Ветер на море гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. Корабельщики дивятся, На кораблике толпятся, На знакомом острову Чудо видят наяву: Город новый златоглавый, Пристань с крепкою заставой - Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. Пристают к заставе гости Князь Гвидон зовет их в гости, Их он кормит и поит И ответ держать велит: "Чем вы, гости, торг ведете И куда теперь плывете?" Корабельщики в ответ: "Мы объехали весь свет, Торговали соболями, Чернобурыми лисами; А теперь нам вышел срок, Едем прямо на восток, Мимо острова Буяна, В царство славного Салтана..." Князь им вымолвил тогда: "Добрый путь вам, господа, По морю по Окияну К славному царю Салтану; От меня ему поклон". Гости в путь, а князь Гвидон С берега душой печальной Провожает бег их дальный; Глядь - поверх текучих вод Лебедь белая плывет. "Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?" - Говорит она ему. Князь печально отвечает: "Грусть-тоска меня съедает, Одолела молодца: Видеть я б хотел отца
Да кто ж ее знает :) Просто...ну скажем так: если поднапрячься, то как Пушкин, я, наверное, смогу, а вот как Маяковский -- уже нет :) Да и многие смогут. Это, конечно, в определенном смысле шутка, но в каком-то и всерьез.
Ага, я поняла. Но, мне кажется, если брать в масштабе поэзии как таковой, то вот этот этап "сделать так, как смогут другие" - совершенно необходимая преамбула к тому этапу, когда можно уже позволить себе делать такое, чего другие не смогут. Разные стали развития, причём НЕ вертикального.
Вечер. Дощатая перегородка между комнатами. Зеленые наконечники-"маковки" на спинке кровати. Горит ночник. Дедушка читает мне "Сказку о мертвой царевне". Внезапно понимаю, что "Сказка о мертвой царевне" - не просто привычный для сказки порядок действий, а драма. Близкий человек, потерянный в чужом огромном мире. "Кто в глаза ему смеется, Кто скорее отвернется". Не помню, утешило меня или нет дружелюбное отнощение стихий.
Красота. Пушкин был гением чистой красоты в моем детском мире, волшебником, способным открыть и показать ее в чем угодно. В обычных словах. (И в необычных, конечно, тоже.) В обычных предметах. В обычных человеческих чувствах. В глагольных рифмах, и то она откуда-то появлялась, стоило их коснуться Пушкину. Жуткий "Жених" (а он был в моем первом сборнике Пушкина, в старой книжке без обложки), и тот был красив до счастливого замирания. Потом, уже в школе, надо мной смеялись учителя, что я все читаю "в пулеметном темпе, половину слов не разобрать", а Пушкина - медленно и плавно, "уснуть можно". А мне казалось, что это нужно именно рассматривать, тихо, подробно, не торопясь.
Ох, вы ТОЖЕ чувствовали его неторопливость? Мне кажется, она вся целиком - из восемнадцатого века. Лексика, грамматика, сюжеты - всё уже из девятнадцатого, но вот эта обстоятельная напевность и ритмика - оттуда, от старика Державина и иже с ним.
И легкость из девятнадцатого. Эта плавность при всей неторопливости нисколько не тяжеловесна, в отличие от того, что ей предшествовало. Картинки в хрустальном шаре, который должен бы быть тяжелым, но, кажется, вот-вот вылетит из рук - не вниз, а вверх. А те, старые шары - из тяжелого толстого стекла, о пользе которого нам и расскажут между делом :)
Я почему-то помню - я совсем маленький, зима, стою на подоконнике, мама рядом. Снаружи снег, ясный день, всё блестит. - Мама, как красиво! - "Мороз и солнце, день чудесный!" Прыгаю от радости. _ Мама, как ты здорово сказала! - Это не я, это Пушкин. - И это Пушкин? И идём снова читать Пушкина. Сказки.
Comments 50
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву:
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой -
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их он кормит и поит
И ответ держать велит:
"Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?"
Корабельщики в ответ:
"Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чернобурыми лисами;
А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана..."
Князь им вымолвил тогда:
"Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану;
От меня ему поклон".
Гости в путь, а князь Гвидон
С берега душой печальной
Провожает бег их дальный;
Глядь - поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
"Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?" -
Говорит она ему.
Князь печально отвечает:
"Грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца
Reply
Reply
Самое первое услышанное
Первые слова Пушкина в моей жизни
Первый раз его голос :)
http://tec-tecky.livejournal.com/1767348.html
Reply
Reply
и кот хорош и дуб высок
а вот златых цепей не надо
ну на фиг ваш бэдээсэм
Если серьезно, мне не очень нравится Пушкин, то есть творчество его, с ним самим незнакома. По мне, это рифмовательство, а не поэзия.
Reply
Ужасно интересно.
Reply
Reply
Но, мне кажется, если брать в масштабе поэзии как таковой, то вот этот этап "сделать так, как смогут другие" - совершенно необходимая преамбула к тому этапу, когда можно уже позволить себе делать такое, чего другие не смогут. Разные стали развития, причём НЕ вертикального.
Reply
Внезапно понимаю, что "Сказка о мертвой царевне" - не просто привычный для сказки порядок действий, а драма. Близкий человек, потерянный в чужом огромном мире.
"Кто в глаза ему смеется, Кто скорее отвернется".
Не помню, утешило меня или нет дружелюбное отнощение стихий.
Reply
Первый опыт осознания того, как человек может остаться один на один со своей проблемой, будучи при этом в толпе людей.
Reply
Reply
Мне кажется, она вся целиком - из восемнадцатого века. Лексика, грамматика, сюжеты - всё уже из девятнадцатого, но вот эта обстоятельная напевность и ритмика - оттуда, от старика Державина и иже с ним.
Reply
Reply
Люблю стариков ОТДЕЛЬНОЙ любовью. :)
Reply
- Мама, как красиво!
- "Мороз и солнце, день чудесный!"
Прыгаю от радости.
_ Мама, как ты здорово сказала!
- Это не я, это Пушкин.
- И это Пушкин?
И идём снова читать Пушкина. Сказки.
Reply
Reply
Leave a comment