БЛАГОВЕЩЕНСК, Россия. На противоположном берегу Амура, который создает естественную границу между Россией и Китаем, сверкает огнями город Хэйхэ. Новый с иголочки торговый центр "Юань Дунь" спускается к воде, и его название написано кириллицей такими большими буквами, что их видно с расстояния в километр с другого берега. Ночью напоминающие Лас-Вегас огни центрального района Хэйхэ отражаются в реке, а прожектор рисует в небе круги подобно автомагазину, пытающемуся привлечь покупателей.
У русских, живущих в Благовещенске (этот город расположен в двух днях пути поездом от Иркутска), вид Хэйхэ на противоположном берегу вызывает как восхищение, так и защитную реакцию. Пока я был в Благовещенске, мне много раз говорили, что Хэйхэ производит впечатление с расстояния, но если смотреть на него вплотную, то он грязный и хаотичный. Другие люди подчеркивали, что центральные власти в Пекине уделяют Хэйхэ безмерно щедрое внимание (в других городах такого размера нет столь яркого освещения), потому что он находится на границе. Русские такое уже видели. "Это потемкинская деревня", - говорит Михаил Кухаренко, возглавляющий Институт Конфуция в Благовещенске, который финансируется китайским правительством.
В то же время, русские любят Хэйхэ. Через Амур каждый день ходит несколько судов, перевозящих туристов и покупателей, едущих в Китай за дешевой электроникой и одеждой. Многие люди живут за счет "челночной торговли", покупая дешевые товары в Китае, а затем выгодно продавая их в России. Этих "челноков" так много, что в центре Благовещенска даже установили памятник торговцам. На нем есть надпись, гласящая: "За упорную работу и оптимизм предпринимателям Амурской области". Именно в этой области находится Благовещенск.
Большую часть прошлого века эта граница была закрыта. В 1969 году Советский Союз и Китай даже воевали за спорный остров, расположенный ниже по реке. Тогда погибли сотни военнослужащих.
Но в 1989 году граница открылась. И тот факт, что рядовые россияне и китайцы могут свободно переходить границу, добавил сложностей к и без того непростым взаимоотношениям двух держав. В частности, россияне столкнулись с весьма неприятным демографическим фактом: эта часть России стратегически важна, слабо заселена и находится под боком у мощного Китая, буквально лопающегося от избытка силы и энергии.
На Дальнем Востоке России, находящемся в восточной части Сибири на границе с Китаем и на побережье Тихого океана, живет всего 6 миллионов человек, и эта цифра быстро уменьшается. А прямо за границей, в трех провинциях северо-восточного Китая проживает около 110 миллионов человек. Между тем, российский Дальний Восток обладает значительными запасами нефти, природного газа и угля, в которых Китай остро нуждается для подпитки своей интенсивно развивающейся экономики.
Все это вызывает у многих россиян опасения в том, что со временем Китай возьмет этот регион под свой контроль. "Если мы не активизируем работу [на российском Дальнем Востоке], то в конечном итоге можем все потерять", - заявил в прошлом году российский президент Дмитрий Медведев. Кухаренко из Института Конфуция разложил все по полочкам: "Это закон физики, вакуум должен быть заполнен. Если здесь не будет русских, то будут китайцы".
Поэтому у России имеются серьезные опасения в отношении южных соседей - и это подтверждает поездка вдоль границы. Если Пекин активно обхаживает гостей и бизнесменов из России, то центральное российское правительство не уделяет должного внимания этому району, являющемуся воротами в Китай. Те немногие новые здания, что появились в Благовещенске - несколько торговых комплексов и многоэтажная гостиница - построены китайской компанией.
Если Благовещенск это довольно преуспевающий город, по крайней мере, в сравнении с другими российскими городами такого же масштаба, то Хэйхэ определенно переживает период самого бурного роста. В 1989 году это была обычная деревня, а сейчас там живет 200000 человек, то есть, почти столько же, сколько в Благовещенске. И в отличие от сверкающего, приветствующего гостей фасада Хэйхэ, плохо освещенная набережная Благовещенска может похвастаться только памятником воинам Второй мировой войны советской постройки, который представляет собой боевой корабль с пушками, развернутыми в сторону Китая.
Здесь можно вспомнить один многозначительный эпизод из 2007 года. Тогда власти Хэйхэ, очевидно, пытаясь сыграть на близости с Россией и повысить привлекательность города для туристов, расставили по всему городу мусорные баки, изготовленные в форме русской матрешки. Некоторые излишне чувствительные россияне усмотрели в этом оскорбление и намек на то, что русская культура просто мусор. Мини-скандал вышел в России на экраны национального телевидения, а российское министерство иностранных дел выступило с протестом. Поэтому власти Хэйхэ мусорные баки перекрасили. (Позднее я увидел в одном китайском городе мусорные баки в форме панд; это говорит о том, что матрешки на самом деле были лишь жестом дружелюбия.) Тем временем созданный в Благовещенске новый государственный культурный центр сначала носил название "Албазин" в память о военном форте, построенном первыми русскими поселенцами для защиты этой территории от китайцев. Затем местные историки обратились к властям с просьбой изменить название, заявив, что оно носит излишне провокационный характер.
Российские власти самыми разными способами затрудняют общение и контакты между русскими и китайцами. На улицах в Хэйхэ много надписей на русском языке. Но в Благовещенске надписей на китайском практически не найти. Если русские могут на короткое время без виз приезжать в Хэйхэ, то китайцы такой возможности лишены. Местные власти отдали лицензию на эксплуатацию судов, перевозящих через Амур пассажиров, местной монопольной компании с нужными политическими связями.
Теперь она за 10-минутную поездку берет плату в 40 долларов. (Посещающие Россию китайцы пользуются услугами другой компании, цена билетов у которой намного ниже.) Китай предложил на свои деньги построить мост между двумя городами, однако российская сторона затягивает решение этого вопроса вот уже несколько лет. По словам местного журналиста Евгения Кузьмина, "инициатива всегда принадлежит китайской стороне".
Недавно российские власти поставили новые мощные преграды на пути челночной торговли. Они уменьшили количество одежды, электроники и прочих товаров широкого потребления, которое русские могут ввозить в страну беспошлинно. Власти также сократили количество таких поездок для "челноков". Представительница городской администрации, попросившая меня не называть ее имя, сказала, что власти Хэйхэ продвигают идею превращения Благовещенска и Хэйхэ в "города-побратимы", однако российская сторона упирается. "Хэйхэ всегда выступает за развитие взаимоотношений, - отметила она, - город получает большие деньги от центрального правительства, поэтому у них масса предложений и идей по самым разным программам. Но у нас на это нет денег".
Однако на одно дело российское правительство средства Благовещенску все же выделило. Речь идет о строительстве новой береговой линии. В рамках пятилетней программы Москва дает около 200 миллионов долларов на создание совершенно нового городского фасада в прибрежной части. По словам представительницы городских властей, планом предусматривается создание песчаной насыпи вдоль набережной площадью почти в сорок гектаров. Это будет самое лучшее место для застройки. А затем вдоль нового берега планируется построить совершенно новые высотные здания.
Я спросил, предусматривает ли новый план создание такого же впечатляющего освещения, как в Хэйхэ. "Мы сделаем максимум возможного", - ответила она с улыбкой. А как насчет военного памятника с пушками, нацеленными на Китай? Он останется.
Оригинал публикации:
Don't Call Them Twin Citieshttp://inosmi.ru/fareast/20091230/157309776.html