующая между США и Россией, к бойкоту не приведет, правильно?
ДЖЕННИФЕР ПСАКИ: Никто и не ожидает этого от правительства, но мы верим, что нам нужно поступать так, чтобы наша обеспокоенность была услышана, нам нужно говорить о ней публично и тет-а-тет. И мы продолжим так поступать.
Оригинал статьи