И снова о детском чтении

Sep 28, 2011 15:08

Она приходит субботам и, пока её дочка занимается на курсах английского в Детском зале, копается в «адатпашках», выбирая ей что-нибудь подходящее для домашнего чтения. Я не рискую предложить ей помощь, потому что знаю, как она на это отреагирует.
- Я вам очень признательна, да. Вы очень любезны. Но я сама знаю, что подходит моему ребёнку.

Она это знает совершенно чётко. Так чётко, что, слушая её, я едва справляюсь с восхищённой дрожью, пробирающей меня до пяток, как морозный озноб.

- Вот это - нет. И это - тоже нет. А это она не будет читать никогда!.. Что? Уровень? При чём тут уровень? Ах, уровень знания языка…. Я вас уверяю, вот это рассчитано на один-единственный уровень: на дебильный. К этому уровню, кстати, сейчас как раз и подводят наших детей… Кто подводит? Я вас умоляю! Не делайте хорошую мину при плохой игре! Вы всё понимаете лучше меня, просто делаете вид, что не понимаете, потому что это ваша работа - впаривать нам и нашим детям некачественный продукт… Нет, я вас не обвиняю, боже упаси. Это не вы виноваты, это система такая. В магазинах - отрава, по телевизору - отрава, в библиотеках теперь тоже одна отрава… Но вы не беспокойтесь: мой ребёнок от этого ограждён. Моя дочь читает только то, что я ей даю. А у меня очень чёткие критерии, не беспокойтесь: я знаю, что ей надо, а что не надо.
- А она как относится к вашим…. критериям?
-  (Пауза) Дурацкий вопрос! Извините, конечно…. Как она может относиться? То, что я ей даю, она прочитывает. От корки до корки. Потому что это её обязанность, как и прочие уроки. И она это прекрасно понимает, она дисциплинированная девочка…
- Под "обязанностью" вы имеете в виду чтение на английском языке?
- Почему только на английском? Любое чтение, и на русском тоже… Да, она читает по часам. Примерно с двух до трёх, каждый день, я контролирую это время… А что вы удивляетесь? Сейчас почти все дети читают по часам, - вы что, не знали, что ли? Бог мой, а ещё библиотекарь! Вы какими представлениями живёте - времён царя Гороха? Вы хотя бы знаете, какая нагрузка у нынешних детей… причём на всё: и на глаза, и на мозг, и на нервную систему? Один компьютер чего стоит - это же дикая нагрузка, невероятная! А никуда не денешься - теперь уроки невозможно делать без Интернета… Мало того: от них теперь всё время требуют, чтобы они делали какие-то тематические презентации… это во втором классе, представьте себе! Нет, разумеется, мы все вместе делаем все её задания, всей семьёй, но тем не менее - какая нагрузка на ребёнка, это же уму непостижимо! Вот я её и ограничиваю по времени в чтении. Чтобы не меньше часа, но и, по возможности, не больше… Иначе она просто сойдёт с ума!
- А если она выходит за регламент?
- А вы знаете - не выходит. Наоборот, только и смотрит на часы, чтобы книжку поскорей закрыть… А что вы удивляетесь? Сейчас все дети так читают - абсолютно все, я вас уверяю! Ещё хорошо, если их вообще удаётся за книгу усадить… Но моя хотя бы дисциплинированная…
- Но, может быть, ей не интересно то, что вы для неё выбираете?
- Я не понимаю, при чём тут «интересно-неинтересно»? Это же не баловство, это задание. А если ориентироваться на то, что им интересно, то это, извините меня, такое начнётся! Эта идиотская игра в демократию с детьми меня просто убивает: хочет ребёнок - учится, не хочет - не учится. Хочет - ест суп, хочет - чипсы с пепси-колой… Дайте им волю, они так и будут питаться чипсами! То же самое и с телевизором, и с чтением, и с чем угодно… Ребёнок ещё не может знать по определению, что для него лучше, а что хуже. И так вот рассуждать: пусть читает, что попало, лишь бы читал - это, извините, самая дикая, самая опасная чушь, какая только может быть! Я считаю, что уж лучше пусть вообще ничего не читает, чем этого вашего «Гарри Поттера» и всю прочую муть в этом роде…. «Уж лучше голодать, чем, что попало, есть» - слышали про такое? Вот очень правильные слова, между прочим! И я вам говорю: пока я жива, я не позволю кормить ребёнка всякими химическими суррогатами в ярких упаковках, будь то физическая пища или, с позволения сказать, духовная! Я не позволю портить ей нервы и забивать голову всяким идиотизмом! Мне нужен здоровый ребёнок, вы понимаете? Здоровый и морально, и физически, и духовно! И, на самом деле, если с ребёнком непрерывно заниматься, а не вести себя так, как будто его вообще нет, то этого не так сложно добиться, я вас уверяю!
- Но вы же не сможете до старости контролировать её вкусы и интересы…
- До старости и не нужно! Личность формируется как раз вот в этом возрасте. Если сейчас ничего не упустить, то дальше можно не волноваться, я вас уверяю… И потом, очень многое зависит от того, насколько твой ребёнок тебе доверяет. Вот про свою я могу сказать со всей определённостью: у неё от меня нет секретов! Она мне всё абсолютно рассказывает и всегда ко мне прислушивается. Она знает, что мама плохого не посоветует...

… Пока я записываю ей в электронный формуляр адаптированного «Тома Сойера», занятия английским заканчиваются, и её дочь выходит в коридор вместе с другими детьми. Мама тут же тихо светлеет лицом и на глазах смягчается, как графический набросок, тронутый акварелью
- Лерочка, умница моя! Ну, как занятия?
- Нормально.
- Тебя вызывали? Как ты ответила?
- Нормально.
- А другие как отвечали?
- Нормально.
- А в буфет ходила? Как там кормили?
- Нормально.
- Ну, что было на завтрак?
- (Пауза). Дурацкий вопрос!

детское, тема для размышления

Previous post Next post
Up