Кавалерийская слава || «Известия» 9 апреля 1943 года

Jul 23, 2019 07:50




По ведущей к фронту дороге, распаханной грозным плугом войны, едем мы в кавалерийскую часть, прославившую себя в недавних боях.

Всюду видны следы недавно прошедших сражений. Скелеты немецких машин торчат из обочин кверху колёсами. Свежую воронку от бомбы за ночь наполнил водой тёплый весенний ливень.

Ленивый степной ветерок метёт по дороге пёстрые коробки из-под немецких и итальянских сигарет, шелестит обрывками берлинских и римских журналов. Здесь, в этих степях, фашисты бежали назад. По этому шляху гнали их кавалеристы.

В коротком перерыве между боями собрался слёт орденоносцев Н-ской кавалерийской части, где командиром тов. Чудесов, заслуженный, поседевший в битвах воин, трижды орденоносец, на-днях награждённый орденом Кутузова.

В самом этом полуторачасовом слёте лучших воинов части есть глубокий смысл. Даже короткую паузу между схватками используют наши бойцы и командиры, чтобы обобщить свежий опыт боя. Растёт практическая мудрость наших людей, пришла пора их зрелости и возмужания.

Глядя на обветренные, загорелые лица собравшихся на слёт, слушая их речи, трудно поверить, что эти люди ещё недавно были новичками войны. Вот, например, выступающий сейчас сержант Курмаков. Этот воин-татарин сам подтрунивает над собой, когда вспоминает, как ещё недавно он «кланялся» каждому снаряду. Спокойствие приходит с опытом.

Его сменяет казах Кинзебулатов. Не так давно он был рядовым бойцом. Сейчас Кинзебулатов - командир миномётного взвода.

У многих людей ещё сохранилось традиционное представление о кавалерии, как о романтическом роде войск, созданном для короткого сабельного удара. Между тем в современном бою конница приобрела новые, сложные качества. Быть может, бой современной конницы несколько потерял в своей внешней романтичности, но зато кавалерия приобрела возможность решать крупные оперативные задачи.

В Сталинградской операции, например, немалую роль сыграло кавалерийское соединение, в которое входила и Н-ская часть, сегодня собравшая на слёт своих орденоносцев. Имея своей задачей во взаимодействии с другими войсками срезать группировку противника в излучине Дона, кавалеристы делали марши по 80-100 километров в сутки. В этих суворовских переходах конникам приходилось бороться не только с немцами, но и с природой - с вьюгой, заносами, бездорожьем.

В последних боях кавалеристам пришлось решать разнообразные задачи во взаимодействии с танками и пехотой. Им случалось и самостоятельно прогрызать оборону противника, овладевать его траншеями.

Конники показали в этих боях искусство превращения, спешиваясь, где нужно, и наступая в качестве штурмовых отрядов автоматчиков, или садясь на танки и превращаясь в танковые десанты.

И всюду конники пускали в ход свой основной козырь - внезапность. Как снег на голову, как горный обвал, сваливались они на вражеские колонны, на тылы и фланги противника.

В одном из минувших боёв конники победили… фашистскую авиацию. Кавалерийская группа смело прорвалась на вражеский аэродром и захватила 18 самолётов вместе с экипажами, не дав им взлететь.

Завидев наших кавалеристов, некоторые фашистские лётчики успели запустить моторы, но гранаты, метко брошенные в лопасти винтов, остановили машины на старте.

Беспредельная отвага и находчивость - ведущие качества конников. Недавно, например, в одной балке командир Балан с пятью бойцами встретил отходивший отряд в 150 немцев. Шесть кавалеристов не растерялись. Они отрезали путь немецкой группе, заняли выгодную позицию в балке, оглушили фашистов внезапным огнём и уничтожили больше 50 солдат и офицеров, и многих взяли в плен.

…О воинских подвигах конников рассказывают выступающие орденоносцы. Старший лейтенант Иван Запорожец со своим эскадроном отразил атаку пятидесяти немецких танков с пехотой. Немцы не выдержали огня кавалеристов и отступили, оставив на поле боя 8 сожжённых танков, 5 разбитых орудий и 6 автомашин. Конники захватили три исправных танка, один с экипажем в полном составе, и «отбуксировали» их в тыл.

На одном участке противнику удалось продвинуться вплотную к полковой батарее. Но никто из орудийных расчётов не отошёл ни на один метр. Артиллеристы-конники продолжали бить прямой наводкой по обтекающему батарею врагу. Наводчик сержант Филатов и замковый Прокудин, тяжело раненые, истекая кровью, продолжали вести огонь. Они дрались до последнего дыхания и погибли у своих орудий, заколотые штыками немецких солдат.

Один прекраснее другого встают перед глазами собравшихся образцы воинской славы, незримо витающей у древка боевого знамени части. Знамя находится тут же, как святыня, охраняемое почётным караулом с клинками наголо. Освещённый шёлк его осеняет головы собравшихся бойцов. Многие ветры колыхали этот пунцовый шёлк!

Конники гордятся своей родословной. Матерью их была прославленная в битвах гражданской войны Первая запорожская червонно-казачья имени французской компартии дивизия.

«Не посрамим славы запорожцев!» - клянутся выступающие, обращаясь лицом к знамени. И в этой перекличке сквозь даль времён есть великая преемственность народной славы.

Об этой кавалерийской славе, об этих традициях напомнил, закрывая слёт, боевой гвардейский генерал, не раз водивший кавалеристов на славные дела. Он призвал конников приумножить отцовскую славу и показать, на что способны русские кавалеристы, кони которых пили воду Шпрее. Генерал говорил о законной гордости конников, участвовавших в беспримерном разгроме вражеских полчищ под Сталинградом.

Поздним вечером именитые воины раз’езжались в свои подразделения. В необозримой степи, на фоне глубокой синевы вечернего неба долго ещё были видны силуэты скачущих вдаль всадников, очертания их бурок с широким разлётом плеч… || Братья ТУР, спец. корреспонденты «Известий». ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 8 апреля.

+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

Три паровоза - сталинградским железнодорожникам

ТАШКЕНТ, 8 апреля. (По телеф. от соб. корр.). Коллектив паровозного депо станции Ташкент во внеурочное время восстановил для Сталинградского железнодорожного узла два мощных паровоза. К первомайским праздникам ташкентские паровозники решили в качестве подарка преподнести сталинградцам ещё один паровоз, выпустив его из капитального ремонта сверх плановых заданий.

+ + + + + + + + +

Источник: «Известия» №83, 9 апреля 1943 года

# Л.Никулин. Здравствуй, конница! || «Известия» №90, 17 апреля 1943 года

весна 1943, 1943, апрель 1943, газета «Известия»

Previous post Next post
Up