НА БЕРЕГУ ДОНА
Немцам, потеснившим наши войска на западном берегу Дона, южнее Воронежа, в районе одного населенного пункта, удалось стремительным налетом перебраться на восточный берег и одной ротой зацепиться там. Они сразу же постарались расширить плацдарм и стали накапливаться той же ночью. Кроме того, фашисты немедленно принялись укреплять захваченный населенный пункт, подступы к нему, опоясывающий селение хвойный лес и кустарники. Все подходы были минированы, везде вырыты окопы, устроены дзоты. Наконец, в ряде мест немцы закопали танки. Придавая большое значение этому рубежу, противник стремился основательно закрепиться здесь, рассчитывая совершить отсюда дальнейший прыжок вперед. Очевидно, немцы намеревались снова вклиниться в нашу оборону, разрезать ее и тем самым обеспечить продвижение на юг.
О далеко идущих планах врага свидетельствует тот факт, что немцы ввели в бой полнокровную кадровую 75-ю дивизию, которая, как явствует из подобранных на поле боя документов, значилась в резерве самого Гитлера. Вместе с пехотной дивизией в населенном пункте был сосредоточен тяжелый артиллерийский полк. Кроме того, перебравшихся на восточный берег немцев поддерживали артиллерийские батареи и минометы, расположенные на высоком западном берегу Дона.
Немцы, укрепившись на этом участке, угрожали дальнейшим продвижением. Естественно, что возникла срочная необходимость ликвидировать вражеский язык, проникший в нашу оборону, и сбросить врага в Дон. Операция по ликвидации немецкого плацдарма в населенном пункте длилась несколько дней. Противник сопротивлялся с исключительным ожесточением, пользуясь тем, что у него буквально был нагроможден дзот на дзоте.
Наши части были полны решимости драться до победы и уничтожить хорошо укрепившегося врага. Эту, несомненно, трудную задачу они выполнили благодаря умело организованному взаимодействию пехоты, танков, артиллерии и авиации. Путем охвата с флангов наши части постепенно сжимали мертвое кольцо вокруг противника. Танки наседали слева и справа, уничтожая вражеские огневые точки. Нередко им приходилось итти напролом через лес. Груды сваленных сосен свидетельствуют о мощи наших танков, прокладывавших себе путь, несмотря на сильное огневое сопротивление немцев. Отважным танкистам удалось даже проникнуть в населенный пункт. Стремительным налетом они внесли смятение в лагерь врага.
Танковые атаки производились днем, а ночной порой изматывала врага наша бомбардировочная авиация. Особенно досталось немцам накануне решительного штурма. В эту ночь наши летчики, как говорят бойцы, не слезали с неба. Чего только ни делали немцы, чтобы отразить ожесточенные атаки советской авиации. Тринадцать прожекторов, трассирующие снаряды, плотный заградительный огонь - все, казалось, предприняли фашисты, чтобы сорвать наше бомбометание, но успеха они не добились. Советские летчики исправно сбрасывали бомбовый груз, нанося врагу большой урон и деморализуя его солдат.
После того, как немцы были уже основательно потрепаны, прямо с хода была введена в дело наша пехота, прибывшая к месту развернувшихся боев. Задача момента - быстро подтянуть резервы и гибко маневрировать ими в ходе боя - была разрешена, и это обеспечило конечный успех. Бойцы N стрелкового полка, несмотря на только что совершенный марш, с задором и отвагой ринулись в атаку на врага.
Последний бой, начавшийся утром 20 июля, закончился к двум часам дня полным разгромом немцев. Яростно дрались пехотинцы, уничтожая ненавистного врага, и даже раненые не покидали поля боя. Сам командир полка дважды был ранен, но продолжал руководить своими подразделениями. Точно так же и комиссар полка старший политрук Чувашов, несмотря на два ранения, не вышел из строя и продолжал воодушевлять бойцов.
Охваченные боевым порывом, наши бойцы захватили укрепленные селения. Противник, вернее его деморализованные остатки, бежал на другой берег Дона и сжег за собой деревянный мост, только этим избежав преследования. На поле боя остались тысячи трупов немецких солдат и офицеров. В самом селе красноармейцы увидели огромное кладбище, где немцы закапывали убитых в первые дни боев. Потом уже у них не было времени, и трупы валялись на улицах.
В этих боях наши части захватили трофеи, которые только еще подсчитываются. Уже сейчас известно, что взято более 50 орудий, 50 автомашин и столько же минометов, десятки станковых и легких пулеметов, сотни винтовок, снаряды, мины, гранаты.
Восточный берег Дона после овладения этим укрепленным рубежом был полностью очищен от немцев на участке N соединения. 75-я дивизия разгромлена. || Батальонный комиссар Т.Лильин.
+ + + + + + +
Источник: «Красная звезда» №174, 26 июля 1942 года
# И.Эренбург.
Дон зовет || «Красная звезда» №161, 11 июля 1942 года
#
Упорно и стойко отражать атаки врага || «Красная звезда» №164, 15 июля 1942 года