Хайнрих-Йозеф Людвиг более 30 лет руководит семейным бизнесом - торгует сжиженным газом. Клиенты разные: закусочные, магазины, фабрики. На вопрос, есть ли у продавца в хранилище российский газ, он отвечает отрицательно. Топливо Людвиг покупает у крупных европейских энергоконцернов, у которых свои поставщики, или на спотовом рынке.
ХАЙНРИХ-ЙОЗЕФ ЛЮДВИГ, продавец газа: Спотовый рынок в районе АRА - Амстердам, Роттердам, Антверпен. Мы периодически покупаем там газ, когда есть выгодное предложение.
Ему не нужно заключать договоры на 20-30 лет вперед, как это делают, например, немецкий
E.ON Ruhrgas и «Газпром». Покупатель сразу получает товар, а продавец - деньги. Спотовый рынок в Европе в последнее время необычайно популярен.
АЛЕКСАНДР ПРОКОПЕНКО, журналист: Прежде чем оказаться вот в таких вот баллонах, здесь по пять с половиной кубических метров, газ преодолевает огромное расстояние. Из Северной Африки или Ближнего Востока на танкерах его везут в Европу, например в Голландию, а там уже к потребителю в Германии.
На глобальном газовом рынке сейчас происходят кардинальные изменения, в первую очередь за счет поставок сжиженного газа с Ближнего Востока. Катар, например, строит танкерный флот. Ожидается, что уже через 2-3 года только один этот эмират сможет поставлять в Европу до 50 миллиардов кубометров газа, а это, к примеру, четверть от общего экспорта «Газпрома».
Плюс наблюдается резкий рост добычи сланцевого газа в США. Страна больше не нуждается в голубом топливе из-за рубежа, что рушит бизнес-план «Газпрома», ведь газ Штокмановского месторождения в Баренцевом море, о замораживании которого недавно объявили в Москве, предназначался как раз для заокеанских партнеров.
Сланцевый газ добывается путем крекинга. В скважину под давлением закачивается огромное количество жидкости, подрывается пласт, газ вырывается наружу в результате образования трещин в породе. Благодаря сланцевому газу, США уже стали крупнейшим производителем в мире и скоро начнут не импортировать, а экспортировать сжиженный газ. Сначала в Азию, а потом, возможно, и в Европу. Эксперты называют 2015 год.
В отличие от «Газпрома», его потенциальные конкуренты не привязаны к трубопроводам. Они спокойно могут реализовать свой газ на спотовом рынке в Роттердаме, где цены, обычно, ниже. В Европе хотят, чтобы российский концерн учитывал этот момент и не увязывал цены на газ со стоимостью нефти.
МАРК ОЛИВЕР БЕТТЦЮГЕ, директор института по изучению экономики энергетики, Келье: Цена на спотовом рынке определяется европейским спросом на природный газ, и такие поставщики как «Газпром» должны определиться, готовы ли они осуществлять поставки в подобных условиях.
Так или иначе, в связи с увеличением предложений сжиженного газа и значимости спотового рынка интерес к дорогостоящим трубопроводам, не только российским, в Европе снижается.
Первая нитка «Северного потока» в этом году была заполнена всего на треть и чем в этих условиях заполнять вторую магистраль, которая была сдана 8 октября, не очень понятно. Но от своих планов «Газпром» все таки не отказывается. Концерн, теоретически, готов добавить к «Северному потоку» третью-четвертую нитки. Ближе к зиме должно быть начато строительство «Южного потока» по дну Черного моря. Его прямой конкурент - проект «Набукко». Этот газопровод должен был обеспечить Евросоюзу выход к месторожениям на Каспии в обход России. Но из-за нерешительности поставщиков и увеличения сметы будущее трубы под вопросом.
КЛОД ТУРМЕ, депутат Европарламента, член проекта по энергетике: Сам я отношусь довольно скептично к тому, что «Набукко» когда-нибудь будет построен именно потому, что инвесторы сомневаются, а нужно ли Европе столько газа.
Резкого роста потребления газа в будущем, как ранее прогнозировали эксперты, в Европе не будет. В ближайшее десятилетие между крупнейшими поставщиками газа, будь то Россия, США или страны Ближнего Востока, развернется борьба за уже существующий европейский рынок.
Оригинал