Аль-Каида, что по-арабски означает 'Основание', изначально было названием, которое агенты ЦРУ в Саудовской Аравии дали базе данных, составленной ими для отслеживания отдельных личностей и групп, которым администрация США предоставляла финансовую поддержку в рамках противостояния афганских моджахедов российской оккупации Афганистана. ЦРУ также предоставляло моджахедам военную подготовку и материальное обеспечение. Американские торговцы оружием, агенты ЦРУ и работающие под прикрытие отряды особого назначения были глубоко вовлечены в помощь афганскому противостоянию российской оккупации. Среди поставляемых вооружений были запускаемые сплеча противовоздушные ракеты 'стингер', которые позволили моджахедам изменить ход сражений, что в конечном итоге привело к поражению и изгнанию российской армии из Афганистана.
Вся боевая техника из Вашингтона, предназначенная для афганских моджахедов, переправлялась через Пакистан с молчаливого согласия тогдашнего армейского диктатора Мухаммеда Зия-уль-Хака. Военная подготовка и материальное обеспечение моджахедов были бы невозможны без активной поддержки свирепых племен, живущих с пакистанской стороны Линии Дюрана ( 2 640-километровая зона (практически неразмеченная) границы между Афганистаном и Пакистаном. Возникла в результате трех англо-афганских войн - прим. перев.). Во время российской оккупации Афганистана, Осама Бен Ладен был дворецким, который помогал переправлять американское оружие и припасы силам моджахедов, которые превратились в союз иностранных наемников, представлявших страны от Саудовской Аравии до Чечни, и выгнавших русского медведя из Афганистана.
Играя в этом центральную роль, Бен Ладен находился в постоянном тесном контакте с ЦРУ и предположительно был единственным шансом Америки нанести России поражение на афганском фронте. Он выполнил задачу по уничтожению СССР так, как США этого не удалось бы и за сто лет затяжной 'холодной войны'.
Аль-Каида была не больше, чем страшилкой, придуманным невидимым и несуществующим привидением, которым можно пугать детей и неискушенную общественность. Аль-Каида стала для США оправдание для бесконечной войны с террором. Она является частью глобальной политики США по совершению ложных атак, подобных 11 сентября, взрывам на Бали, в Мадриде, Лондоне и Бомбее, которые дают Вашингтону предлог вмешаться, чтобы 'спасти и защитить' мировое сообщество от свирепствующего терроризма, который на самом деле был сотворен самими Соединенными Штатами.
Талибан не появился из ниоткуда за одну ночь - на самом деле это движение стало естественным результатом опосредованной войны, которую США вели против Советского Союза в Афганистане. Талибан - это крупнейшая этническая группа пуштунов, занимающая огромные пространства и формирующая 80 процентов населения Афганистана. Отчаянно независимые пуштуны всегда защищали свою родину от иностранного вмешательства с 326 года до н.э. История региона знает множество захватчиков, которые не смогли взять верх над пуштунами. Среди этих захватчиков были персы, скифы (современная Украина), кушаны, саки, гунны, арабы, турки, монголы, англичане, русские и американцы вместе со своими союзниками по НАТО. Ни одной чужестранной державе не удалось полностью приручить их. Большинство из захватчиков были разбиты наголову или поглощены в племена таким образом, что со временем потеряли большую часть своей индивидуальности. Адаптивность пуштунов к военным стратегиям захватчиков была на высшем уровне, и они использовали эти стратегии, чтобы воевать друг с другом до того момента, пока перед их суверенитетом не вставала очередная иностранная угроза. Именно это воинское перенацеливание и сформировало взгляды пуштунов и Талибана.
Первые столкновения афганцев с современной военной мощью произошли во время трех англо-афганских войн 1839, 1878 и 1919 годов. После того, как им не удалось добиться в Афганистане хоть какого-то прогресса, британское правительство в Индии установило проницаемую границу между Афганистаном и британской Индией, известную под названием Линия Дюрана, которая не повлияла на афганцев, имевших тесные этнические и культурные связи с пуштунами, проживающими по другую сторону границы. Англичане дали племенам, живущим к востоку от Линии Дюрана полуавтономный статус, создав 'племенные агентства', которые превратились в Зону племен после того, как в 1947 году Пакистан получил независимость. Территория Зоны племен в целом оставалась довольно спокойной до последней четверти двадцатого века. Советская оккупация Афганистана в 1979 году положила конец этому спокойствию, когда консервативное религиозное большинство Афганистана взбунтовалось против оккупации, и на свет появилась мощная группа моджахедов, которые возглавили восстание против Советов. В ответ Советская армия начала зверскую противоповстанческую кампанию, которая заставила моджахедов объявить джихад. Согласно доступной информации, за десять лет оккупации русские силы и их левые афганские союзники убили 1,3 миллиона афганцев, уничтожили инфраструктуру городов и сельских местностей и стали причиной для бегства 5,5 миллионов афганцев в лагеря беженцев в Иране и Пакистане, откуда большинство из них перебрались в Зону племен.
После унизительного поражения и тяжелых потерь людей и вооружений, русские были вынуждены уйти из Афганистана в феврале 1989 года. Они оставили своим левацким союзникам в Кабуле огромные запасы оружия и амуниции и продолжали поддерживать их еще два года после унизительного отступления. Левое правительство, которое оставили за собой русские, не смогло противостоять мощи моджахедов и утратило власть в апреле 1992 года. Неорганизованные группы моджахедов не смогли организовать себя и вышли из строя. У каждой фракции был свой лидер или полевой командир, стремившийся захватить власть. Распри между полевыми командирами, а также уставшее от войны население, привели к возникновению ситуации, в которой радикальные идеи талибов смогли завоевать популярность. Существует поговорка о том, что пуштун никогда не находится в состоянии мира, кроме тех случаев, когда он на войне.
Ядро Талибана выросло в лагерях афганских беженцев в Пакистане. Они явились миру в образе праведных религиозных студентов, стремящихся к миру. Их популярность быстро распространилась среди пуштунского населения, и они стали фактическими лидерами пуштунов под командованием муллы Омара, который заявлял свое право вести за собой не только всех афганцев, но и вообще всех мусульман. В ноябре 1994 года Талибан захватил контроль над южной провинцией Канадагар и объявил себя законным правителем Афганистан. Талибы добились стремительного прогресса в своих завоеваниях, и к 1997 году контролировали более 95 процентов территории страны. Мулла Омар имели тесные связи с Бен Ладеном, и Талибан размещал на контролируемых территориях учебные лагеря и лидеров Аль-Каиды. В это же время талибы, по слухам, поддерживали воинствующие группы фанатиков-фундаменталистов в Пакистане.
Среди бесчисленного множества трансконтинентальных террористов Аль-Каида дает Талибану религиозный мотив и ощущение некой правомерности. Она помогает Талибану со сбором информации и в ведении военных действий, а также, вполне возможно, предоставляет деньги, людей, продвинутые технологии и тактическое обучение. Кроме того, Талибан поддерживают или, по крайней мере, координируют с ним свои действия некоторые центральноазиатские исламистские движения и более мелкие воинствующие группы. В результате исторической случайности руководство этим движением выпало Талибану, так как талибы фактически рассеяли советскую оккупацию Афганистана. Так как религиозные семинарии сыграли главную роль в антисоветском джихаде, они завоевали репутацию центров как учености так и деятельности моджахедов по привлечению новых сил.
Этот аспект остается решающим в успехе или провале восстания талибов. Восстание не может поддерживать себя без поддержки населения. Пуштунское большинство оказалось уязвимо из-за (как представлялось им) отсутствия влияния в Кабуле. Их подозрительность и недоверие к правительству только усилились из-за неспособности переходного правительства Афганистана защитить их от враждебных северных полевых командиров, геноцида и постоянных нарушений прав человека, допускаемых американскими силам в Афганистане и племенных территориях Пакистана. Совокупность пуштунских племен по обе стороны Линии Дюрана общей численностью примерно в 28 миллионов человек предоставляют Талибану добровольцев, обслуживающий персонал, деньги, оружие и самые актуальные разведданные. На племенных территориях проживают два поколения закаленных войной жителей, и талибами легко привлекать в свои отряды опытных бойцов, знающих территорию и способных существовать в суровых условиях. Дополнительным бонусом является доставшееся им оружие.
Моджахеды во время войны с СССР в 1980-х. Те же тактики используются ими в войне против руководимой США оккупацией, проводимой после 11 сентября. Стратегия Талибана - это стратегия терпения, в то время как руководимая США коалиция торопится стереть их с лица земли. В результате подобного торопливого подхода, они убили сотни тысяч гражданских лиц по обе стороны Линии Дюрана. История демонстрирует, что такие проницаемые системы обороны, как Линии Мажино и Зигфрида, и даже стена римского императора Адриана, не могут сдержать бескомпромиссных и полных решимости борцов за свободу.
Стратегия Талибана - это стратегия терпения. Они проводят классическую 'войну блохи', заставляя своих врагов испытывать невыгодное положение 'собаки': слишком большое пространство, которое необходимо защищать от слишком маленького, вездесущего и проворного врага. Если война продолжится достаточно долго, собака непременно станет жертвой изнеможения. Часто цитируемый постулат Талибана звучит следующим образом: 'У американцев могут быть часы, но у нас есть время.'
Автор - бывший генерал-инспектор полиции
Обсудить публикацию на форуме
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 01 июля 2009, 14:22
Оригинал публикации: The Al-Qaeda demon