Нет в мире лучше края...

Mar 06, 2011 13:09

В преддверии неизбежных гендерных торжеств хочется поговорить о чём-нибудь таком… хорошем. Что традиционно нравится женщинам. Одним словом, о чём-нибудь французском.

Почему-то вспомнилось между делом, как давно ещё, в незапамятные восьмидесятые, к нам в библиотеку приезжал с лекцией Какой-то Французский Лингвист. Довольно молодой и потому не очень знаменитый. Устроители мероприятия и представить себе не могли, что на протяжении всей лекции они будут только тем и заниматься, что бегать по соседним залам за новыми стульями. Потому что наплыв Учёных Женщин, желающих ознакомиться с настоящим и будущим французского языкознания, был совершенно ошеломительным, такого не ожидал никто, в том числе и сама заезжая Незнаменитость. Видя такое дело, я сама чуть не поддалась соблазну притвориться Учёной Женщиной и как-нибудь ввинтиться в плотную, взволнованно дышащую толпу, переполняющую аудиторию, но вовремя вспомнила, что должна дежурить на кафедре… Вечером, когда мимо меня потянулись вереницы весёлых, рассеянно улыбающихся Учёных Женщин, я стала перегибаться через кафедру, ловить их за кончики шалей и спрашивать - ну, как, как там, с французским языкознанием? Они улыбались ещё рассеянней и, сияя очками, говорили:
- Да-а-а… Там - да-а-а… Там такой, знаете ли, профиль….
- О, да-да-да! Вы тоже заметили? Абсолютный Жерар Филип.
- Да. Даже где-то интереснее, правда? Нет, честное слово, интереснее, это не мне одной… И та-ак говорит! Такой голос, прост с ума сойти!

Я поняла, что с французским языкознанием на настоящий момент всё в порядке, и покой снизошёл на мою душу. Не забудьте, однако, что всё это происходило в незапамятные восьмидесятые, когда оно - в смысле, французское языкознание - не так уж часто поворачивалось к нам профилем и говорило своим настоящим голосом. Поистине, было от чего сойти с ума.

К чему, бишь, я об этом вспомнила? Я не про то хотела рассказать! Я же - про Французский центр!

Да. Такой у нас тоже есть.

В моей любви к нему есть лёгкая нотка ревности, потому что раньше на его месте был Научный зал, где я работала. Впрочем, Научный зал как таковой отнюдь не пропал, а трансформировался в Зал языкознания и получил себе помещение не хуже, поэтому ревность моя - глупа, как, собственно, любая ревность, зато сам Французский Центр…

Ах! Mon Dieu, Французский Центр!

Двухэтажный. Светлый. Элегантный, как сама Франция - или , по крайней мере, как наше неистребимое о ней представление. В меру радушный, но с той лёгкой, легчайшей ноткой чуть-чуть снобистской отстранённости, которая так необходима для настоящей яркости и остроты отношений. Высоченный потолок с синими и лиловыми разводами, уводящими прямо в небо. Россыпь мелких ярких лампочек - то ли светлячки, то ли созвездия среди бела дня. Легчайшие, почти невесомые конструкции стеллажей, а на них - невероятная праздничная яркость журнальных и книжных обложек. Первое, что мы видим при входе - Энциклопедия французских вин. На русским языке, между прочим, - неописуемой красоты издание! А дальше - модные журналы в обнимку с многотомниками классиков, комиксы про Астерикса в нежнейшем соседстве с альбомами шедевров Лувра, фильмы, книжки-игрушки для самых маленьких, опять фильмы и опять книги, книги…. Видимый беспорядок и безупречная в ненарочитой своей небрежности внутренняя гармония. Как им это удаётся, причём практически - во всём?

За время своего существования у нас они кое-что про нас поняли. Было время, когда они собирали у себя исключительно современную французскую литературу - вплоть до того, что стоило бедному автору отправиться в лучший мир, как его книги немедленно изымались из фонда. Постепенно они увидели: наша Франция - другая, мы не представляем её без трогательных фокусов господина Журдена, без убийственного острословия Фигаро, без слёз мадам Бовари и неприятной, хотя и не лишённой обаяния усмешки Растиньяка…. Теперь там есть всё. Классика и современность. Книги и фильмы. Редкие музыкальные записи, которые мы долго и безуспешно искали в Сети. Великолепная - без преувеличения - справочная служба и без преувеличения же великолепные курсы французского языка. Праздники чтения, на которых никто не читает, но все веселятся, пьют сидр, покупают учебники и танцуют по внутреннем дворике, натыкаясь на видавшие виды и ничему не удивляющиеся бюсты знаменитых литераторов. Вечера встреч с Неизвестными Лингвистами и Известными Писателями (честное слово, у нас бывали и такие люди, как Морис Дрюон, да и не только он...)

Всё это - и не только это. Даже много больше того. Не верите - загляните вот сюда
http://www.ccf-moscou.ru/

А ещё лучше - приходите, чтобы посмотреть на это «вживую». И чтоб мне всю жизнь питаться лягушками, если после этого вы не разыщете меня и не скажете «спасибо» за совет.


Культурные центры

Previous post Next post
Up