Проживет ли Европа без «Газпрома»?

Oct 13, 2012 20:10

Хайнрих-Йозеф Людвиг более 30 лет руководит семейным бизнесом - торгует сжиженным газом. Клиенты разные: закусочные, магазины, фабрики. На вопрос, есть ли у продавца в хранилище российский газ, он отвечает отрицательно. Топливо Людвиг покупает у крупных европейских энергоконцернов, у которых свои поставщики, или на спотовом рынке.





ХАЙНРИХ-ЙОЗЕФ ЛЮДВИГ, продавец газа: Спотовый рынок в районе АRА - Амстердам, Роттердам, Антверпен. Мы периодически покупаем там газ, когда есть выгодное предложение.

Ему не нужно заключать договоры на 20-30 лет вперед, как это делают, например, немецкий
E.ON Ruhrgas и «Газпром». Покупатель сразу получает товар, а продавец - деньги. Спотовый рынок в Европе в последнее время необычайно популярен.

АЛЕКСАНДР ПРОКОПЕНКО, журналист: Прежде чем оказаться вот в таких вот баллонах, здесь по пять с половиной кубических метров, газ преодолевает огромное расстояние. Из Северной Африки или Ближнего Востока на танкерах его везут в Европу, например в Голландию, а там уже к потребителю в Германии.

На глобальном газовом рынке сейчас происходят кардинальные изменения, в первую очередь за счет поставок сжиженного газа с Ближнего Востока. Катар, например, строит танкерный флот. Ожидается, что уже через 2-3 года только один этот эмират сможет поставлять в Европу до 50 миллиардов кубометров газа, а это, к примеру, четверть от общего экспорта «Газпрома».

Плюс наблюдается резкий рост добычи сланцевого газа в США. Страна больше не нуждается в голубом топливе из-за рубежа, что рушит бизнес-план «Газпрома», ведь газ Штокмановского месторождения в Баренцевом море, о замораживании которого недавно объявили в Москве, предназначался как раз для заокеанских партнеров.

Сланцевый газ добывается путем крекинга. В скважину под давлением закачивается огромное количество жидкости, подрывается пласт, газ вырывается наружу в результате образования трещин в породе. Благодаря сланцевому газу, США уже стали крупнейшим производителем в мире и скоро начнут не импортировать, а экспортировать сжиженный газ. Сначала в Азию, а потом, возможно, и в Европу. Эксперты называют 2015 год.

В отличие от «Газпрома», его потенциальные конкуренты не привязаны к трубопроводам. Они спокойно могут реализовать свой газ на спотовом рынке в Роттердаме, где цены, обычно, ниже. В Европе хотят, чтобы российский концерн учитывал этот момент и не увязывал цены на газ со стоимостью нефти.

МАРК ОЛИВЕР БЕТТЦЮГЕ, директор института по изучению экономики энергетики, Келье: Цена на спотовом рынке определяется европейским спросом на природный газ, и такие поставщики как «Газпром» должны определиться, готовы ли они осуществлять поставки в подобных условиях.

Так или иначе, в связи с увеличением предложений сжиженного газа и значимости спотового рынка интерес к дорогостоящим трубопроводам, не только российским, в Европе снижается.

Первая нитка «Северного потока» в этом году была заполнена всего на треть и чем в этих условиях заполнять вторую магистраль, которая была сдана 8 октября, не очень понятно. Но от своих планов «Газпром» все таки не отказывается. Концерн, теоретически, готов добавить к «Северному потоку» третью-четвертую нитки. Ближе к зиме должно быть начато строительство «Южного потока» по дну Черного моря. Его прямой конкурент - проект «Набукко». Этот газопровод должен был обеспечить Евросоюзу выход к месторожениям на Каспии в обход России. Но из-за нерешительности поставщиков и увеличения сметы будущее трубы под вопросом.

КЛОД ТУРМЕ, депутат Европарламента, член проекта по энергетике: Сам я отношусь довольно скептично к тому, что «Набукко» когда-нибудь будет построен именно потому, что инвесторы сомневаются, а нужно ли Европе столько газа.

Резкого роста потребления газа в будущем, как ранее прогнозировали эксперты, в Европе не будет. В ближайшее десятилетие между крупнейшими поставщиками газа, будь то Россия, США или страны Ближнего Востока, развернется борьба за уже существующий европейский рынок.

Оригинал

экономика, Европа, США, Газпром, газ, рынок, Россия

Previous post Next post
Up