В преддверии летних отпусков мы хотим оказать услугу нашим читателям и дать им необходимые для путешественника сведения о некоторых наиболее популярных у туристов городах. За последние годы в широких кругах общества заметно возрос интерес к жизни Западной Европы. Это сказывается, между прочим, в появлении в большом колическтве нового, невиданного за границей русского туриста - трудящегося интеллигента, который едет туда со специальной целью пополнить своё образование. Не редкость теперь встретить на улицах Европы педагога низшей или средней школы, земского врача или служащего, часто тратящего последние гроши на великое дело знакомства с культурой далеко опередившего нас Запада.
Итак, господа - БЕРЛИН.
Приезжий, смотря по тому, приехал ли он из Нюренберга, Лондона, Неаполя или Липландии, будет различно судить о Берлине. Но есть несколько определений, в которых все сходятся. На всех языках Берлин считают чистым и хорошо устроенным городом, но без малейшей тени оригинальности. Оба из этих качеств без дальних разговоров можно считать за похвалу, особенно если сравнивать Берлин с другими большими городами. Правда, вторая из указанных добродетелей находится в постоянной опасности выродиться в близкие ей прусские пороки; а именно - погоню за системой с одной стороны и какое-то несовершеннолетие - с другой. Одно уже наименование улиц по большей части показывает избыток трезвости. Об этом же говорят прямые, как струна, улицы, и их категорическая боязнь чем-нибудь обратить на себя внимание. Берлинская чистота и порядок зачастую заключают союз в борьбе против пагубного своеобразия. «Грязь - всё, что к нам не относится», - говорит берлинец. По этому поводу, однако, можно быть различного мнения.
Берлин влюблён в новизну и во всё новое без различия. На всех лицах лежит своеобразная печать большого города; лихорадочные глаза блестят сквозь её отверстия. С шумом проносятся поезда городской железной дороги по переполненным улицам, с их смешанной толкотнёй электрических трамваев, омнибусов, больших автомобилей для перевозки ручных тяжестей, ручных тележек, почтальонов на велосипедах, групп почтальонов, одетых в средневековые костюмы; тут же движется целый ряд ломовых извозчиков. В трамваях сидят ученики, которые едут в свои мастерские, позолотчик, столярное подмастерье; рядом с ним закройщик из конфекционного магазина, маленькая мастерица искусственных цветов, портниха, белошвейка, приказчики, кассиры, врачи, юристы, посыльные, мальчики из гостиницы, еще не одетые в форму, придающую им такую важность. Тут спит булочник, чистильщик вагонов, которые проработали всю ночь. В вагонах попадаются толстые женщины с краснощекими лицами, с искусственными прическами и бриллиантами в ушах: это женщины, торгующие мясом, они возвращаются в свою лавку после сделанных на скотобойне поставок. Рядом с ними сидят бледные, жирные господа, которые проводят весь день в темных конторах, согреваемых газом, согнутых от постоянного писания, с лысинами под шляпами, далеко не первой свежести. Офицеры, выглядящие довольно хорошо, курят на платформе свои утренние сигареты, говорят о службе, о повышениях. А на мостовой, среди всей этой многообразной толкотни расположились продавцы цветов со своими лотками. Они составляют оазисы в будничной суете.
Вот удивлённые покупательницы на площади теснятся около парижских модельных платьев и пальто, которые продаются по небывало дешёвым ценам. Во фруктовых лавках во всякое время года можно видеть исполинские экземпляры яблок и груш, которые как будто созданы для украшения. Блеск и свет на витринах ювелиров. Кафе и рестораны, старые и новые, соперничают друг с другом.
Гостиницы, пансионы, меблированные комнаты
В общем, берлинские гостиницы весьма хорошо устроены и недороги. Они имеют то преимущество, что в них есть комнаты на всякие цены.Если нужно помещение недорогое, то не нужно смущаться заходить для осмотра в первоклассные отели: в них очень часто останавливаться выгоднее и спокойнее, чем в дешевых.
В гостиницах (особенно II класса) обязательно нужно договариваться обо всем, тем более что там идет отдельно плата за прислугу, белье, освещение, отопление - и даже за то, что посетитель почему-либо не будет иметь утреннего кофе или чая, обеда. Все это надо точно выяснить, чтобы после не было вписано в счет и этим не создать себе неприятного сюрприза. Цены на помещение также меняются в зависимости от величины срока пребывания (за более продолжительное время делается иногда очень значительная скидка) и от количества поставленных в комнату кроватей (больше 3-х кроватей в одну комнату не допускается).
Об отъезде надо предупредить, особенно при кратковременной остановке, за день, а то непременно впишут за него в счет. В гостиницах советуем брать только помещение, без утреннего кофе и обеда, так как то и другое гораздо интереснее иметь в близлежайших кафе и ресторанах, тем более, что благодаря теплому климату на Западе, можно пить и есть на свежем воздухе и вместе с тем наблюдать уличную жизнь, которая в больших городах очень занимательна.
Цены колеблются между 1 м. 50 пф. и 8 м. и более за день за комнату с одной кроватью. Утренний завтрак шоколад, какао, кофе с булками, - от 75 пф. до 2 мар.
Рестораны
При большинстве гостиниц имеются также и рестораны, но в них питание обходится дороже, чем в специальных ресторанах, во множестве разбросанных по всему Берлину. В большинстве из них завтракают от 9 до 12 час., обедают с 1 до 5 час., ужинают с 7 час. вечера. В некоторых ресторанах обязательно брать вино, в других - пиво; без этого цена обеда безбожно повышается. Обычно средний обед, вполне сытный, стоит от 1 до 1.50 марок, в дорогих ресторанах от 3 до 7 марок. На чай обыкновенно дается около 10% с суммы счета.
Лучшие винные рестораны следующие: Dressel, Unter den Linden, 50$ Hotel de Rome, там же , 39; Royal, там же, 63; Imperial, там же, 27; Hotel Kaisrhof, Mohrester. 1.
Лучшие пивные рестораны также расположены, главным образом, на Friedrichstr. и Unter den Linden.
Средства передвижения.
Извозчик - это еще сохранившийся тип старого немца: терпеть не может таксы и очень любит вино; благодушен и разговорчив, если пообещаете на чай; нахален, - если пожелаете точно придерживаться таксы. А между тем это необходимо. В каждом экипаже в особом отделении около сиденья вы найдете книгу с детальной таксой; во время езды вы сможете в ней ориентироваться. На верху каждой страницы отпечатаны места отъезда в алфавитном порядке, затем следуют двумя столбцами, также в алфавитном порядке, конечные пункты поездки (районы, бецирки, вокзалы, главная улица). Тарифы назначены для времени с 6 утра до 11 ночи.
Берлинские трамваи своими линиями перекрещивают весь город. Очень удобное и быстрое сообщение. На передней дощечке вагона обозначены конечные пункты; буквы и номера означают линии трамваев. Боковые вывески на трамваях перечисляют названия главнейших пунктов остановки трамвая. Кондуктор (Schaffner), всегда дает очень любезно необходимые справки и указания. Остановки трамваев означаются вывесками, которые стоят на тротуарах. Там нужно всегда ждать на правой стороне того направления, по которому идет трамвай к намеченной станции. Остановки выкрикиваются в трамваях кондукторами. За исключением немногих линий, плата 10 пф. за весь конец. Передаточных билетов нет совсем. Трамваи находятся в движении с 5.30 утра до 1 ч. ночи. Подобные планы движений трамваев, которых в Берлине более 100 номеров, в официальных указателях, продающихся у кондукторов за 25 пф.
Омнибусы до сих пор сохранились в Берлине. Устаревший способ передвижения. Тряские колымаги, измученные лошади, захудалые кондукторы. В омнибусах введена плата по отдельным станциям (от 5 пф.). Весь путь стоит 10 пф.
Омнибусы - автомобили берут за станцию 10 пф. Летом едут автобусы в Грюневальд.
Автомобили. В последнее время несколько акционерных обществ выставили на извозчичьей бирже, правда, при протесте консервативных извозчиков, до двух сот наемных автомобилей-таксометров. Кроме того, вы можете во всякое время дня и ночи вызвать по телефону автомобиль-таксометр. За это особая приплата не взимается.
Электрическая подземная и воздушная дорога представляет большую берлинскую достопримечательность. Открыта она 1902-м году. Дорога эта создала очень быстрое и удобное сообщение между восточной и западной частями города. Вообразите только, поезда идут каждые 5 минут. Вагоны 2-го и 3-го класса. Плата до 4-х станций 10 пф., до 7 станций 15 пф., до 10-й 20 пф. С Nollendorfplatz дорога идет на запад под землей, на восток над землей.
Конечно, до тех пор, пока и у нас не будет проложена подземная дорога к сердцу таких городов, как хотя бы Санкт-Петербург и Москва, о настоящем совершенствовании транспортной системы мы можем даже не мечтать. Увы - с нашей извечной медлительностью и нерасторопностью во всем, что касается технического прогресса, дай Бог, у нас дойдут до этого руки лет через десять.*
Сведения почерпнуты из новейшего издания:
Берлин. Образовательные и познавательные экскурсии: Сборник-путеводитель. - Москва: Образовательные экскурсии, 1911. - (Серия «Культурные центры Европы»)
___
- Первая линия Московского метро, как известно, открылась 15 мая 1935 года., т.е., значительно позже, чем прогнозировал автор этого путеводителя.