Не имея ни малейших планов на обозримое будущее и вкушая запахи средиземноморской кухни под музыкоподобный вой новых португальских сожителей, я знакомлюсь с понятием эстетического гедонизма. Как выясняется, оно эквивалентно пассивному эпикурейству, которое зиждется на том, что нет никакой истины, кроме ощущений. Систему моральных ценностей пассивной чувственной ментальности можно определить понятиями «аморализм» и «нигилизм»: нет никаких реальных моральных ценностей, за исключением предельно чувственных. Эстетические ценности - сугубо ментальные, «рафинированно патологичные». Таким образом, эстетический гедонизм предполагает, что эстетическое и этическое несоединимы и независимы друг от друга.
Оно, вероятно, и верно. Поскольку что как ни это может объяснить наличие в Тэйт Модерн творения великого китайского художника Ай Вейвейя в виде поля из фарворовых подсолнечных зерен. По полю ходить нельзя. Но зато можно посмотреть 15ти минутную краткометражку про то, как Ай Вейвей вовлек полкитая в его производство. Трудолюбивые китайские женщины и мужчины трудились примерно полгода и дружными рядами таскали ведрами фарфорвые китайские подсолнечные зерна трудолюбивым китайским художникам и художницам на раскраску. Особенно одаренным достаточно было три мазка черной краской для достижения максимального сходства с подсолнечным зерном. Менее одаренным - четыре. А иногда даже пять. Сам Ай Вейвей в этот момент запустил свой блог и сфотографировался голым в прыжке.
Хотя, если говорить по-честному, современное искусство иногда все же заставляет задуматься. На днях беседуя с одним педагогом скульптуры и развития критического мышления поднимался вопрос о рациональности в оценке творческой работы. Молодая иранская художница в его группе, например, решила соткать ковер из лобковых волос. Как символ солидарности с мусульманскими женщинами и признания их нелегкой судьбы. Поперхнувшись дешевым вином, я подумала, а что? Вот будет себе ткать, и, так сказать, самоутвердится человек. Не самый плохой и сложный способ, если сравнивать с успешной карьерой, достойным замужеством и еще Бог знает чем, что считается на Западе самоопределением своего феминистического естества. Другая же девушка решила опубликовать свой диплом через статус апдейт на фейсбуке. Оно ведь тоже хорошо, инновационно. Емко, и, как говорится, краткость - сестра таланта. Я долго думала о статусах и коврах, и до сих пор не проходит шрам от резинки, которую я теребила на руке.
Теневые арт иллюзии от Тима Нобля и Сью Вебстер более заурядны, но, тем не менее, портрет Фрейда все-таки выделяется своей новизной. Ряд других работ тоже можно отметить, но груда алых членов вне конкуренции безусловно. Вообще, если думать об использовании груд, куч, насыпей, мусора,отходов и проч. в современном искусстве, вспоминается широкораспростарненная среди лондонских художников шутка: "is this art or can I use it?", которая употребляется по отношению к любому предмету обихода в мастерской. А в каждой шутке есть доля шутки, как известно.
Определенно, уайбиэй и пост-уайбиэй достойны внимания. Конечно, кровать, усеянная менструальными пятнами, грязным нижним бельем, использованными прокладками и презервативами, или же 2 надувных резиновых куклы со страпоном, которые между прочим, кажется, в какие-то годы тоже были удостоены Тернеровского приза, это уже, наверное, слишком, но что ж поделать, таковы современные реалии. И пока мои бывший сосед будет апдейтить свой фейсбук статус о том, как он снял 10ти фунтовую проституку на Брик Лейне, все, что написано выше, видимо, действительно в какой-то мере отражает современное абсурдное общество.
В общем, как-то больно и неудобно. Нет, не за современное абсурдное общество. Больно и неудобно сидеть спиной к стене, пока я это все пишу, потому что кресла и дивана нет. Да и вообще, много чего нет. Но об этом в следующий раз, что ли.