Click to view
С 24 марта в Библиотеке иностранной литературы (Бежевый зал) в рамках Дней Франкофонии, организованных Французским институтом в Москве, проходит выставка «Жорж Брасенс»
Рукописи, дневники, видео-м аудиоархивы, фотографии и письма.
Булат Окуджава писал: "Брассенс - поэт истинно французский, а потому и общечеловеческий". Габриэль Гарсиа Маркес называл его первым поэтом Франции последних десятилетий, а издательство "Ларусс" поместило портрет Брассенса на обложке своего словаря французской песни.
Он родился в октябре 1921 года в городе Сете, что на средиземноморском побережье Франции. Собственно, там пели все. пели все. Пели дед и бабушка Жоржа, пел отец, который вел небольшое строительное дело, пела мать, в жилах которой текла итальянская кровь. В доме с утра до вечера крутили пластинки с модными песенками, которые Жорж моментально заучивал….Море, пляж, друзья, лицей... Вполне благополучная юность Брассенса закончилась скандалом. Компания подростков, в которую входил и Жорж, затеяла авантюру века: ребята воровали вещи у своих же родственников, а затем продавали их в соседнем городке. После этого случая родители решили отправить Жоржа в столицу к тетушке Антуанетте. Там Брассенс работал на заводе "Рено", а после смены допоздна сидел в библиотеке, изучая французских поэтов.
В марте 1943 года Жоржа и его парижских ровесников вывезли в Германию для принудительных работ. Там, вставая в четыре утра, за три часа до подъема, он сочинял свои первые песни. А потом - побег, с трудом найденное прибежище в доме друзей Жанны и Марселя Ле Боннис, которым он впоследствии посвятил несколько песен.
После войны Брассенс увлёкся идеями анархистов и свои ранние песни пел на их сходках. Но настоящая популярность пришла к нему, когда «открыла» и известная в то время эстрадная певица Паташу. Она одна из первых оценила редкий поэтический дар Жоржа, но, вскоре поняв, что его репертуар для неё слишком «мужской», уговорила автора самого выйти на сцену. С начала пятидесятых Брассенс уже гастролировал по всей Франции, вызывая неизменный восторг публики, а с 1953 года у него едва ли не ежегодно выходило по новому альбому. На концертах и студийных записях песни исполнялись под простой, даже аскетический аккомпанемент - гитара самого Брассенса, контрабас и ещё одна гитара.
Творческое наследие Брассенса составляет около 200 песен. Большинство из них написаны на собственные стихи, для которых характерна естественная разговорная интонация в сочетании с невероятным богатством лексики, остроумным обыгрыванием метафор, многочисленными аллюзиями и скрытыми цитатами. В России переводом его стихов увлекались известные поэты и просто одарённые люди, влюблённые в его удивительный талант.
На открытии выставки песни Жоржа Брассенса исполнил Александр Аванесов.
Альфонс Бонафе писал: "Если бы Брассенса любили только бунтари, это была бы небольшая кучка людей. Если к ним добавить артистов и знатоков поэзии, то и тогда число его поклонников было бы незначительным. Но аудитория Брассенса много шире, его успех приобрел характер социального феномена. А это значит, что в каждом из нас дремлет бунтарь. Каждый стремится возвратить себе право на собственные мысли, собственные вкусы, право, которое общество отнимает у нас со школьной скамьи".
Выставка продлится до 15 апреля 2012 года
Бежевый Зал, 3 этаж.
Вход свободный.