Итак - традиционные дни Института культурологи в Библиотеке
Для начала - немного о наших гостях, которых мы имеем честь принимать у себя 17-19 октября 2012 года:
Российский институт культурологии расположен в самом центре Москвы: на пороге Замоскворечья, на Берсеневской набережной. Институт занимает старинный особняк XVI-XVIII вв., известный как “палаты думного дьяка Аверкия Кириллова”.
Первые сведения о местности, в которой находится ансамбль палат Аверкия Кириллова, относятся к XV веку. Тогда она входила в состав Стрелецкой слободы. На набережной находилась так называемая “Берсенева решетка” - одни из тех ворот с решетчатыми затворами, которыми великий князь Иван III, из соображений общественной безопасности, приказал разделить Москву на участки. На ночь решетки запирали, и к ним приставлялся караул. Охрана участка “от огня и всякого воровства” была в ведении особого объезжего головы, назначавшегося из числа почетных, заслуженных бояр. Название решетки позволяет предположить, что им был Иван Никитич Беклемишев, по прозвищу Берсень, пользовавшийся большим доверием у Ивана III. В 1525 г., за “дерзкие слова” против его преемника Василия Ивановича, Беклемишев был обезглавлен. Традиционно И.Н.Беклемишев считается одним из первых владельцев участка, на котором сооружены палаты, хотя архивных документы этого не подтверждают.
Старые московские предания, а вслед за ними и многие публикации, посвященные истории палат, называют в качестве следующего владельца знаменитого опричника, думного дворянина Малюту Скуратова-Вольского Есть легенды, что по родству с Малютой этот участок якобы перешел к Годуновым, а впоследствии будто бы находился в руках разных боярских фамилии, в том-числе Стрешневых - близких родственников династии Романовых.
За время своего существования историческое здание на Берсеневке сменило множество владельцев; чудом уцелело во время пожара 1812 года и позже довольно долго находилось в плачевном состоянии, поскольку Дворцовое ведомство, возглавлявшееся “рационально мыслившими” чиновниками, не пожелало отпускать средства на ремонт “рухляди”. К обреченному на слом зданию неожиданно проявило интерес Императорское Московское археологическое общество, по решению императора Александра II палаты в 1870 г. были переданы ему. В ходе реставрации были разобраны позднейшие пристройки и расписана “во вкусе допетровского времени” палата, в которой в дальнейшем проходили публичные заседания Общества, членами которого были не одни только археологи. Здесь сотрудничали историки М.П.Погодин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский, архитекторы Ф.Ф.Горностаев, Л.В.Даль, К.М.Быковскии, И.П.Машков, художники А.М.Васнецов и И.С.Остроумов, писатели А.Ф.Вельтман, Ф.Н.Глинка. В.М.Жемчужников, Д.Н.Мамин-Сибиряк, П.И.Мельников-Печерский и многие другие. В здании находился и небольшой музей.
Московскому археологическому обществу принадлежит по-настоящему видная роль в изучении и отечественного культурного наследия. Можно сказать, что именно оно стояло у истоков становления российского музееведения как научной дисциплины.
В июне 1923 г. Московское археологическое общество было закрыто распоряжением Народного комиссариата внутренних дел. С декабря 1924 г. первый этаж особняка Аверкия Кириллова был занят Институтом по изучению языков и этнических культур восточных народов СССР. А в 1932 г. в системе Наркомпроса РСФСР был создан Центральный научно-исследовательский институт методов краеведческой работы.
В первые годы своего существования институт вел работу по двум главным направлениям. Первое было связано с методической помощью краеведческим организациям, второе-с методическими разработками в области музейного дела. Этим направлениям соответствовала и развернувшаяся в те годы издательская деятельность института. В годы войны сотрудники института по спасению памятников культуры и музейных коллекций. Ими были разработаны планы по экстренной эвакуации фондов и созданию условий по сохранению коллекций на временно оккупированных территориях. Летом 1941 г. в церкви и трапезной было устроено объединенное фондохранилище крупнейших столичных музеев. Спрятанные в сотни ящиков, здесь хранились коллекции Исторического музея. Музея Революции, Музея народов СССР, Биологического музея. Известно, что наиболее ценные музейные реликвии были замурованы в церковных подвалах.
Сотрудники НИИ краеведческой и музейной работы участвовали в организации музейных выставок на патриотические темы. О напряжении, с которым они работали, можно судить хотя бы по тому, что в течение одного лишь 1942 года - самого тяжёлого года войны - институт сумел подготовить 316 (!) выставок. В том же 1942 г., по заданию Государственной чрезвычайной комиссии при СНК СССР, институт разработал принципы оценки историко-бытовых и естественно-исторических материалов. Принципы эти применялись для определения ущерба, нанесенного нашей стране фашистским нашествием. На их основе были разработаны основы методики и техники оценки музейных коллекций.
Одной из важнейших задач Института в послевоенное годы являлось приведение в порядок музейных коллекций, практическое решение вопросов хранения и консервации музейных предметов, а также разработка научных основ теории и практики реставрации музейных ценностей
В настоящее время задачей Российского Института культурологии является охват всей системы культуры, вне зависимости от ведомственной и традиционной научной принадлежности: от музеев и памятников до кино, телевидения и новых информационных технологий, от краеведения и фольклористики до художественного творчества и массовой культуры.
Директор института - профессор искусствоведения К.Э. Разлогов (также принимает участие в Днях РИКа во ВГБИЛ)
Подробная программа мероприятия - в следующих выпусках!
Официальный сайт
http://www.ricur.ru/ Неофициальный сайт
http://www.riku.ru/His.htm